04.06.2021
1809
1

Организация внеурочной деятельности в современных условиях в школе

Федеральный государственный стандарт (ФГОС) установил обязательное наличие внеурочной деятельности для начальной и средней школы, именно такая деятельность становится возможностью улучшения качества образования, так как:

  1. является личностно-ориентированным взаимодействием педагога и ученика, которое обеспечивает становление учащегося как личности в школьные годы. 
  2. помогает ребёнку выбрать область своих интересов, развить свои способности. 

Основная цель внеурочной деятельности – это всестороннее развитие ученика, в будущем взрослого с набором ценностей необходимых для современного общества, поэтому существует несколько направлений внеурочной деятельности: 

  1. Спортивно-оздоровительное. Это могут быть различные спортивные секции: волейбольная, футбольная, лыжная. 
  2. Общекультурное. Примером внеурочной деятельности здесь может быть театральная студия, изостудия, музыкальная студия, культпоходы в музеи и театры. 
  3. Социальное. Данная внеурочная деятельность должна быть связана с социализацией детей. Примером может быть “Мир в котором я живу» – программа клуба для начальной школы, где младшие школьники учатся следить,охранять и защищать природу своего родного края, что позволяет им ощутить свою значимость и способность делать полезные дела; экологические бригады, конкурсы юных инспекторов дорожного движения (ЮИД). 
  4. Общеинтеллектуальное. Например, «Я исследователь» программа дает возможность учащимся посмотреть на привычные для них реалии жизни с позиции ученых, что формирует у них гибкость ума и креативные качества; «Занимательная экология» затрагивает глобальные и локальные экологические проблемы в свете действий каждого человека, познаются экологические процессы в занимательной форме для учащихся 6-7 классов. 
  5. Духовно-нравственное. Военно-патриотические клубы, например, «Дорога добра» – это внеурочная деятельность для начальной школы, направленная на воспитание и культивирование таких личностных качеств как доброта, честность, совесть, толерантность и милосердие. 

Основные задачи внеурочной деятельности: 

  1. Реализация единства образовательного процесса. 
  2. Формирования целостной и эмоционально образной картины мира. 
  3. Обращение к непредставленным в основном образовании темам, но являющимся личностно важными для ученика
  4. Создание условий для усвоения культурных ценностей, воспитание уважения к своей и чужой культуре. 

Для достижения данных задач, внеурочная деятельность строится на определенных принципах: 

  1. Принцип дифференциации – выявление и развитие склонностей и способностей учащихся к определённой творческой деятельности. Предоставление выбора учащимся.
  2. Принцип единства. Целостность образования, воспитания и развития. 
  3. Принцип экологизации. Развитие бережного отношения к окружающей среде. 
  4. Практико-деятельностный принцип – основа образовательного процесса. 

Внеурочная деятельность имеет различные формы организации

Беседа – достаточно старый метод организации дидактической работы. Беседу организовать несложно, достаточно подготовить необходимую информацию по определённой теме и вопросы. 

Преимущества беседы: 

  • активизирует деятельность учащихся вовлечением в разговор на интересующие темы; 
  • развивает речь и память; 
  • может быть проводником личностного воздействия учителя на учащихся. 

Сложность данного метода в том, частое его использование вводит детей со временем в скуку. 

Конференции – данный формат внеурочной деятельности не может быть организован часто, так как требует большого охвата учащихся и серьезной подготовки. Прибегать к такой форме лучше в середине или конце курса внеурочной деятельности в качестве формата подведения итогов. Важно выбрать не узконаправленную тему, и обязательно конференция должна носить проблемный характер. Обычно конференции предшествует написание научной работы, а сама она проходится на основе школьных научных сообществ. 

Конференция имеет ряд преимуществ: 

  • введение детей в формат организации работы как в мире взрослых, 
  • возможность рассмотреть интересный проблемный научный вопрос в своём собственном исследовании. 

Возможная сложность заключается в том, что не все дети готовы кропотливо заниматься исследовательской работой. 

Конкурсы, соревнования – вид внеурочной деятельности, который помогает учащимся развить навык самостоятельности и конкурентоспособности. Интересно организованные конкурсы и соревнования позволяют дополнительно мотивировать учеников к дальнейшему изучению необходимого материала помимо школьной программы. 

Походы в театры, кино, музеи – формируют коллективный разум вне учебной деятельности, являясь и элементом отдыха и познавательной деятельности. Организовать культурный поход возможно по интересам учащихся и на основе изучаемой темы предмета. Это поможет глубже и с другой стороны наглядно рассмотреть информацию по определённому предмету. 

Клубы – это форма организации досуга школьника, в рамках которой формируется потребность эмоциональной и информационно познавательной организации свободного времени школьника. 

В рамках данной формы внеурочной деятельности возможна реализация любого вышеперечисленного формата. Клубы объединяют детей по интересам и формируют продуктивное общение. Они имеют свою эмблему, программу, устав и девиз, а также делятся на технические, спортивные и предметные. 

Для организации клуба необходима целенаправленная программа данной деятельности. Трудности могут возникнуть при правильном целеполагании деятельности клуба и составлении программы. 

Однако их преимущество в том, что в ненавязчивой, интересной форме в равной и самостоятельной группе они утверждают ценности образования, здравоохранения, уважения к личности другого человека, исторические ценности и ценности свободы и мысли. 

Такое разнообразие видов деятельности обеспечивает индивидуальные потребности учеников. Педагог и учащийся находятся в эмоционально наполненной среде увлеченных людей. Дети направлены на успех в различных сферах. 

С обозначением внеурочной деятельности в новых стандартах создаётся образовательная экосистема, позволяющая учащимся развиваться всесторонне, готовиться к реалиям современного мира и выработать качества, необходимые для будущей профессии.

Комментарии (1)
  • Фото аватара
    Ирина

    Ольга, спасибо! Отличная статья! Как раз то, что мне было нужно узнать на текущий момент!

    04.06.2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×