Федеральный государственный стандарт (ФГОС) установил обязательное наличие внеурочной деятельности для начальной и средней школы, именно такая деятельность становится возможностью улучшения качества образования, так как:
- является личностно-ориентированным взаимодействием педагога и ученика, которое обеспечивает становление учащегося как личности в школьные годы.
- помогает ребёнку выбрать область своих интересов, развить свои способности.
Основная цель внеурочной деятельности – это всестороннее развитие ученика, в будущем взрослого с набором ценностей необходимых для современного общества, поэтому существует несколько направлений внеурочной деятельности:
- Спортивно-оздоровительное. Это могут быть различные спортивные секции: волейбольная, футбольная, лыжная.
- Общекультурное. Примером внеурочной деятельности здесь может быть театральная студия, изостудия, музыкальная студия, культпоходы в музеи и театры.
- Социальное. Данная внеурочная деятельность должна быть связана с социализацией детей. Примером может быть “Мир в котором я живу» – программа клуба для начальной школы, где младшие школьники учатся следить,охранять и защищать природу своего родного края, что позволяет им ощутить свою значимость и способность делать полезные дела; экологические бригады, конкурсы юных инспекторов дорожного движения (ЮИД).
- Общеинтеллектуальное. Например, «Я исследователь» программа дает возможность учащимся посмотреть на привычные для них реалии жизни с позиции ученых, что формирует у них гибкость ума и креативные качества; «Занимательная экология» затрагивает глобальные и локальные экологические проблемы в свете действий каждого человека, познаются экологические процессы в занимательной форме для учащихся 6-7 классов.
- Духовно-нравственное. Военно-патриотические клубы, например, «Дорога добра» – это внеурочная деятельность для начальной школы, направленная на воспитание и культивирование таких личностных качеств как доброта, честность, совесть, толерантность и милосердие.
Основные задачи внеурочной деятельности:
- Реализация единства образовательного процесса.
- Формирования целостной и эмоционально образной картины мира.
- Обращение к непредставленным в основном образовании темам, но являющимся личностно важными для ученика
- Создание условий для усвоения культурных ценностей, воспитание уважения к своей и чужой культуре.
Для достижения данных задач, внеурочная деятельность строится на определенных принципах:
- Принцип дифференциации – выявление и развитие склонностей и способностей учащихся к определённой творческой деятельности. Предоставление выбора учащимся.
- Принцип единства. Целостность образования, воспитания и развития.
- Принцип экологизации. Развитие бережного отношения к окружающей среде.
- Практико-деятельностный принцип – основа образовательного процесса.
Внеурочная деятельность имеет различные формы организации:
Беседа – достаточно старый метод организации дидактической работы. Беседу организовать несложно, достаточно подготовить необходимую информацию по определённой теме и вопросы.
Преимущества беседы:
- активизирует деятельность учащихся вовлечением в разговор на интересующие темы;
- развивает речь и память;
- может быть проводником личностного воздействия учителя на учащихся.
Сложность данного метода в том, частое его использование вводит детей со временем в скуку.
Конференции – данный формат внеурочной деятельности не может быть организован часто, так как требует большого охвата учащихся и серьезной подготовки. Прибегать к такой форме лучше в середине или конце курса внеурочной деятельности в качестве формата подведения итогов. Важно выбрать не узконаправленную тему, и обязательно конференция должна носить проблемный характер. Обычно конференции предшествует написание научной работы, а сама она проходится на основе школьных научных сообществ.
Конференция имеет ряд преимуществ:
- введение детей в формат организации работы как в мире взрослых,
- возможность рассмотреть интересный проблемный научный вопрос в своём собственном исследовании.
Возможная сложность заключается в том, что не все дети готовы кропотливо заниматься исследовательской работой.
Конкурсы, соревнования – вид внеурочной деятельности, который помогает учащимся развить навык самостоятельности и конкурентоспособности. Интересно организованные конкурсы и соревнования позволяют дополнительно мотивировать учеников к дальнейшему изучению необходимого материала помимо школьной программы.
Походы в театры, кино, музеи – формируют коллективный разум вне учебной деятельности, являясь и элементом отдыха и познавательной деятельности. Организовать культурный поход возможно по интересам учащихся и на основе изучаемой темы предмета. Это поможет глубже и с другой стороны наглядно рассмотреть информацию по определённому предмету.
Клубы – это форма организации досуга школьника, в рамках которой формируется потребность эмоциональной и информационно познавательной организации свободного времени школьника.
В рамках данной формы внеурочной деятельности возможна реализация любого вышеперечисленного формата. Клубы объединяют детей по интересам и формируют продуктивное общение. Они имеют свою эмблему, программу, устав и девиз, а также делятся на технические, спортивные и предметные.
Для организации клуба необходима целенаправленная программа данной деятельности. Трудности могут возникнуть при правильном целеполагании деятельности клуба и составлении программы.
Однако их преимущество в том, что в ненавязчивой, интересной форме в равной и самостоятельной группе они утверждают ценности образования, здравоохранения, уважения к личности другого человека, исторические ценности и ценности свободы и мысли.
Такое разнообразие видов деятельности обеспечивает индивидуальные потребности учеников. Педагог и учащийся находятся в эмоционально наполненной среде увлеченных людей. Дети направлены на успех в различных сферах.
С обозначением внеурочной деятельности в новых стандартах создаётся образовательная экосистема, позволяющая учащимся развиваться всесторонне, готовиться к реалиям современного мира и выработать качества, необходимые для будущей профессии.
Ольга, спасибо! Отличная статья! Как раз то, что мне было нужно узнать на текущий момент!