Лексический подход на онлайн-уроках

Марина Долгачева, эксперт тренинговых центров Skyeng и Skysmart, попробует детально разобраться, как эффективно использовать лексический подход на онлайн-уроках. Stay tuned.

У лексического подхода в настоящее время много как сторонников, так и противников. Существует мнение, что этот подход эффективен только с теми учениками, у которых язык уже на высоком уровне, и вообще, уроки с лексическим подходом — это больше разговорный клуб, нежели урок.

Важно помнить три главных факта о лексическом подходе:

Факт 1

Лексический подход — это не про обучение, а про отношение к языку в целом. Мало знать значение слова, мало знать его грамматические формы. Нужно знать, как это слово работает в контексте естественного общения.

Например,

Учитель: What are you doing?

Ученик: I’m going home now.

Грамматически верное предложение, но неестественное для реальной ситуации общения, поэтому мы можем предложить ученику использовать в качестве ответа чанк “I’m on my way home”. В лексическом подходе чанк — это словосочетание или фраза, типичная для данного языка.

В ходе онлайн-урока учитель может использовать заметки на платформе Vimbox или Google документ, в который он будет вносить все чанки, которые понадобились ученику на занятии, и те, которые были использованы в тексте для чтения или аудирования.

Так как список может получиться действительно большим, в конце урока на этапе рефлексии предложите ученику вернуться к этому списку и провести упражнение “A fridge, a freezer and a dustbin”. Он распределяет все чанки из списка по трем колонкам:

‘a fridge’ — то, что студенту легко запомнить и понятно, как употреблять;

a freezer’ — фразы, которые кажутся ученику полезными, но трудны для запоминания, или ученик знает синонимы этих чанков, которые активно использует, или ученик в данный момент затрудняется с контекстом, в котором мог бы их применить, поэтому пока откладывает их на «заморозку»; 

a dustbin’ — чанки, очень сложные или нечастотные, обычно их не так много.

Почитайте по теме: 5 золотых правил в лексическом подходе от Хью Деллара

Факт 2

Лексический подход не отрицает важность обучения грамматике.

Лео Селиван в своей книге ‘Lexical grammar’ детально описывает 98 упражнений и их вариантов по лексическому обучению грамматике на разных уровнях.

Например, упражнение «‎Слово-фраза-предложение».

Вариант 1: ученику предлагаются три колонки. В первой колонке набор слов, во второй колонке фразы с пропущенными словами, в третьей колонке предложения с пропущенными фразами. Задача — сначала правильно вставить слова в словосочетания, а потом полученные фразы использовать в предложениях.

Вариант 2 (более высокий уровень): ученику предлагается слово, ученик самостоятельно составляет со словом фразу, а затем предложение или ситуацию из своей жизни.

При групповом обучении второй вариант еще более продуктивен, так как высока вероятность, что группы будут использовать данные слова в разных чанках.

Например, со словом “mind” ученики могут использовать такие чанки, как “make up one’s mind”, “mind something/doing something”, “change one’s mind”, “keep that in mind”, “out of one’s mind”, “mind the gap” и так далее.

В ходе онлайн-урока также возможно несколько вариантов выполнения данного упражнения.

Вариант 1. Всех учеников делят на мини-группы для составления чанков. Далее группы перемешиваются, и ученики в новых группах работают с полученным списком фраз.

Вариант 2. Ученики выполняют задание в сессионных залах индивидуально, затем в парах обсуждают полученные фразы и составляют предложения-примеры.

Вариант 3. Ученики индивидуально или в парах придумывают фразы и составляют предложения с пропусками, то есть готовят задания для других групп.

Факт 3

Чтобы увеличить вероятность запоминания учеником чанков, нужно их постоянно активизировать в коммуникативных заданиях.

Для этого можно использовать так называемые “language-generating questions” и “personal questions”.

Language-generating questions:

  1. What happens if a person changes their mind?
  2. When might we say that somebody is out of their mind?
  3. What is the opposite of ‘make up one’s mind?’

Personal questions:

  1. Remember three cases when you changed your mind.
  2. What don’t you mind doing on vacation?
  3. Have you ever heard anyone say ‘Mind the gap!”? Where was it?

Такие вопросы могут быть подготовлены как учителем, так и учениками друг для друга.

По этой теме у нас есть видео:

Если вы хотите более подробно изучить лексический подход, начните со следующих источников:

  1. Michael Lewis The lexical approach: The State of ELT and a Way Forward
  2. Michael Lewis Implementing the lexical approach: Putting Theory into Practice
  3. Hugh Dellar, Andrew Walkley Teaching lexically
  4. Leo Selivan Lexical Grammar: Activities for Teaching Chunks and Exploring Patterns (Cambridge Handbooks for Language Teachers)
Поделиться ссылкой:
Добавить в закладки
Комментарии (3)
  • Анна Анина

    Хороший комментарий очень длинный, развернутый даже может в настольно длинный, что его необходимо... Хороший комментарий очень длинный, развернутый даже может в fнастольно длинный, что его необходимо...

    Развернуть
    26.05.2021
    Ответить
    • Анна Анина

      Хороший комментарий в целую одну строку

      26.05.2021
      Ответить
    • Анна Анина

      Хороший комментарий в целую одну строку

      26.05.2021
      Ответить
  • Анна Анина

    Хороший комментарий очень длинный, развернутый даже может в настольно длинный, что его необходимо... Хороший комментарий очень длинный, развернутый даже может в fнастольно длинный, что его необходимо...

    Развернуть
    26.05.2021
    Ответить
    • Анна Анина

      Хороший комментарий в целую одну строку

      26.05.2021
      Ответить
    • Анна Анина

      Хороший комментарий в целую одну строку

      26.05.2021
      Ответить
  • Анна Анина

    Хороший комментарий очень длинный, развернутый даже может в настольно длинный, что его необходимо... Хороший комментарий очень длинный, развернутый даже может в fнастольно длинный, что его необходимо...

    Развернуть
    26.05.2021
    Ответить
    • Анна Анина

      Хороший комментарий в целую одну строку

      26.05.2021
      Ответить
    • Анна Анина

      Хороший комментарий в целую одну строку

      26.05.2021
      Ответить
Показать еще
Еще по теме:
×