Не секрет, что для успешной коммуникации необходимо не только правильно формулировать и передавать собственные мысли, но и понимать собеседника. Это означает, что для выполнения заданий на аудирование, ученику необходим достаточный словарный запас, то есть владение соответствующей лексикой и чанками английского языка, а также способность быстро декодировать услышанную информацию и верно ее интерпретировать.

Соответственно, перед учеником стоят следующие задачи:

  • отработка новой лексики,
  • декодирование отдельных лексических единиц и коллокаций,
  • декодирование целого текста.

Приемы и упражнения в рамках лексического подхода помогают ученику в решении вышеперечисленных задач. В статье вы найдете примеры упражнений, которые помогут обучать аудированию лексически.

Подготовительный этап

На данном этапе важно развить у ученика умение правильно, быстро и уверенно произносить коллокации в рамках предложения. Для этого можно воспользоваться приемами greenhouse, garden и jungle (более подробно о них можно прочитать у Ричарда Колдуэлла в книге Phonology for Listening).

Предлагаем также заглянуть в статью Listening decoding skills: как научить понимать английский на слух

При greenhouse (как бы в «парниковых условиях») все звуки произносятся отчетливо, строго в соответствии с транскрипцией.

Garden — это практика контролируемого говорения, при которой наблюдаются некоторые несоответствия между транскрипцией и тем, как произносятся сочетания звуков. Например, некоторые звуки могут исчезать в речи (last night  — [lasnait]).

Jungle — это естественная речь, в которой ученику бывает очень сложно понять, где заканчивается одно слово и начинается другое.

Задание 1

Эффективным упражнением является упражнение Howzaboutit, в котором ученикам предлагается список из «джунглей». Их задача — превратить этот список в список из «парника», и наоборот. Например:

  • Whaddayaknow?
  • Warraboutit?
  • Whadjergonnado?
  • D’jew think ‘e’s gotit?
  • Omigod!

Задание 2

Kiss the sky — еще одно упражнение, которое направлено на обучение распознаванию информации на слух. Нужно приготовить список фраз, в которых легко ошибиться. Например:

  • I scream for tea или Ice cream for tea.
  • Another one rides a bus или Another one bites the dust.
  • Two chickens in fried rice или Two tickets to paradise.

Учеников делим на две группы. Одной группе даем список неверных предложений и просим восстановить реальные, а второй — список верных фраз/предложений и просим придумать варианты того, как эти фразы могут быть неправильно расслышаны.

Интересные статьи по теме:

Pre-listening

Примеры упражнений на данном этапе.

Задание 1

Предложите ученикам список чанков из трека, который они собираются прослушивать и попросите угадать, о чем будет аудирование.

Задание 2

Предложите ученикам просмотреть варианты ответов, подчеркнуть ключевые слова, предположить, какие слова и выражения могут быть использованы в аудировании.

Задание 3

Дайте ученикам ключевые слова и попросите предположить, о чем будет идти речь, как будет развиваться монолог/диалог.

Задание 4

Предложите ученикам составить и разыграть собственные монологи/диалоги на основе предложенной лексики или вариантов ответа. Например, можно дать ученикам настоящее начало диалога и попросить придумать диалог до конца, а затем сравнить с оригиналом:

Host: So, Jane, can you describe yourself in three words?
Jane: Three words? Wow! OK. Let me try. Mmm …

Задание 5

Дайте ученикам список вопросов, ответы на которые они должны услышать. Пусть вопросы будут не по порядку. Попросите учеников предположить, в каком порядке могут быть даны ответы на данные вопросы, и попросите дать минимум по два возможных ответа на каждый из них. Например:

  • Any place on your mind?
  • Are you hungry?
  • Shall we get a cab?

While-listening

Прослушивая запись в первый раз, ученики делают заметки в двух колонках, в зависимости от своей уверенности в том, что они услышали:

  • Completely sure.
  • Not completely sure.

Далее ученики сравнивают свои ответы в парах или минигруппах, прослушивают запись снова и дополняют свои записи.

Post-listening

На данном этапе происходит не только проверка ответов, но и более глубокая и разносторонняя работа со скриптом. В зависимости от проблем, которые испытывают студенты, фокус может быть на:

  • отдельных сочетаниях звуков,
  • полезных чанках (заполнении пропусков),
  • использованной грамматике.

Примеры упражнений на данном этапе.

Задание 1

Найдите и подчеркните в тексте слова и выражения, которые относятся к какой-либо тематике.

Задание 2

Перефразируйте словосочетания, используя текст скрипта. Попросите ответить на вопросы, например:

  • What different meanings of out can you find in the script?
  • What words are used to mean go?
  • What phrases do they use to thank, apologize and answer an apology?

Еще больше упражнений на обучение аудированию лексически вы найдете в литературе:

Lexical Grammar by Leo Selivan
Teaching Lexically by Hugh Dellar and Andrew Walkley
The Company Words Keep: Lexical chunks in language teaching by Paul Davis and Hanna Kryszewska
Textploitation: Mining texts for all they are worth by David Byrne and Mark Heffernan

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×