Лексический подход при обучении аудированию: подборка приемов и заданий
Не секрет, что для успешной коммуникации необходимо не только правильно формулировать и передавать собственные мысли, но и понимать собеседника. Это означает, что для выполнения заданий на аудирование, ученику необходим достаточный словарный запас, то есть владение соответствующей лексикой и чанками английского языка, а также способность быстро декодировать услышанную информацию и верно ее интерпретировать.
Соответственно, перед учеником стоят следующие задачи:
- отработка новой лексики,
- декодирование отдельных лексических единиц и коллокаций,
- декодирование целого текста.
Приемы и упражнения в рамках лексического подхода помогают ученику в решении вышеперечисленных задач. В статье вы найдете примеры упражнений, которые помогут обучать аудированию лексически.
Подготовительный этап
На данном этапе важно развить у ученика умение правильно, быстро и уверенно произносить коллокации в рамках предложения. Для этого можно воспользоваться приемами greenhouse, garden и jungle (более подробно о них можно прочитать у Ричарда Колдуэлла в книге Phonology for Listening).
Предлагаем также заглянуть в статью Listening decoding skills: как научить понимать английский на слух
При greenhouse (как бы в «парниковых условиях») все звуки произносятся отчетливо, строго в соответствии с транскрипцией.
Garden — это практика контролируемого говорения, при которой наблюдаются некоторые несоответствия между транскрипцией и тем, как произносятся сочетания звуков. Например, некоторые звуки могут исчезать в речи (last night — [lasnait]).
Jungle — это естественная речь, в которой ученику бывает очень сложно понять, где заканчивается одно слово и начинается другое.
Задание 1
Эффективным упражнением является упражнение Howzaboutit, в котором ученикам предлагается список из «джунглей». Их задача — превратить этот список в список из «парника», и наоборот. Например:
- Whaddayaknow?
- Warraboutit?
- Whadjergonnado?
- D’jew think ‘e’s gotit?
- Omigod!
Задание 2
Kiss the sky — еще одно упражнение, которое направлено на обучение распознаванию информации на слух. Нужно приготовить список фраз, в которых легко ошибиться. Например:
- I scream for tea или Ice cream for tea.
- Another one rides a bus или Another one bites the dust.
- Two chickens in fried rice или Two tickets to paradise.
Учеников делим на две группы. Одной группе даем список неверных предложений и просим восстановить реальные, а второй — список верных фраз/предложений и просим придумать варианты того, как эти фразы могут быть неправильно расслышаны.
Интересные статьи по теме:
Pre-listening
Примеры упражнений на данном этапе.
Задание 1
Предложите ученикам список чанков из трека, который они собираются прослушивать и попросите угадать, о чем будет аудирование.
Задание 2
Предложите ученикам просмотреть варианты ответов, подчеркнуть ключевые слова, предположить, какие слова и выражения могут быть использованы в аудировании.
Задание 3
Дайте ученикам ключевые слова и попросите предположить, о чем будет идти речь, как будет развиваться монолог/диалог.
Задание 4
Предложите ученикам составить и разыграть собственные монологи/диалоги на основе предложенной лексики или вариантов ответа. Например, можно дать ученикам настоящее начало диалога и попросить придумать диалог до конца, а затем сравнить с оригиналом:
Host: So, Jane, can you describe yourself in three words?
Jane: Three words? Wow! OK. Let me try. Mmm …
Задание 5
Дайте ученикам список вопросов, ответы на которые они должны услышать. Пусть вопросы будут не по порядку. Попросите учеников предположить, в каком порядке могут быть даны ответы на данные вопросы, и попросите дать минимум по два возможных ответа на каждый из них. Например:
- Any place on your mind?
- Are you hungry?
- Shall we get a cab?
While-listening
Прослушивая запись в первый раз, ученики делают заметки в двух колонках, в зависимости от своей уверенности в том, что они услышали:
- Completely sure.
- Not completely sure.
Далее ученики сравнивают свои ответы в парах или минигруппах, прослушивают запись снова и дополняют свои записи.
Post-listening
На данном этапе происходит не только проверка ответов, но и более глубокая и разносторонняя работа со скриптом. В зависимости от проблем, которые испытывают студенты, фокус может быть на:
- отдельных сочетаниях звуков,
- полезных чанках (заполнении пропусков),
- использованной грамматике.
Примеры упражнений на данном этапе.
Задание 1
Найдите и подчеркните в тексте слова и выражения, которые относятся к какой-либо тематике.
Задание 2
Перефразируйте словосочетания, используя текст скрипта. Попросите ответить на вопросы, например:
- What different meanings of out can you find in the script?
- What words are used to mean go?
- What phrases do they use to thank, apologize and answer an apology?
Еще больше упражнений на обучение аудированию лексически вы найдете в литературе:
• Teaching Lexically by Hugh Dellar and Andrew Walkley
• The Company Words Keep: Lexical chunks in language teaching by Paul Davis and Hanna Kryszewska
• Textploitation: Mining texts for all they are worth by David Byrne and Mark Heffernan