Это новая рубрика Skyteach: «Вопрос методисту». Здесь мы отвечаем на вопросы, которые волнуют вас как преподавателей. Вы присылаете их на почту ask-skyteach@skyeng.ru, а наша команда преподавателей, методистов и психологов дает развернутый комментарий и делится рекомендациями.

Вопрос звучит так:

У ученицы резко снизилась мотивация. До недавнего времени она охотно занималась, с удовольствием выполняла задания, охотно играла в обучающие игры, а сейчас все делает неохотно, домашнее задание порой остается невыполненным, или сделанным небрежно. Как ей помочь в этой ситуации?

Отвечаем:

Причин может быть несколько, некоторые из них не зависят от учителя, но даже в этом случае мы можем адаптировать обучение, чтобы исправить ситуацию.

Возможная причина № 1

Одной из причин снижения мотивации может быть взросление ученицы и смена ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, и поэтому с дошкольниками хорошо работают игровые приемы. В младшем школьном возрасте (до 11 лет) ведущая деятельность сменяется на учебную, и поэтому успехи в учебе сами по себе становятся важным средством формирования мотивации. А в подростковом возрасте ведущая деятельность снова меняется.

Мнения психологических школ по поводу ведущей деятельности у подростков разные. Некоторые специалисты считают, что это социально-одобряемая деятельность, другие — что это межличностное общение. Так или иначе, в подростковом возрасте игры на уроках становятся менее значимыми, если они не направлены на отработку навыков общения параллельно с тренировкой речевых умений.

Решение

Если ученица уже достигла подросткового возраста или только вступает в него, имеет смысл показывать на уроках связь изучаемого материала с тем, что ценно для нее самой — общение со сверстниками и взрослыми. Также для подростков важно менять учебные ситуации, включая в них социальную деятельность. Например, ученик не просто слушает объявления на вокзале и заполняет таблицу с данными, а помогает иностранцу узнать, откуда отправляется его поезд.

Возможная причина № 2

Еще одной причиной снижения мотивации может быть непонимание ученицей практической ценности уроков. Бывает, что для учителя ценность того или иного упражнения очевидна. Например, он точно знает, как только «мы освоим это грамматическое время, мы сразу сможем говорить о новом круге ситуаций». Однако ученик этого не понимает.

Решение

Здесь может помочь включение рефлексии в конце урока как обязательного этапа. Рефлексия может быть:

  • в виде короткого опроса: «в каких жизненных ситуациях то, чем мы занимались на уроке, может пригодиться?»,
  • в виде can-do statements, когда ученик отмечает свои умения, используя максимально конкретные формулировки: не «я умею делать покупки на английском», а «я могу спросить цену, я могу попросить другой размер одежды, я могу посчитать сдачу».

Рефлексия обычно помогает ученику соотнести содержание обучения со своими повседневными потребностями.

Возможная причина № 3

Языковое плато тоже может приводить к снижению мотивации. Чем ниже уровень коммуникативной компетенции ученика, тем очевиднее прогресс, даже если он заключается лишь в освоении нового типа вопросительных предложений. И наоборот, чем выше уровень, тем сложнее заметить рост: освоение новых слов не кажется большим достижением на фоне уже относительно сформированного словарного запаса.

Решение

В подобных ситуациях важно показать ученику, что с каждым уроком он умеет делать все больше и больше. Например, можно предложить выполнить упражнение из предыдущих уроков, которое в свое время вызвало большие затруднения — сейчас его сделать будет легче и прогресс станет заметен.

Также можно немного адаптировать привычные упражнения для создания ситуации успеха: вместо описания картинки, цель которого ученику не очевидна, можно предложить поиграть — рассказать о картинке все, что ученик может сказать. Такие высказывания могут включать не только описательные предложения, но и оценочные, и любые другие  суждения. Это покажет ученику как много на самом деле он уже может сказать по-английски.

Возможная причина № 4

И наконец, причина снижения мотивации может лежать в перегрузке ученицы, что особенно важно в конце учебного года.

Решение

Стоит расспросить ее, не приходится ли ей готовиться к сложным контрольным работам, или, возможно, у нее появилось какое-то увлечение или хобби. В этой ситуации вы можете не давать много нового материала. Попытайтесь подобрать тот, который облегчит подготовку к контрольным. Например, если ученице предстоит трудная контрольная по биологии, то можно подобрать видеоролики или тексты для чтения и обсуждения по теме предстоящей контрольной работы, используя метод CLIL (Content and language integrated learning). Также есть вероятность, что ученица переживает еще какой-то стресс, который не позволяет ей сосредоточиться на учебе. Возможно, учитель сможет помочь, если узнает, что конкретно беспокоит ученицу.

Мотивация — комплексное явление, она складывается из внешних и внутренних стимулов, и поэтому, чтобы повлиять на нее, необходимо попытаться выяснить причину. Это поможет определить, что важно и интересно этому конкретному ученику, а также адаптировать упражнения соответствующим образом.

Дополнительно рекомендуем:

Мы предлагаем вам также заглянуть в эти две статьи, которые станут дополнительным ответом на вопрос.

Предлагайте свои идеи по этому вопросу или прокомментируйте наш ответ!

Комментарии (1)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×