В этой статье разберем первое задание устной части ОГЭ по английскому языку, рассмотрим особенности и требования к подготовке к этому заданию.
Мы проанализировали типичные ошибки участников ГИА года и научно-методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ.
Содержание:
1. Суть задания
Устная часть ОГЭ содержит три задания:
- задание 1 — чтение вслух небольшого научно-популярного текста (базовый уровень сложности);
- задание 2 — участие в условном диалоге-расспросе: сообщение запрашиваемой информации (повышенный уровень сложности);
- задание 3 — создание тематического монологического высказывания с опорой на вербальную ситуацию (базовый уровень сложности).
2. Стратегии подготовки
Остановимся подробнее на стратегиях подготовки к выполнению задания 1.
Задание нацелено на проверку:
- техники чтения;
- произносительных навыков (включая словесное ударение);
- понимание учеником содержания читаемого текста;
- соблюдение интонации (паузация, фразовое ударение, тоны и их движение).
Навыки, которые желательно продемонстрировать при выполнении задания 1, формируются в основном бессознательно, на имитационном уровне, при работе с аудио.
Что должен продемонстрировать участник экзамена при чтении текста вслух:
- владеть правилами чтения и исключениями из правил, позволяющими произносить слова без грубых ошибок, искажающих смысл слова и приводящих к сбою коммуникации;
- дифференцировать и правильно произносить долгие и краткие гласные: [ɑː] — [ʌ], [iː] — [ɪ]; [ɔː] — [ɒ]; [u:] — [u];
- дифференцировать и правильно произносить межзубные [ ð ]/[ θ ] и фрикативные согласные [z]/[s];
- не замещать межзубные фрикативными (think — sink);
- дифференцировать и правильно произносить губно-губной [w] и губнозубной [v] согласные;
- дифференцировать и правильно произносить гласные [ɔː] и [ɜː] (walk — work; form — firm);
- владеть «связующим r» (linking r), озвучивать конечную r/re в позиции перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например, there is, where are…);
- правильно использовать при чтении текста вслух сильную и слабую формы местоимений и других служебных слов;
- расставлять паузы — правильное деление текста на смысловые группы (отрезки), с помощью пауз, варьирующихся по длине (более короткие внутри предложения, более длинные в конце предложения);
- расставлять фразовое ударение — чередование ударных и неударных слов в зависимости от характера слов (служебные и знаменательные части речи);
- владеть нисходящим тоном для законченной смысловой группы;
- владеть восходящим тоном для оформления незаконченной группы, в том числе в случае перечисления.
3. Критерии оценивания выполнения задания 1
Максимум за это задание можно получить 2 балла.
2 балла
Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов практически без нарушений нормы; допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл.
1 балл
Речь воспринимается достаточно легко, однако присутствуют необоснованные паузы; фразовое ударение и интонационные контуры практически без нарушений нормы; допускается не более семи фонетических ошибок, в том числе три ошибки, искажающие смысл.
0 баллов
Речь воспринимается с трудом из-за значительного количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, или допущено более семи фонетических ошибок, или сделано четыре и более фонетические ошибки, искажающие смысл.ъ
4. Ошибки при выполнении задания 1
Частые ошибки выпускников:
- неправильно произносят звуки (заменяют фонемы), что приводит к искажению значения слова, например ship — sheep;
- неверно ставят паузы;
- не успевают прочитать текст в отведенные 2 минуты (если не дочитано более 3 слов, задание не проверяется и оценивается в ноль баллов).
- пропускают слова (каждое пропущенное слово считается грубой ошибкой);
- добавляют слова, которых нет в тексте;
- неправильно ставят ударение в словах, состоящих из нескольких слогов;
- неправильно ставят ударение в сложных словах, имеющих два корня, например: foreground, airborne;
- неправильно произносят слова, имеющие «немые» согласные, например: grandmother, castle;
- не умеют читать числительные, включая годы, даты;
- не дочитывают окончания слов;
- не умеют делить простые и сложные предложения на смысловые группы (синтагмы) и неверно расставляют паузы, так как не понимают структуры предложения;
- не умеют читать синтагмы с перечислением;
- неправильно произносят разные коммуникативные типы предложений.
1. Научно-методические материалы для председателей и членов предметных комиссий
субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2023 года
2. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года
При подготовке учеников к ОГЭ следует большое внимание уделять чтению вслух. Так как все задания экзамена берутся из открытого банка заданий ОГЭ, расположенных на fipi.ru, необходимо проделать их как можно раньше, чтобы добиться максимальных результатов и получить 2 балла. Желаем удачи!