04.10.2020
2487
0

Цифровая зависимость у подростков: в чем опасность

Цифровые устройства окружают нас повсюду. Многие представить не могут день без мобильного телефона, интернета и соцсетей. И это, конечно, понятно, ведь они создают определенный комфорт: экономия времени, возможность работать онлайн и многое другое. Но цифровой мир имеет и негативный эффект при чрезмерном использовании. В этой статье мы поговорим о том, к чему может привести цифровая зависимость у подростков. Также подготовили несколько идей для уроков, которые помогут ученикам осознать важность этой темы и избежать зависимости от технологий. 

Немного теории 

Существует три различных типа цифровой зависимости: зависимость от телефона, интернет-зависимость и зависимость от социальных сетей.

С точки зрения специалистов цифровая или технологическая зависимость — это чрезмерное использование цифровых устройств, которое может иметь негативные последствия, особенно для подростков. Дело в том, что у подростков мозг еще продолжает развиваться, и они очень восприимчивы к изменениям, поэтому им легче стать зависимыми.    

Гаджеты не только ухудшают физическое здоровье, но и негативно влияют на социальные навыки и психическое здоровье. Побочными эффектами могут быть: нарушение сна, ухудшение памяти, раздражительность, неспособность мыслить аналитически, депрессия и тревога. 

Признаками цифровой зависимости могут быть боязнь пропустить важное событие (FOMO — fear of missing out), номофобия, страх остаться без телефона, а также digital stress, который появляется в результате негативного взаимодействия в интернете (публичное осуждение, враждебные высказывания и т.д).

По данным исследований CNN, в среднем подростки проводят в телефоне больше 7 часов в день. 87% опрошенных подростков используют компьютеры для выполнения домашних заданий каждый день. Это значительно больше по сравнению с результатами 2015 года, где только 40% опрошенных пользовались компьютером с целью обучения.   

Несмотря на то, что цифровые устройства могут иметь ряд негативных последствий, они играют важную роль в жизни подростков. Цифровой мир — неотъемлемая часть современной жизни. Большая часть социализации подростков и детей происходит в гаджетах. Поэтому ни в коем случае нельзя полностью поставить запрет на использование телефона и соцсетей. Это приведет еще к большему стрессу и тревоге, а также непониманию между ребенком и родителями. 

Чтобы снизить вероятность развития зависимости от технологий, важно в первую очередь быть для подростков примером здорового использования цифровых устройств. Это можно сделать с помощью разных заданий на уроках.  

Идеи для уроков 

Задание 1

Напишите на доске следующее утверждение: 

You’re only as good as your next post.

Спросите, согласен ли ученик с ним или нет и почему. После обсудите еще одно утверждение:

Your phone is like your life. You either control it, or it controls you.

Затем дайте ученику несколько минут, чтобы он подумал о преимуществах и недостатках соц сетей. Задайте вопросы: 

What are the 3 primary benefits you get out of using your smartphone?

What are the 3 ways in which your smartphone has a negative effect on you?  

Покажите ему инфографику, где есть информация про плюсы и минусы. Пусть ученик сравнит, найдет те аргументы, которые он не предлагал. 

Подведите к теме урока  вопросом «Do you think you’re addicted to your smartphone and/or social media?»

Задание 2

Попросите ученика взять телефон, посмотреть на последние посты, сделанные им в одной из соцсетей, и проверить статистику, например, комментарии, лайки, охваты. Ученик записывает на бумаге эмоции, которые испытывает в этот момент, и описывает их одним словом, например, excitement, boredom и т.д. Задайте вопрос: How much control do you think you have over your smartphone use? Пусть ученик запишет свой ответ на бумаге в виде процентов.   

Затем попросите ученика выключить телефон и положить в сумку или в карман, и взять бумагу и ручку. Скажите, что вы собираетесь посмотреть 2-3 видео и во время просмотра каждый раз, когда ему захочется проверить телефон, пусть поставит галочку на бумаге и напишет, какую эмоцию испытывает. Так ученик одновременно анализирует видео и обращает внимание на свою привычку тянуться к телефону.    

После просмотра каждого видео предложите ученику поделиться результатом — сколько галочек на бумаге и какие эмоции. В конце обсудите с учеником темы видеороликов. Выберите такие видео, в которых говорится о влиянии технологий. Например, Ted Talks Cell Phones, Dopamine, and Development, Quit social media, выступление бизнесмена Тристана Харриса или короткий фильм Time Well Spent. Задайте следующие вопросы: 

What are the most compelling argument(s) or stats presented in these videos?

What do you agree/disagree with?

В конце попросите ученика взглянуть на свой ответ о том, насколько он контролирует использование мобильного телефона, и сравнить с результатом на бумаге с галочками. Так он увидит, как часто тянется за телефоном во время выполнения другой задачи. Спросите был ли он удивлен тем, сколько раз ему приходилось дотянуться до телефона во время просмотра видео. 

Как дополнение можете предложить ученику провести эксперимент. Пусть он скачает приложение, которое отслеживает времяпровождение в телефоне, например, Moment (для Apple, также есть встроенный инструмент screen time и функция App Limits, которая поможет установить ограничение по времени использования приложения и предупредит, когда это время истечёт) или MyAddictometer (для Android). Для следующих нескольких уроков попросите показать статистику: сколько времени каждый день он использовал телефон и какие 3 приложения чаще всего открывал. Спросите изменила ли эта информация его будущее отношение к использованию телефона и интернета. 

Задание 3

Включите видео, после просмотра которого ученик должен ответить на вопросы:

On what occasions do people use their cell phones? (before and after sleep, during church service) 

What consequences does the use of smartphones have? (creates a dysfunctional relationship, communication breakdown, disrupted sleep) 

What does the digital detox involve? (one hour with the entire family of turning of the cell phones – to five hours on the weekend)

What are the benefits of the digital detox? (sleep better, less stressed, enjoy a day, the nature, the surroundings and people)

Could you do such a detox?

Should we be concerned about the issue?

Задание 4

Создайте таблицу из трех столбцов, где будут написаны multiple times a day, multiple times a week и at least weekly. Попросите ученика распределить следующие действия по столбцам: 

making calls, texting, sending and reading emails, searching for information, taking pictures, checking the weather, researching products and services, searching for a store, sharing and posting photos, using maps, using social media sites. 

Покажите ученику диаграмму 2013 года, чтобы он смог сравнить свои результаты (страница Top Smartphone Activities). Спросите, как, по его мнению, изменилась диаграмма в 2020 году, как она выглядит сейчас. 

Или же можно показать видео, где подростки рассказывают о том, для чего используют телефон, какими приложениями пользуются, а также свое мнение о жизни без технологий. Выберите одно из высказываний, например, I could not imagine a world without technology, и узнайте мнение ученика об этом.  

Задание 5

Проведите урок по теме «Digital detox».

Задание 6

Предложите ученику провести цифровой детокс челлендж. Создайте список задач, которые он должен сделать во время челленджа или отправьте уже готовый лист. Определите срок, за который нужно пройти его.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×