«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». В.А. Сухомлинский
В нашем современном мире чтение книг — не совсем популярное времяпрепровождение среди подростков, но все же занимает достаточно прочное место в сознании многих из них. Обогащение словарного запаса на родном языке применительно и в практике изучения иностранного языка при дополнительном чтении.
Разнообразить занятия дополнительным чтением — чтением литературы вне программы изучения иностранного языка — возможно при условии, что читать подросток будет на языке оригинала и только то, что нравится ему.
В чем преимущества дополнительного чтения?
Преимуществ безусловно много:
- Обогащение словарного запаса.
- Знакомство с литературой и культурой страны изучаемого языка.
- Прикосновение к живому языку.
- Возможность высказать своё мнение по прочитанному, встретившимся героям и их поступкам, выстроив устное сообщение по прочитанному, или через письменную работу, например, эссе.
- Развитие всех навыков: непосредственно чтения, а также говорения, письма и аудирования, если используются дополнительные задания, например, прослушать аудиокнигу, написать summary и т.д.
Как проводить работу с дополнительным чтением?
Сначала определитесь с целями. Целью может быть:
- Понимание текста для развития кругозора, то есть само по себе чтение.
- Дополнительное чтение для дальнейшей беседы на уроке.
При дополнительном чтении большая часть работы приходятся на домашнее задание, поэтому важно на уроке научить студентов правильной работе в с текстом, ведь сложно оставаться заинтересованным, когда при чтении на английском языке приходится постоянно смотреть неизвестное слово в словаре (согласитесь, это значительно усложняет процесс и снижает мотивацию).
Рассмотрим этапы работы с текстом:
- Предречевые упражнения (Vocabulary work) — данные упражнения дают возможность познакомится с лексикой и грамматическими конструкциями произведения для дальнейшего чтения, что облегчает понимание сюжета.
- Найти и выписать предложения с определенными словами.
- Подобрать синонимы или антонимы к определённым словам.
- Подобрать прилагательные к существительным.
- Понимание текста (Comprehension) — выделение основных идей и мыслей текста, учит осмысленному чтению, также развивает речевые навыки с опорой на прочитанное произведение, использование речевых конструкций произведения для дальнейшего употребления в своей речи.
- Составить описание главных персонажей по определённым частям текста.
- Выписать главную мысль разных частей текста.
- Составить пересказ текста по ключевым словам или по плану.
- Обсуждение (Discussion) — основная цель — это развитие навыка выражения своих мыслей, умение вести дискуссию по прочитанному произведению.
- Выразить главную идею текста одним предложением.
- Выразить своё мнение о прочитанном.
- Объяснить посыл автора, который заложен в этом произведении.
- Письменное задание (Writing) — развитие письменных навыков, выражение своих мыслей по прочитанному произведению, отработка лексики и грамматических конструкций, введенных на этапе предречевых упражнений.
- Написать сочинение о своём любимом персонаже.
- Взять сюжет рассказа и написать свою собственную историю, построенную на этом сюжете.
- Перенести персонажей в современный мир, или наоборот в прошлые века и написать рассказ, как бы их жизнь сложилась в том времени.
Что читать?
Для того чтобы чтение было интересным, оно должно быть по силам подросткам, то есть тексты должны быть легкими (возможно адаптированными) различных типов: художественная, научно-популярная, биографическая литература, а также литература, основанная на грамматической и лексической базе, знакомой подростку.
Подростковая литература — прекрасный выбор, ведь написана она понятным и простым языком, а сюжеты близки учащимся этой возрастной категории.
Вот несколько критериев, которые помогут выбрать литературу для подростков:
- Яркая и занимательная история произведения, позволяющая захватить внимание подростка и повысить мотивацию к чтению. Таким произведение я считаю книги английского писателя Michael Morpurgo; серия книг Harry Potter, написаны достаточно просто, но с захватывающим сюжетом. “The Monstrumologist” Rick Yancey — ужастики, рассказывающие о мальчике, который стал учеником доктора со странной репутацией.
- Тематическая близость материала к жизненному опыту подростка, позволяющая понимать реалии, изложенные в произведении и сопереживать героям. “Berlin Express” Michael Austen — где подросток находит в поезде телефон, приводящий его к разного рода приключениям; “Shattered Sea” Joe Abercrombie — серия из трёх книг, где главные герои подростки, однако, действие происходит во время похожее на время Скандинавских викингов, главный герой юный принц Ярви, восходящий на трон, принц с одной стороны, калека с другой, пытающийся удержать трон в своих руках. “Ready Player One” Ernest Cline — произведение на современных компьютерных реалиях, где люди 2040 года живут, работают, учатся с помощью виртуальных костюмов в виртуальной реальности.
- Воспитательная цель. Прекрасный сюжет, легкий язык для чтения, немаловажное «зерно» произведения — это то, какая назидательная цель лежит в основе. “About a boy” Nick Hornby — книга про взросление, его трудности с физической и моральной стороны.
Критериев может быть огромное количество при выборе литературы для чтения, преподаватель может менять или добавлять этапы работы с текстом при чтении, но точно можно сказать, что дополнительное чтение разнообразит учебный процесс, позволяет закрепить пройденный лексический и грамматический материал, увлекая подростка в мир иностранной литературы и культуры, а значит и в мир изучения иностранного языка.