Как помочь подготовиться к экзамену студентам с высоким уровнем тревожности
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение человека. В современном мире наметилась устойчивая тенденция к возрастанию количества тревожных людей вне зависимости от половозрастных, региональных и других характеристик (в 80-е годы их число составляло 15% от опрошенных, в настоящее время количество тревожных людей возросло в 5 раз). Как показывают исследования, студенты с высоким уровнем личностной тревожности демонстрируют на экзаменах низкие результаты в силу сильного эмоционального напряжения, не позволяющего им быстро приспособиться к новизне ситуации сдачи экзамена. Низкий уровень личностной тревожности выпускников повышает результативность сдачи экзамена.
Как распознать тревожного студента и как определить уровень тревожности?
Тревожные студенты часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакцией учителя. Однако для правильной работы с такими студентами очень важно знать именно уровень тревожности.
Тест на уровень тревожности Спилбергера-Ханина является инструментом самооценки уровня тревожности в данный момент (ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
Шкалу самооценки Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина можно успешно использовать в целях саморегуляции, руководства и психокоррекционной работы.
Пройти тест онлайн можно здесь.
К каждому утверждению предлагается 4 варианта ответа. Необходимо внимательно прочитать утверждение и выбрать наиболее подходящий ответ. Результаты покажут уровень тревожности:
— до 30 баллов – низкая,
— 31 – 44 балла – умеренная;
— 45 и более – высокая.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Как помочь высокотревожным студентам подготовиться к экзамену?
- Для тревожных студентов учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением, особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Поэтому особенно важно на этапе подготовки создать ситуации эмоционального комфорта. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и о значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Студент должен воспринимать экзамен как обычную контрольную работу, где надо продемонстрировать свои знания.
- Создавайте ситуации успеха, поощрения, поддержки. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься».
- Обеспечьте ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит студенту: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если учащийся обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» — лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».
- Mindfulness — еще один метод борьбы с академической тревогой. Медитация осознанности — это форма медитации, когда человек сосредотачивается на настоящем, на эмоциях и понимает, как работать с эмоциями. Beauchemin, Hutchins & Patterson (2008) провели исследование, в котором студенты и учителя практиковали mindfulness meditation в течение пяти недель во время каждого занятия. Средние оценки тревога по состоянию и признакам снизилась с 42,86 в начале исследования до 39,68 для личностной тревоги, и от 38,21 до 32,59 для ситуативной тревоги.
- Huilin Chen, автор “The Moderating Effects of Item Order Arranged by Difficulty on the Relationship between Test Anxiety and Test Performance”, в 2012 году провел исследование взаимосвязи между порядком тестовых вопросов и тревожностью. Он пришел к выводу, что студентам с более высоким уровнем тревожности приносит больше пользы адаптивный порядок вопросов (от простого к сложному), а студентам с низким уровнем тревоги наоборот.
- Marszał-Wiśniewska, Goryńska & Strelau (2011) считают мотивацию важной фактор снижения тревожности во время теста. Студенты, которые практикуют мотивационные стратегии, имеют более высокий уровень эмоциональной устойчивости при стрессе или тревоге.
Подготовка и сдача экзаменов — особо стрессовый период для каждого человека. Опираясь на личностные особенности помогите студентам максимально качественно подготовится к экзаменационной деятельности.
Желаем хороших уроков!
Уделяю много времени на знакомство со структурой экзамена, стратегиям выполнения заданий, учу сдедить за временем.На последнем перед экземеном занятии использую чек-лист для проверки знаний об особенностях экзамена,обязательно смотрим видео о природе стресса и путях его преодоления(начиная с Pre-Int), обговариваем с каждым студентом лучшие варианты для уменьшения тревожности-на английском,конечно) Т.к. все оффлайн студенты из моего города, сопровождаю их в экзаменационный центр, говорят, мое присутствие за дверью помогает)
Очень полезная и своевременная статья. Она важна не только для студентов, а для всех людей, которые ответственно относятся к своей работе. Спасибо!!!
Спасибо Вам за обратную связь! 🙂