Мне кажется, у многих начинающих преподавателей была такая проблема: когда при виде молодой учительницы ученики впадают в какой-то особый ажиотаж, и уроки волей-неволей скатываются в хаос. После нескольких месяцев такого хаоса — домашних заданий на перемене, непонимающих глаз перед контрольной, зашкаливающего Teacher Talking Time — я сдалась и решила, что это все не для меня. Ну или для меня, но какой-то другой — более опытной, поднаторевшей, набившей руку. При этом набираться опыта я принялась по другим своим квалификациям: занялась текстами, переводами, и преподавания в моей жизни стало совсем мало.
К счастью, в какой-то момент до меня дошло, что причина неудач крылась не только в моем возрасте или опыте. Ведь такие же проблемы возникали и у моих коллег постарше. Я попыталась проанализировать, что в наших с ними подходах было общего. Пришла к выводу, что одинаково не хватало системности. Я, например, периодически осознавала, что тема отработана плохо, а времени на нее уже почти не осталось; одни «хвосты» наслаивались на другие и вскрывались уже на контрольных. А еще за редкими исключениями мы шли по классической «школьной» системе, где учитель выступает в роли лектора. Отойти от этого без кардинальной доработки программы было довольно сложно.
Выходить сразу после перерыва набивать новые шишки отчаянно не хотелось. Я решила выделить месяц и сначала подготовиться: нашла несколько курсов, которые можно было успеть пройти за это время. Окончательный выбор пал на Language Systems.

Meet the creators! Если вы следите за соцсетями Skyteach, то их лица вам знакомы: Александра Сладковская и Марина Павлуненко — частые гости наших стримов; Александра, к тому же, ведет новую постоянную рубрику «Методическая летучка» по понедельникам.
Что понравилось?
Если честно, я долго морально готовилась к тому, чтобы начать его проходить. Ждала долгих видеолекций, которые придется проматывать на х1.75, потому что я больше люблю читать, а слушать объяснения спикера мне трудно. И как же была рада, когда мои ожидания не оправдались.
Юниты состоят из коротких видеороликов (в среднем по 3-5 минут): в них теория демонстрируется наглядными схемами, а методист за кадром поясняет детали. Разумеется, на английском. 🙂 Но доступно, без лишней зауми там, где без нее можно обойтись.
Один из открывающих слайдов предложил скачать worksheet, чтобы параллельно с просмотром материалов проверять себя и записывать ответы на вопросы. Вот это мне прямо-таки очень понравилось: онлайн онлайном, а иногда душа так и просит написать что-нибудь «по старинке», от руки. Хорошо, что такую возможность предусмотрели.

Структура понравилась сразу, о ней сейчас расскажу подробнее. Дело в том, что классическая дедуктивная организация информации обычно не особо мотивирует — читаешь материал и думаешь «да-да, это знаю, проходили…». Но здесь не так.
Первый юнит начинается с проблемного кейса. В нем предлагают посмотреть небольшой фрагмент урока и объяснить, почему ученику не удается эффективно заниматься с преподавателем. Мне было немного стыдно, потому что я сразу узнала свои же огрехи. И как же здорово было разобрать эти моменты сразу, как их видишь — а не после урока по памяти!
Затем проблемы урока подробно разбирает методист — и подводит к выводу о том, что с ними можно справиться при помощи техники guided discovery. Здесь же смотрю видео с уроков, на которых применяется эта техника, подмечаю плюсы и минусы (это тоже задание по курсу). А уже потом изучаю подробный гайд: что это такое, как работает и в каких случаях лучше применять. И радуюсь осознанию, что эту самую технику, кажется, только что применили на мне самой.

Еще из «плюшек»: дополнительные материалы к прочтению и удобная платформа iSpring, где можно оставлять самой себе пометки и комментарии.
Минусы
Из-за того, что это self-study, приходится самой себе назначать учебные часы — иначе курс так и будет преданно ждать, пока ты выделишь на него полчасика. Хотя это, конечно, уже вопрос личного тайм-менеджмента. У меня со свободным временем беда, но часа в день пока вполне хватает, чтобы пройти несколько слайдов модуля и уложиться в план.
Что в итоге?
Не могу избавиться от ощущения, что за уплаченную сумму получила больше, чем рассчитывала. А сейчас вижу, что курс еще и значительно подешевел перед новым учебным годом. Мой вердикт: надо брать. 🙂
За прошедшую неделю справилась с первым модулем — он весь посвящен Eliciting and guided discovery. Если хотите, напишу свои впечатления, когда закончу проходить весь курс. И вообще, пишите мне в комментариях — очень рада буду поделиться прогрессом.