11.03.2020
226
0

Ловушки мышления, из-за которых нам может не хватать зарплаты

С момента, когда утром звонит будильник, весь мир работает против нас – и наших кошельков. Вы замечали, сколько вокруг соблазнов? А сколько неизбежных, обязательных и «совершенно необходимых» расходов? Реклама, спецпредложения и скидки буквально выпрыгивают из-за угла, оглушают цифрами и выгодами, а за неделю до зарплаты мы с тоской «переходим на гречку».

Со всем этим ещё как-то можно бороться, но как одержать победу над стереотипами, ограничивающими убеждениями и другими тараканами, живущими в собственной голове? Мы скажем как! Даже просто знать врага в лицо – уже половина победы над ним. В общем, не томим и переходим к главному: какие существуют ловушки мышления, из-за которых мы время от времени сталкиваемся с финансовыми трудностями? Крепитесь, их много. Советы, как положено, – тоже дадим.

Сравнение несопоставимого

«Подумаешь, стаканчик кофе из Starbucks каждый раз, когда прохожу мимо! Это же не сумка Balenciaga. И я не отбираю кусок хлеба у голодающих детей. И этого едва хватит на оплату интернета за месяц….»

Наверняка вы уже заметили, сколько несопоставимых расходов тут в одну фразу попало: и по суммам, и по эмоциональной значимости, и по обязательности / необязательности. Не надо так – а то на кофе уйдет ползарплаты, а вы и не заметите.

И что тогда? Установите для сравнения универсальный эквивалент, например, стоимость часа вашей работы. В нем уже гораздо нагляднее получается самые разные расходы сравнивать.

Чрезмерное обобщение

«В прошлый раз купила кофточку в Глории Джинс, она после первой же стирки отправилась на тряпки. Ну нет, больше я в Глорию не ногой. И во все магазины эконом-сектора. И на АлиЭкспрессе мне делать нечего – там же «китайское» качество…»

Одна неудачная «бюджетная» покупка явно не повод ставить крест на любых товарах с небольшим ценником. Товар из онлайн-магазинов всегда можно вернуть, если качество не на высоте, А китайские производители часто превосходят ожидания.

И что тогда? Подходите к покупкам в здравом уме и твердой памяти. Выбирайте лучшее, а с вариантами дешевле позволяйте себе осторожные эксперименты. Не одну тысячу сэкономите на брендах, которые просто активно вкладываются в рекламу.

Туннельное видение (confirmation bias)

«Я всегда говорила, что Incanto лучше, чем “Бюстье”. Ну и пусть у Светы какая-то аллергия на него пошла, а Катя никак подходящий размер не найдет. Это случайности. У меня-то всё отлично…»

Однажды во что-то поверив, мы не позволяем себя переубедить: радуемся подтверждению своей точки зрения, не верим в опровержения, не признаём нюансы. Из-за этого есть риск упустить выгодные сделки, интересные бренды и предложения – в том числе более бюджетные. Самый наглядный пример – евангелисты продуктов Apple.

И что тогда? Вспомните слово «предположим». Добавляйте его в начале фраз, а дальше мозг всё сам додумает, и ваша картина мира вполне может стать шире.

Вера в правоту большинства

«Все ездят на автомобилях, а кто не ездит – тот хочет ездить. Значит, мне тоже нужен автомобиль. Ну и пусть мне только два раза в месяц на другой конец города за покупками нужно, а техобслуживание будет съедать премии…»  

Человек – существо стадное, благодаря этому и выжил в процессе эволюции. Мы привыкли верить авторитетам и «быть как все». Иногда (гораздо чаще, чем мы сами себе в этом отдаем отчет!) это вынуждает совершать неоправданные траты. 

И что тогда? Эволюцию в голове сложно «отключить». Просто считайте деньги, планируйте расходы и периодически изображайте бунтаря. В концу концов, сейчас модно «отличаться».   

Преувеличение своих достоинств

«Да чего опасаться! Составлю Ане компанию в походе по магазинам. Мне, конечно, ничего не нужно, зато ей будет приятно. Я же девушка экономная, моему кошельку ничего не угрожает…»  

Скорее всего, угрожает. Ученые давно выяснили, что мы, люди, умеем трезво и объективно оценивать чужие пороки, но мало отдаем себе отчет в собственных. Если вы считаете себя трезвомыслящей и экономной, это с большой долей вероятности не совсем так.

И что делать? Конечно, мы не предлагаем отказываться от встреч с подругами или выходов из дома вообще – из страха перед лишними тратами (хотя иногда помогает). Просто идите на битву с собственными демонами с открытыми глазами. Шансов победить больше.

Искаженное восприятие будущего себя

«Ну да, я опять вынуждена попросить взаймы до зарплаты. Но вот в следующем месяце точно начну, наконец, считать деньги! А пока – эти туфли тааак на меня смотрят…»

Необъяснимо, но факт: наш мозг воспринимает будущих нас как совершенно посторонних людей. Это уже не мы, это кто-то другой, от нас  и наших решений не зависящий. Этот ментальный разрыв приводит к тому, что мы от всей души стремимся быть хорошими, экономными, дальновидными, – но в моменте «здесь и сейчас» поступаем иначе. Раз за разом.

И что тогда? Не откладывайте улучшения в дальний ящик. Если решили стать кем-то в будущем, придумайте первое действие в нужном направлении уже сегодня. И за дело.

Эффект Пелцмана (the Peltzman Effect)

«Я в прошлом месяце прошла отличный тренинг по личным финансам у одного популярного блогера в инстаграме. Теперь у меня на смартфоне стоит программа учета личных финансов, я открыла накопительный счет, и уведомления о расходах постоянно приходят. В общем, лишние траты мне не грозят…»

Согласно исследованиям ученых, защитные приспособления и пройденные инструктажи по безопасности внушают нам ощущение неуязвимости. Так, мотоциклисты в шлемах попадают в аварии чаще, чем мотоциклисты, которые по каким-либо причинам (в том числе ради эксперимента) шлем не надели.

И что тогда? Вспоминайте об этом эффекте всякий раз, когда начинает зашкаливать самоуверенность. И помните, что каждый расход – это по-прежнему расход, вне зависимости от того, занесен он в специальную программу или нет.

Эффект IKEA (the IKEA effect)

«О эти вязаные варежки выглядят совсем как те, которые вязала мне бабушка в детстве. Обычные варежки с базара? Да нет же! Бабушкины варежки. Беру…»

Мы склонны завышать ценность предметов и услуг, если у нас с ними существует какая-то эмоциональная связь.

И что тогда? Поищите такие же варежки, только с перламутровыми пуговицами без эмоциональной увязки – и по вменяемой цене.

Позиция «всё или ничего»

«Живём только раз – заверните! На что буду жить целый месяц? Выкручусь как-нибудь…»

С этой ловушкой всё понятно: именно её используют в большинстве рекламных компаний – забывая при этом напомнить, что в ближайшие недели / месяцы / год (если речь о кредите) вообще-то «тоже жизнь». И жизнь, под грузом навязанных долгов, так себе.

И что делать? Ищите иные способы установить связь с жизнью, добавить в нее эмоциональный компонент, тогда будет будет проще пропускать мимо ушей навязчивые манипуляции.

Гиперболическое обесценивание

«Купить эту классную юбку сегодня за 3000 или через 5 месяцев за 1500? Сегодня. Купить ее через 5 месяцев за 3000 или через 6 месяцев – за 1500. Конечно, ждем 6 месяцев.

Ученые выяснили, что нам трудно делать правильный финансовый выбор в краткосрочной перспективе. Именно из-за этого могут возникать долги по кредитным картам, необдуманные кредиты и нерациональные покупки.

И что делать? Действуйте как в примере выше – отодвигайте сроки и прислушивайтесь к голосу разума (в перспективе от 3 месяцев и дольше меньше шансов на ошибку).

Эффект деноминации

«Нет, разменивать 5000 не буду. Пойду лучше съем пироженку, как раз есть 500 рублей…»

Это банальное жизненное наблюдение: тратить крупную сумму нам жалко, но мелкие уже нет (даже если вместе взятые они равны той самой крупной сумме). Побочный эффект: покупка кажется нам выгоднее, если разделена на мелкие части (вспомните хотя бы рассрочку формата «плати 1000 в месяц, а не 12 000 в год»).

И что делать? Не носите с собой много мелких наличных денег.

Эффект невозвратных издержек

«Ну вот, купила гаджет, а он без специальной программы не работает, еще и в постоянном обслуживании нуждается. Но куда теперь деваться…»  

Мы склонны придавать чрезмерную ценность тому, чем уже обладаем, на что уже потратили деньги. И психологически нам проще продолжать тратить, чем искать другие пути и варианты. Об этом подробно рассказал в своей книге «Мозгоускорители» Ричард Нисбетт. Именно поэтому однажды купив подписку, мы продолжаем её оплачивать.

Добавьте к этому эффект «настроек по умолчанию», когда нам лень и не хочется что-то принципиально менять в однажды принятом решении, – и эффект «чрезмерного выбора», когда проще ничего выбирать или выбрать наобум, чем сориентироваться в огромном количестве вариантов. И вуаля! Опять деньги закончились в самый неподходящий момент.

И что делать? Бороться с ленью и инерцией. Искать выгоду всегда и во всем. Вспомнить математику начальной школу, а также микроэкономику в вузе – и начать уже считать деньги, в том числе недополученную прибыль и упущенную выгоду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×