Один из залогов эффективной коммуникации и продуктивного урока – речь преподавателя. Еще с античных времен особое внимание уделялось технике речи учителей, так как именно с помощью эффективных приемов речи можно было воздействовать на учащихся. Это также актуально в наши дни. И чтобы научиться красиво и лаконично говорить, нужно тренироваться.    

Мы подготовили несколько советов и упражнений, которые улучшат качества речи.

Дикция

Один из важных показателей качества техники речи является дикция, четкое произношение звуков. Сравним его с почерком. Насколько приятно читать кривой и неразборчивый почерк? Также и слушателю становится неприятно и неинтересно слушать невнятные слова. Такая речь не только не заинтересует ученика, но и вызовет массу встречных вопросов. Чтобы этого избежать, выполняйте упражнения, которые помогут выговорить даже самые сложные слова. 

Упражнение 1։ Высуньте язык наружу так, чтобы он внешне напоминал трубочку.

Упражнение 2. Пройдите языком по верхним зубам, по нижним, по одной щеке по кругу и по другой. 

Упражнение 3. Высуньте кончик языка и осторожно покусывайте его в течении 10 секунд. 

Упражнение 4. Широко улыбнитесь.

Упражнение 5. Надуйте сначала одну, потом вторую щеку, а потом обе сразу. 

После выполнения гимнастики языка, прочитайте скороговорки. Выберите скороговорки с наличием тех звуков, с которыми вы считаете, что у вас есть проблема выговаривания. Доведите произношение до автоматизма.   

Голос 

Приятный голос является еще одним показателем качественной речи. Он также поддается тренировке и улучшению. Одна из причин «некачественного» голоса это то, что голосовые связки не содержат достаточной влаги, которая необходима для того, чтобы голос звучал как можно лучше. Газированная вода, кофе и вино не дают достаточной влаги, поэтому вместо них нужно пить обычную воду. Немалую роль имеет также здоровое горло. 

Упражнение 1: Для того, чтобы быстро привести голос в норму, используйте прием оперных певиц. Выпейте теплой воды. Положите на кончик языка щепотку соли и периодически сглатывайте растворенную соль. 

Упражнение 2: Голос будет звучать слабее, а возможно и нервно, если вы дышите неглубоко. Глубокие вдохи с полным расслаблением помогут улучшить интенсивность голоса и он будет звучать более уверенно. 

Наберите в легкие воздух через нос, а не через рот. Это важно, так как при дыхании через рот, гортань пересыхает, результат — осипший голос. Для того, чтобы упражнения было сделано правильно, представьте, что вдыхаете аромат цветов. 

Упражнение 3: То, как вы сидите или стоите, может повлиять на вашу речь. Стоя или сидя прямо, вы можете дышать правильно, что придает голосу больше ясности и мощности. 

Темп

Чтобы улучшить восприятие передаваемой информации, нужно замедлять речь. Люди склонны говорить быстро, когда нервничают или не уверены в том, что говорят. Кроме этого быстрая речь не позволяет ученику полностью сосредоточиться. Говоря медленнее, вы помогаете ученикам понимать то, что вы говорите.  

Но чтобы не звучать монотонно и не усыплять учеников медленной речью, важно правильно держать темп. Эти упражнения помогут вам в этом.

Упражнение 1: Одно из лучших упражнений для правильной постановки темпа – это метроном. Возьмите текст, создайте ритм с помощью хлопанья и начните читать его. Нужно хлопать так, как будто вы слушаете музыку и под его ритм хлопаете руками.

Упражнение 2: Еще одним приемом для тренировки темпа – чтение текста нараспев. Выберите текст и пропойте его. Это поможет разбить информацию ритмически и по смыслу.

Упражнение 3: Берите текст и начните читать его то очень быстро, то очень медленно, то в нормальном темпе. Чтобы усложнить упражнение, сначала читайте медленно, а потом ускоряйтесь. Это систематизирует ритм и скорость речи.    

Упражнение 4: Чтобы сбалансировать темп речи, говорите так, как будто диктуете номер телефона, давая возможность слушателю записывать его. Потренируйте скорость речи, произнося длинные цепочки цифр и записывая их в воздухе. Это будет хорошей каденцией. 

Интонация

Очень важно следить за интонацией произносимых слов. Правильно поставленное ударение слов и паузы делают речь более увлекательным и привлекут внимание учеников. Чтобы выделить важную информацию, маркируйте ее с помощью пауз и ударений. 

Нужно иметь в виду, что, если при офлайн уроках, держа паузу немного дольше, не создастся недопонимания, так как ученик может наблюдать за вами во время паузы. При работе онлайн длительные паузы могут создать впечатления неполадок со связью. Также длинные паузы на онлайн уроках могут послужить причиной потери внимание слушателей.

Если вы работаете онлайн и есть возможность записать урок, то послушайте его через некоторое время. Это поможет посмотреть на себя со стороны и поработать над ошибками. 

Немаловажную роль играет ударение слов. Если нужно подчеркнуть ту или иную информацию, ставьте ударение на одну фразу и повторите его через некоторое время. Сделайте это ненавязчиво. 

Комментарии (2)
  • Фото аватара
    Margarita

    Glad to hear that it has come in handy )

    27.07.2020
  • Фото аватара
    Svetlana

    Great thanks for the interesting and useful material.

    25.07.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×