Изучение языка без четкой цели – трата времени. К счастью, большинство учеников эти цели имеет, а потому готовы тратить время, деньги и силы на сражение с герундиями, запоминание третьей формы глаголов и ежедневные тренировки мышц памяти.
Расскажем о самых популярных причинах изучать английский язык.
Работа
Так формулируют причину большинство людей, которые изучают английский язык в «сознательном» возрасте. Но цели могут быть совершенно разными. Английский может быть нужен для:
- повышения в должности или развития в существующей (например, расширение функций и полномочий);
- получения другой работы – в рамках своей компании, у другого работодателя в своей стране, у работодателя за границей;
- повышения шансов в поиске работы (на перспективу) – в этом случае ученик намерен подготовиться к собеседованию, улучшить резюме, получить сертификат.
Во многих крупных компаниях английский язык действительно нужен повседневно и повсеместно, особенно если речь о компаниях, которые работают на международном рынке (занимаются экспортом-импортом) или имеют зарубежных инвесторов. Ученики приходят на занятия, чтобы научиться общаться с партнерами или коллегами лично, проводить переговоры, презентации, ездить в командировки, на международные мероприятия (выставки, мастер-классы, конференции), вести деловую переписку без «помощи друга» или Google-переводчика.
Важно:
- Ученики, которые занимаются английским языком ради работы, – самые целеустремленные, ведь от результата зависят их благосостояние и самореализация.
- Они предпочитают уклон в бизнес-тематику, стремятся как можно скорее перейти от общего английского к профессиональному.
- Такие ученики ожидают, что преподаватель будет знать бизнес-терминологию (в идеале – понимать ее изнутри).
- Они готовы свернуть горы ради знаний, которые сразу можно «пустить в дело».
- Им необходимо освоить навыки делового письма.
Учёба
Эта группа причин тоже разнообразна, но суть одна – ученик приходит на занятия английским языком ради самого английского языка, а именно:
- для поступления и дальнейшей учебы в зарубежных вузах (в том числе в аспирантуру, post-graduate, MBA);
- для сдачи международных экзаменов (TOEFL, IELTS и др.);
- для улучшения оценок (в школе, вузе), успешной сдачи ЕГЭ по английскому языку.
Сюда же можно отнести учеников – ответственных родителей, которые хотят помогать детям с домашним заданием по английскому языку, но не могут, так как сами учили немецкий или французский.
Важно:
- Так как одна из целей – оценки, то необходимо передать ученику не только объем знаний, но и научить правильному подходу к выполнению заданий. Особенно актуально это для подготовки к экзаменам на сертификаты: понимание, какими будут задания, как избежать в них ошибок – уже половина успешной сдачи.
- Большинству учеников, которые изучают английский язык ради учебы, необходимо освоить навыки академического письма (особенно – написания качественных эссе).
- Эти ученики – спринтеры. Они готовы выложиться по максимуму ради понятной и близкой по времени цели. Впрочем, достижение результата чаще всего не означает, что они прекратят учиться, скорее, перейдут в щадящий режим.
Путешествия
Многие люди идеализируют изучение английского языка ради поездок. Опытные путешественники скажут вам, что английский язык – приятная роскошь, а в случае крайней необходимости можно прибегнуть к жестам, разговорнику, Google-переводчику, помощи других туристов. Во многих развивающихся странах на английском говорят плохо.
Впрочем, иногда знание английского действительно может спасти жизнь – если речь, например, о здоровье (кто-то попал в аварию, и нужно быстро объяснить врачу, что произошло и что повреждено). Кроме того, английский язык неплохо бережет кошелек: вам легче договориться о скидке, найти лучшие цены, кафе и экскурсии.
Ученики, которые называют любовь к путешествиям причиной изучения английского языка, стремятся:
- свободно общаться с иностранцами (завести беседу, встретить друзей);
- избегать неловких ситуаций, самостоятельно решать организационные вопросы во время поездки – например, уточнить в аэропорту, где будет посадка на самолет, или заказать в меню ресторана не «кота в мешке», или более активно торговаться на рынках. Сюда же можно отнести бронирование гостиниц, покупку билетов онлайн.
Важно:
- Таким ученикам нужен «прикладной» язык, рабочие фразы на все случаи жизни путешественника.
- Их интерес недолог – хорошо если он продержится до поездки, но после часто угасает. Даже если ученик ездит по миру часто, он вскоре понимает, что «необходимого минимуму» ему хватает.
Эмиграция
Можно бесконечно рассуждать о том, что за пределами страны жизнь лучше и трава зеленее. Но вопреки стереотипам, немногие оказываются в ситуации эмиграции или подготовки к эмиграции. Такие ученики стремятся даже не выучить, а освоить язык, сделать его «своим». Они уверены, что владение на хорошем разговорном уровне поможет легче адаптироваться на новом месте, быстрее найти работу.
Важно:
- Ученик, который планирует эмигрировать или уже живет в другой стране, редко учит язык в режиме «надо вчера». Чаще они настроены на долгий, последовательный и по возможности приятный процесс.
- Несмотря на отсутствие жестких рамок, такие ученики осваивают язык легко, потому что погружены в языковую среду.
- Они заинтересованы в первую очередь в преподавателях – носителях языка или проживших за границей долгое время. Приоритет для них – понимание речи на слух, живой язык с идиомами и даже сленгом, избавление от русского акцента.
«Для себя»
Когда человек формулирует так причину изучения языка, вариантов может быть два: 1) он сам не знает, чего хочет, и идет на поводу у знакомых, интернета, моды; 2) ему действительно интересен язык, но причины лежат в нем самом, а не извне, например:
- ему интересна поп-культура – зарубежная музыка, бьюти- и модные тренды, инстаграм знаменитостей;
- он спортивный фанат, часто посещает матчи и соревнования, английский нужен для удобства и «атмосферы»;
- он книголюб и предпочитает читать книги в английском оригинале;
- он амбициозный профессионал, и хотя для работы английский ему не нужен, для профессионального развития – весьма полезен (статьи от англоязычных экспертов, обучение на онлайн-платформах, таких как EdX, Coursera, новости в первоисточниках);
- он любопытен и жаден до жизни, или ему просто скучно – и изучение английского он считает подходящим способом разнообразить свою жизнь.
Важно:
- Такой ученик оценит по достоинству, если преподаватель будет понимать его цель или даже разделять интересы.
- Ему важен язык не сам по себе, а в контексте: вряд ли будет интересно глубокое погружение в грамматику, изучение сложных и малоупотребительных конструкций.
- Мотивация может иссякнуть, желательно постоянно поддерживать интерес, создавать интригу и подкидывать новые вызовы.
«Экзотические» причины изучать английский язык:
- изучение «на спор»;
- стремление больше общаться (интересны именно иностранцы);
- поиск мужа за границей;
- экономия на шопинге (заказ товаров на eBay, Amazon, AliExpress и т.п.);
- общение с англоязычными родственниками (например, с англоязычными внуками или зятьями – если дочь или сын эмигрировали);
- конкуренция («чтобы не отставать от близких») – если все члены семьи знают язык лучше, или желание стать примером для детей;
- мечта превратить ребенка в билингва с рождения (для этого маме нужен хороший английский);
- написание книги на английском языке;
- стремление стать актером в Голливуде;
- желание прочитать Шекспира в подлиннике;
- намерение избежать старения мозга и болезни Альцгеймера;
- планы улучшить знание языка для работы преподавателем английского (в том числе онлайн);
- просто нравится учить языки, без логически-обоснованных причин.
Надо же. Моя мотивация — последняя в списке «экзотических». Таких как я немало, и это «просто нравится» еще называется «призванием». В идеале, такими должны быть учителя языка, не так ли?