Изучение космоса помогает понять свое место в огромном мире, лучше узнать химию и физику земных процессов, ответить на вопрос, как и почему зародилась жизнь, и предсказать будущее планеты.
Говорить о космосе можно на любом школьном предмета, начиная с физики и математики и заканчивая литературой, музыкой, искусством. Я предлагаю сценарий урока-путешествия, который подойдет как ученикам старшей школы, так и среднего звена.
Цель урока: закрепить знания по темам «Перегрузка и Невесомость», «Законы Ньютона», «Давление», «Космонавтика».
Ожидаемые результаты: предметные, метапредметные, личностные
Предметные
- закрепить пройденный материал;
- сформировать вычислительные навыки на основе сознательного использования приемов вычислений;
- сформировать навык быстрых вычислений в результате перехода от развернутого объяснения решения ко все более лаконичным устным пояснениям;
- развивать умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, проводить простейшие обобщения.
Метапредметные
- сформировать умения у учащихся наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать и проводить эксперимент;
- применять знания к анализу и объяснению явлений природы;
- оценивать полученные результаты;
- использовать теоретические методы научного познания.
Личностные
- сформировать мотивацию постановкой познавательных задач;
- сформировать умения управлять своей учебной деятельностью;
- развивать внимание, память, творческое мышление.
План урока:
1. Вступление урока (мотивация, целеполагание)
12 апреля 1961 года человек впервые «шагнул в космос». Событие мирового масштаба, прорыв для всего человечества. Мечты о межпланетных путешествиях стали реальнее, а полеты к Международным космическим станциям — регулярными. Но даже сейчас каждый полет в космос — героический поступок!
На уроке разберемся:
- что нужно для покорения космоса;
- чего достигло человечество в этой области;
- какие знания нам пригодятся для полетов;
- и как вернуться домой, на Землю.
Вам могут пригодиться и другие наши планы уроков по физике:
2. Закрепление материала
Игра «Правда или ложь»
Ложь, оно белое. Нам оно кажется желтым из-за сильного рассеивания и поглощения коротковолновой части спектра во время его прохождения через атмосферу Земли.
Правда. Несмотря на то, что Меркурий ближe к Сoлнцy, y Вeнeры в атмосфере преобладает yглeкислый гaз бoльшoй плoтнoсти, из-за чего на планете создается пaрникoвый эффeкт.
Ложь. Плотность небесных тел в этой зоне настолько маленькая, что не представляет почти никакой опасности для космических путешественников.
Правда.
Ложь. Из-за постоянного вращения наша планета в районе экватора немного выпуклая, а у полюсов приплюснутая.
Ложь. С температурой в космосе не все так просто. Если человек внезапно окажется в открытом космосе и без скафандра, он скорее перегреется, потому что тепло, производимое нашим телом, будет лишено возможности покинуть организм.
На Земле мы легко охлаждаемся: потеем, обмениваемся температурами с окружающей средой. В космосе же такие способы уже не сработают, ведь обмениваться там попросту не с чем.
Ложь. При условии более низкого давления жидкости начинают кипеть при более низких температурах, если это давление не позволяет жидкости преобразоваться в газ. Но с кровью такого не произойдет, потому что она находится в закрытой системе, и эффект нулевого давления не окажет такого скоротечного влияния.
Конечно, жидкости, открытые для внешней среды (слюна, внешняя оболочка глаз), закипят почти тотчас. К тому же, нельзя путать кипение с нагреванием. Слюна не станет горячей, из-за пониженного давления она просто перейдет в газообразное состояние.
Ложь. Человеческое тело слегка распухнет, но уж точно не разлетится на части.
В 1966 году один ученый из Хьюстона испытывал скафандр в условиях искусственного вакуума, эквивалентного пребыванию на высоте 37 километров. Защитный костюм оказался неисправен, и техник пережил опаснейшую декомпрессию. Давление было восстановлено в течение 30 секунд, поэтому мужчина не испытал никаких губительных для здоровья последствий.
Правда. В космосе невозможно ничего услышать , потому там нет среды, по которой могли бы передаваться звуковые сигналы, то есть вне среды звуковая волна не распространяется.
Правда.
Викторина
- Какая планета земной группы самая большая? (Земля)
- Первая космическая скорость — это …? (Минимальная скорость, при которой тело, движущееся горизонтально над поверхностью планеты, не упадет на нее, а будет двигаться по круговой орбите. Равна примерно 7,9 км/с)
- А вторая космическая скорость — — это …? (Минимальная скорость, которую необходимо придать космическому аппарату для преодоления притяжения планеты, чтобы покинуть замкнутую орбиту вокруг нее. Примерно равно 11,2 км/с)
- Сколько спутников у Земли? Как они называются? (Один, Луна)
- Сколько планет в солнечной системе? (8)
- Самая яркая планета Солнечной системы? (Венера)
- Какая планета имеет самую большую массу? (Юпитер)
- Какой по счету планетой по мере удаления от солнца является Меркурий? (Первой)
- У какой планеты есть кольцо? (Сатурн, Уран, Нептун, Юпитер)
- На какой планете вероятно когда-то была жизнь? (Марс)
Техническая сторона
Космический корабль (1, 8), приборный отсек (2), бак с окислителем (3), бак с горючим (4), насосы (5), камера сгорания (6), сопло (7), III ступень (9), II ступень (10), I ступень (11).
Дополнительные вопросы
- Кем впервые был предложен проект проникновения человека во Вселенную и дано упрощенное схематическое описание современной ракетной установки? (Николай Иванович Кибальчич)
- Кто является основоположником ракетостроения? (Константин Эдуардович Циолковский)
- Кто стал главным конструктором ракет? (Сергей Павлович Королев)
Опыт
Обычный воздушный шарик надуем воздухом и, не завязывая, отпустим его. Что происходит? Шарик будет стремительно лететь, пока у него не израсходуется запас воздуха.
Как объяснить это явление? Явление объясняет третий закон Ньютона, то есть, два тела взаимодействуют с силами равными по величине и противоположными по направлению.
Как называют такой вид движения? Реактивным. Такое движение используют для своего перемещения некоторые виды морских животных: кальмары, осьминоги, каракатицы. Они двигаются благодаря всасыванию и выталкиванию воды. Широкое практическое применение реактивное движение нашло в авиастроении и космонавтике.
При полете в космос человек попадает в непривычные для него условия. При взлете, пока не преодолено земное притяжение, человек испытывает сильную вибрацию: весь корабль дрожит. Его оглушает рев могучих моторов. Вес его тела увеличивается в несколько раз.
Как называется это состояние? Перегрузка — состояние тела, при котором вес превышает силу тяжести. Но вот корабль вышел на околоземную орбиту. Вместо шума моторов — необычная тишина. Кончились перегрузки, и тело потеряло свой вес. Состояние, при котором вес тела равен нулю, называется…? (Невесомость — состояние тела, при котором его вес равен нулю)
О каком явлении рассказывает Юрий Алексеевич Гагарин?
При перегрузке вес тела возрастает прямо пропорционально ускорению тела: P=mg+ma. При взлете и посадке космического корабля ускорение a=6mg, а значит, вес может увеличиться в 7 раз. При этом не только все тело сильнее давит на опору, но и отдельные части тела — друг на друга.
У человека в состоянии перегрузки затрудняется дыхание, ухудшается сердечная деятельность, происходит перераспределение крови, ее прилив или отлив к голове, появляется нечеткость зрения. Переносить такое состояния могут физически здоровые, хорошо натренированные люди. Перегрузка переносится легче, если тело космонавта располагается перпендикулярно направлению ускорения, даже если вес возрастет в 10-12 раз.
После выключения двигателей, когда космический корабль выходит на орбиту вокруг Земли, его ускорение будет равно ускорению свободного падения a=g. Поскольку ускорение а направлено вниз, к центру Земли, то вес тела P=mg-ma=0.
В условиях орбитального полета невесомость раздражает многие функции человека: слабеют мышцы и кости, организм обезвоживается. Но с помощью лечебной физкультуры и лекарств эти неприятные последствия легко устраняются.
Можно ли испытать состояние невесомости не покидая пределов Земли? Можно, для этого нужно просто подпрыгнуть: до момента приземления человек будет невесом.
Объяснение явления
Обычные шариковые ручки в условиях невесомости писать не будут. Долгое время космонавты использовали карандаши, что было неудобно и опасно. Сейчас в космосе используют специальную цельнометаллическую шариковую ручку. Чернила в ней выдавливаются под давлением сжатого азота. Ручка была разработана и запатентована американским предпринимателем Полом Фишером.
Да, так как прибор основан на силе упругости пружины внутри гофрированной коробочки прибора.
Нет, в невесомости нет веса, поэтому не возникает разность давлений на различных уровнях – оно одинаково. Жидкость не вытекает, ее приходится выдавливать из сосуда. Поэтому у космонавтов пища находится в особых упаковках.
Да. Вспомним III закон Ньютона.
Закон Паскаля: давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку жидкости или газа без изменения по всем направлениям.
Задачи
- 19 августа 1960 года был запущен корабль-спутник с собаками Белкой и Стрелкой на борту. Сколько времени прошло с тех пор? Когда впервые в мире живые существа побывали в Космосе?
- Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток-1» пролетел вокруг Земли расстояние 50400 км со средней скоростью 28000 км\ч. Сколько витков вокруг Земли было совершено? Сколько времени длился полет? (радиус орбиты примерно 8000 км)
- Космическая ракета при старте с поверхности Земли движется вертикально с ускорением 20. Чему равен вес летчика-космонавта в кабине, если его масса 75 кг? Какую перегрузку испытывает космонавт?
Подумайте, постарайтесь дать ответ обосновывая его физическими законами.
Необходимо бросить какой-нибудь предмет в сторону, противоположную ракете. Тогда, в соответствии с законом сохранения импульса, человек приобретет скорость, направленную к ракете: v=mv\M. Подобным же образом движется и сама ракета, отбрасывая продукты горения в одну сторону и двигаясь в противоположную.
Проделать следующий цикл движений в соответствии с законом сохранения момента импульса: вытянуть правую руку в сторону, затем прижать ее к груди, опустить вдоль туловища, снова вытянуть в сторону и т. д.
Нужно изготовить из проволоки катушку и подключить ее концы к гальванометру. Если планета обладает достаточно сильным магнитным полем, то при поворотах катушки гальванометр зарегистрирует импульсы индукционного тока, возникающего в результате изменения магнитного потока, пронизывающего катушку.
Измерить вес этой гири с помощью весов и определить g из соотношения g=P\m.
Оценить длину каната примерно 1м. За t секунд канат совершил N колебаний. Отсюда определим период колебаний: T= t\N. Пользуясь формулой маятника.
Задачи
- Скорость света 300 000 км/сек. Свет от солнца до Земли идет примерно 8 минут. Какое расстояние между Солнцем и Землей?
- В Солнечной системе 9 планет, а спутников у них на 40 больше. Сколько планет со спутниками в Солнечной системе?
- В древности было известно, что у самой большой планеты Юпитера существует 4 спутника. Но это оказалась ¼ частью всех обнаруженных спутников. Сколько спутников у Юпитера?
- Без телескопа можно увидеть не более 6000 звезд, из них 1500 находится в Южном полушарии и не видны в Северном. Сколько звезд можно увидеть без телескопа в нашем Северном полушарии?
В таблице приведены ученые, их достижения и знаменитые высказывания, соотнести все три столбика (задание дано с правильным ответом):
Ньютон | Открыл закон Всемирного тяготения | Гипотез не измышляю |
Коперник | Автор гелиоцентрической системы мира | Стремление ученого – поиск во всем правды |
Эйнштейн | Предсказал существование черных дыр | Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость |
Циолковский | Изобрел принцип реактивного движения | Земля – это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. |
Королев | Сконструировал первую ракету | Дорога к звездам открыта! |
Гагарин | Совершил первый полет в космос | Поехали! |
Леонов | Первым вышел в открытый космос | Мне кажется, я никогда не знал, что означает слово «круглый», пока не увидел Землю из космоса |
Армстронг | Первым ступил на поверхность Луны | Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачек для всего человечества |
Другие материалы по физике для преподавателей:
3. Рефлексия
- Сегодня на уроке я узнал…
- Меня удивило…
- Меня заинтересовало…
- Я хотел бы больше узнать о…
В качестве домашнего задания можно предложить ученикам построить модель ракеты или написать небольшое эссе на тему «Повседневные вещи, изначально разрабатываемые для космической отрасли».
Очень интересно, обязательно проведу такой урок.