Затрагивать или не затрагивать острые темы на уроках — большой вопрос. Совместно с благотворительным фондом «Журавлик» подготовили для вас статью-методичку о том, как самому не пропустить травлю в классе, вовремя ее заметить и остановить.
Что в статье:
- Почему важно уметь открыто говорить с учениками на сложные темы?
- С чего начать выстраивать психологически безопасную среду в классе?
- Как вести себя в острых ситуациях?
- Как научить детей и подростков навыкам ассертивного поведения?
- Как оценить, насколько сильно ребенок или подросток пострадал от травли по национальному признаку?
Традиционно в учебниках и методических рекомендациях для преподавателей принято избегать все, что относится к PARNSIP, несмотря на то, что такие темы крайне необходимы.
- P for politics
- A for alcohol
- R for religion
- S for sex
- N for narcotics
- I for -isms
- P for pork
Психологически безопасная среда для детей — обязательное условие образования, но создать такую безопасную среду часто непросто из-за незнания того, как к этому подступиться.
Благотворительный фонд «Журавлик» помогает создавать в образовательных учреждениях психологически безопасную среду для детей и разрабатывает методические рекомендации преподавателям, как научить детей защищать себя от травли.
Почему важно уметь открыто говорить с учениками на сложные темы?
В школе, помимо предметных компетенций, мы обучаем учеников выражать свое мнение. Мнения у всех разные, и это может стать почвой для конфликта.
Уметь выражать свою точку зрения корректно и безоценочно, и защищать себя в конфликтных ситуациях — навыки, которым вряд ли возможно научиться самостоятельно без поддержки преподавателя. Даже если в рамках школы конфликты между учениками неочевидны, эти навыки точно будут нужны ученикам вне класса.
С чего начать выстраивать психологически безопасную среду в классе?
Триггер негативных эмоций — столкновение с чужим мнением или полное непонимание какого-то социального аспекта, на почве которого может начаться травля.
Поэтому первый шаг на пути к безопасной психологической среде — создание единого и понятного информационного поля.
Чем более осведомлены будут ученики о проблеме, тем проще с ними будет выстраивать коммуникацию. Поэтому в материалах разбирается, что такое национализм, почему травля по национальному признаку недопустима и, главное, почему она все равно существует в обществе несмотря на свою «табуированность».
Рекомендуем посмотреть цикл видеороликов для учителей, снятых фондом совместно с Mail.ru Group. Курс из семи эпизодов научит отличать травлю от конфликтов среди детей и расскажет, как лучше разрешить эту проблему, если она есть.
Также ролики содержат развернутую информацию о всех сторонах травли, советы по работе с каждой из сторон в сложной ситуации, а также рекомендации по профилактике травли в образовательных учреждениях.
Как вести себя в острых ситуациях?
В семье ключевую роль в защите ребенка от травли и в развитии навыка защищать себя в конфликтной ситуации играют родители. В школе — преподаватель. Поэтому от преподавателей ожидается соблюдение уверенной и однозначной позиции. Только так, транслируя открытое неприятие травли и помогая ученикам понять, почему именно это плохо, можно не только пресечь любые ее проявления (насмешки, оскорбления, злословие), но и помочь жертве травли.
Дети должны понимать, что в любой момент могут обратиться за помощью к взрослым и объяснить ситуацию так, как умеют. Задача взрослого — обеспечить безопасное общение между детьми, наладить конструктивный, аргументированный диалог, проявить сопереживание и эмпатию.
Как научить детей и подростков навыкам ассертивного поведения?
Ассертивное поведение — это способность человека самостоятельно регулировать собственное поведение, отвечать за него, отстаивать мнение и личные границы. Чем слабее у ребенка развит навык ассертивного поведения, тем выше шанс оказаться в группе риска и столкнуться с травлей: неумение отстаивать личные границы делает из ребенка легкую жертву.
Ассертивное поведение строится из нескольких элементов:
- невербалика — уверенный контакт глаз и интонация, оптимальная дистанция в общении и спокойная жестикуляция;
- Я-сообщения — вербализация чувств и эмоций с указанием конкретных факторов, которые эти чувства и эмоции вызывают;
- умение говорить твердое, но негрубое «нет».
Всем этим навыкам важно обучать. Не менее важно вместе с ребенком рефлексировать о том, насколько успешно у него получается изменить в себе устоявшиеся модели поведения и заменить их на ассертивные.
Как оценить, насколько сильно ребенок или подросток пострадал от травли?
Дети в силу разных причин не всегда открыты и готовы говорить с преподавателями о проблемах в классе. С другой стороны, преподаватель не всегда может самостоятельно оценить, насколько ситуация серьезная, особенно без помощи школьного психолога.
БО «Журавлик» предлагает использовать для первоначальной диагностики экспресс-тест из 6 вопросов, который поможет понять, насколько серьезно ребенок пострадал от травли и стоит ли обратиться к психологу, чтобы компетентно разрешить ситуацию. Такой тест также есть в методичке Травли.NET.
Травля по национальному признаку — сложная для разговора с детьми тема, но сложная по большей части потому, что часто неясно, как правильно поступить, с чего начать, что сказать ребенку, как помочь жертве травли и как пресечь ее в моменте. Уверены, методические рекомендации от БО «Журавлик» помогут сделать образование безопасным.