«Почему предметов так много?!» — возмущается каждый второй школьник. Порой этим же вопросом задаются и молодые учителя. Изучение широкого спектра наук в школе — это советское наследие. Поэтому, чтобы успокоить и мотивировать учеников, нужно обратить взор в прошлое. В карточках ответ на вопрос и инструменты повышения эффективности преподавания любого предмета.

Разбор методики обучения в советской школе и советы, как применить лучшее из прошлого в современных реалиях, для вас подготовил методист отдела обучения преподавателей Александр Кудрявцев.

Где начало

Советское государство стремилось дать молодежи научные знания о природе и обществе. От граждан ожидали способности применять их в жизни и широкого кругозора. Это вылилось в большое количество школьных предметов.

Все знали о подводных камнях. Философ Аверин Уемов писал, что «если в основу кладется метод заучивания отдельных положений, то такое обучение развивает мышление в самой минимальной степени». А это не то, что было нужно. Советские педагоги серьезно взялись за методику.

Причем тут логические связи

Один из фундаментальных подходов к преподаванию можно упростить до такой формулировки: изучайте не только отдельные положения, но и логические взаимосвязи между ними. Подход основывался на том, что, установив связь фактов и положений, легче понимать и запоминать новую информацию. Несколько предметных примеров:

География

Нужно не только знать климат отдельных регионов, но и уметь объяснить, почему в одном месте такой климат, а в другом — другой.

Английский

Читая иностранный текст, нужно не только перевести слова, но и определить, какую мысль выражает сочетание языковых единиц. А еще литературно передать на родном языке.

Математика

Развить абстрактное мышление и умение строить умозаключения. Если на контрольной или экзамене ребенок забыл, чему равна сумма углов треугольника, то, рассуждая, он сможет вывести этот результат в течение нескольких минут.

Причем тут открытые вопросы

Открытые вопросы помогают ученикам комфортно усвоить информацию и формулировать мысли. Этот инструмент активно использовали советские учителя. Они оценили и то, что так легче установить контакт с учеником.

Примеры вопросов для современных уроков:

Русский язык

Ученик составил некорректный план сочинения. Спросите: «Какие положения твоего плана кажутся тебе уместными и логичными, а в каких ты сомневаешься?» Верные рассуждения помогут школьнику проанализировать работу и не повторять ошибки.

Физика

Ученик решил задачу по формуле. Спросите: «Как проверить, правильно ли решена задача?» Ответ поможет ребенку выстроить взаимосвязь между формулами, их преобразованиями и единицами измерения и найти ошибку (если она есть).

История

Школьник забыл дату исторического события, хотя в теме ориентируется. Спросите: «Какие помнишь события из этого периода и как расположить их в хронологическом порядке?» Ученик установит причинно-следственные связи между событиями и определит промежуток времени, включающий забытый факт.

Выстраивание логических связей и умение задавать открытые вопросы — проверенные временем инструменты. Они повышают качество обучения и развивают у детей способность работать с большим объемом информации.

Чтобы научиться замечать и классифицировать ошибки в рассуждениях учеников и правильно выстраивать свои, рекомендуем ознакомиться с книгой «Логические ошибки: как они мешают правильно мыслить» Аверина Уемова.

Этот текст по заявкам подписчиков социальных сетей Skyteach написал наш эксперт — повторяем его в блоге, чтобы вы точно не пропустили.

Подписывайтесь на наши группы Вконтакте, телеграм- и ютуб-каналы, чтобы полезные подборки всегда были под рукой:

  • про английский язык [ВК] [ТГ
  • про другие предметы [ВК] [ТГ]
  • записи всех стримов [Ютуб]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×