Изучение частей речи важно для развития умения детей говорить и писать лучше, а также для расширения их словаря. В пятом классе на уроке «Имя прилагательное» мы сфокусируемся на словах, которые ученики уже встречали в начальной школе. Наша задача — помочь им лучше понять эти слова и научить их правильно использовать прилагательные в своих высказываниях. Кроме того, мы повторим основные грамматические аспекты прилагательных и поработаем над тем, чтобы дети учились подбирать наиболее точные слова для описания различных предметов и явлений. Хорошо, если урок будет наполнен наглядностью (предметы, репродукции картин, видеоролики по теме, музыкальные фрагменты и т.д.). Не забудьте включить в урок физминутку!

  1. Цели урока
  2. Ожидаемые результаты
  3. Разминка
  4. Мотивация к учебной деятельности
  5. Целеполагание
  6. Актуализация опорных знаний
  7. Открытие нового знания
  8. Включение нового знания в систему знаний и повторение
  9. Итог урока и домашнее задание
  10. Рефлексия учебной деятельности

Эксперты Skyeng подготовили
для учителей методические подарки.

Выбирайте те, что нужны, или заберите все!

Получить подарки
course 2 Skyteach

1. Цели урока

  • Вспомнить изученное об имени прилагательном в начальных классах.
  • Упорядочить информацию о прилагательных как элементе речи.
  • Освежить в памяти ключевые правила написания окончаний прилагательных.
  • Продемонстрировать важность прилагательных в языке, в частности в литературном стиле.

2. Ожидаемые результаты

Личностные:

  • желание улучшать свои речевые навыки;
  • способность самостоятельно оценивать свою речь на основе самонаблюдения;
  • осознание учащимися связи между целями их учебы и их мотивацией;
  • навык правильной оценки собственных действий.

Метапредметные:

  • умение четко и последовательно выражать свои идеи как в устной, так и в письменной форме;
  • способность принять учебное задание и следовать ему до завершения учебного процесса;
  • умение определить и сформулировать цель занятия;
  • планирование своих действий в соответствии с заданной задачей;
  • уверенность в обосновании своих ответов, аргументация своей позиции и активное участие в образовательном взаимодействии.

Предметные:

  • умение обоснованно подтверждать, что слово относится к прилагательным;
  • способность различать прилагательные от слов других частей речи;
  • определение грамматических значений прилагательных;
  • корректное использование прилагательных в устной и письменной речи.

3. Разминка

Орфоэпия. Говори  правильно! Поставьте ударение.

Украинский, августовский, красивее, оптовый, углублённый, сливовый (компот), балованный, кухонный

4. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, а вы любите загадки? Давайте попробуем их разгадать.

1. Хитрая девица
Спряталась в темнице.
Зелёный хвост торчит снаружи —
Хозяйку прячет неуклюже.
Вот так рыжая плутовка
А зовут её … 
(морковка)

2. Этот овощ рос на грядке
Ровным, круглым, ароматным.
Был зелёным — покраснел,
Значит, он совсем созрел. 
(помидор)

3. В синем небе вдруг возник
Белый зонтик-озорник.
Через несколько минут
Приземлился ..
(парашют)

Давайте вспомним, как называется часть речи, с помощью которой мы называем окружающие нас предметы? (имя существительное)

Назовите слова, которые помогли  нам выделить признаки  загаданных предметов (зеленый, рыжая, ровным, круглым, ароматным, зеленым, белый).

  • К какой части речи принадлежат эти слова?
  • Как вы думаете, какова тема нашего урока?

 Объявите тему урока: «Имя прилагательное как часть речи».

Вам могут быть полезны и другие материалы к урокам русского языка:

5. Целеполагание

  1. Как вы считаете, зачем нужны прилагательные в русском языке? (Благодаря им легче распознавать и различать предметы в тексте. Они делают нашу речь более точной и выразительной)
  2. Что мы должны освоить на этом уроке? (Научиться правильно использовать прилагательные в речи, соблюдать правила написания и тем самым улучшить свои устные и письменные выражения).

6. Актуализация опорных знаний

Повторение теоретических сведений об имени прилагательном

Дайте толкование прилагательного как части речи, которая к чему-то приложена. К чему же «приложено» прилагательное? (к существительному). Как  понять « приложено»? (т. е согласуется в роде, числе и падеже).

Учитель предъявляет учащимся таблицу, в которой заполнен первый столбец.

С именем прилагательным вы знакомились в начальной школе. Давайте вспомним, что вам известно об имени прилагательном и заполним второй столбец таблицы (заполняется в ходе фронтальной беседы).

Имя прилагательноеЗналУзнал новое
1.Отвечает на вопросы…   
2.Обозначает…   
3.В предложении чаще всего бывает…  
4.В предложении зависит от…   
5.Изменяется по…   
6. Имеет …формы  

7. Открытие нового знания

Происходит в ходе выполнения заданий, учащиеся заполняют третий столбец таблицы.

1. Выпишите прилагательные. Укажите число, род.

Белизна снега, белый снег, белеет снег.
Свежее утро, свежесть утра,  начинается свежесть.
Холодная ночь, холод ночи, к ночи похолодало.
Румянец на щеках, румяные щеки, мороз румянит щеки.

У какого прилагательного не смогли определить род? (румяные, т.к. стоит во множественном числе)

2. Укажите  синтаксическую роль прилагательного в предложении.

 Углы равнобедренного треугольника равны.

(равнобедренного горячий — определение, равны горячий — сказуемое)

3.Определите падеж и окончание прилагательного.

Жили старик со старухой у самого син…  (какого?) моря.  Осталась старуха у разбит… ( какого?) корыта.

Как определить падеж прилагательного? (по падежу существительного)

Как проверить окончание прилагательного? (задать вопрос от существительного)

4.Образуйте краткие формы прилагательных.

  • светлый
  • белый
  • горячий

Составьте предложение с любым из получившихся слов на выбор. Каким членом предложения является краткое прилагательное?

Примерная заполненная таблица. 

Имя прилагательноеЗналУзнал новое
1.Отвечает на вопросы… Какой?Чей?
2.Обозначает… Признак предмета 
3.В предложении чаще всего бывает…определениемВ краткой форме — сказуемым
4.В предложении зависит от… существительного 
5.Изменяется по… Родам, числам, падежамВо множественном числе род не определяется
6. Имеет …формы Имеет (полную и краткую) форму

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Учимся редактировать текст

Перед нами сочинение пятиклассника Василия Ошибкина о зиме.

Зема мое любимое время года.
Наступил зема. Снег покрыла землю. Диревья стоят тоже в снигу. На снигу видны лапы зверей. Воздух холодный. Я люблю зему.

Вам понравилась работа Василия? Какую орфограмму ему нужно выучить? Что не понравилось? Может, поможем Василию? Что сделает его сочинение не только грамотным, но и более точным, красивым, выразительным? Тогда откорректируем текст. (Дети исправляют орфографические ошибки, затем речевые, дополняют текст прилагательными).

Пример

Пришла к нам чудесная зима, как прекрасная сказка. Она всю землю засыпала светлым, как молоко, снегом. Деревья и кусты облачились в пушистые белые шубы. На блестящем от солнечных лучей снегу можно увидеть красивые следы животных. Воздух стал таким чистым и освежающим! Зима мне очень нравится, она такая красивая и великолепная!

Учимся правильно употреблять прилагательные в нашей речи

Почему были допущены речевые ошибки? Запишите предложения правильно.

Мне снится далёкое городишко.
Очень вкусен жареная картофель.
Люблю писать красным чернилом.
Намажьте мне булку яблочной повидлой.
По утрам я люблю пить чёрное кофе.

Прочитайте словосочетания. Вдумайтесь в лексические значения прилагательного и существительного. Можно ли их поставить рядом?

Мокрая вода, старые старушки, проливной ливень, ледяной айсберг, памятный сувенир.

(Это тавтология, т.е. повторение того же, но другими иногда словами, поэтому нужно обращать внимание на сочетаемость прилагательных и существительных).

Давайте проведем эксперимент со стихотворением Ф. И. Тютчева. Посмотрим, как мастер словесности применяет прилагательные в своем поэтическом творчестве.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит

Какие изобразительно-выразительные средства использовал поэт, чтобы создать образ леса?

эпитеты — снежная бахрома, луч косой, чудная жизнь, волшебный сон;
метафоры — лес под снежной бахромою окутан цепью;
инверсию (неправильный порядок слов) — луч косой, цепью пуховой.

Какая часть речи  лежит  в основе этих изобразительных средств? (прилагательное)

Прилагательные помогают нам описывать красоту, яркость и многообразие вещей вокруг нас, делая нашу речь более наглядной и точной. С их использованием речь становится похожей на ожившую, яркую картину, возможно, даже более насыщенную, чем сама картина. Ведь прилагательные не только указывают на цвета, звуки, запахи и вкус предметов, но и отражают наше отношение к ним.

9. Итог урока и домашнее задание

Прочитайте высказывание А. Н. Толстого о нашем языке:

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью».

Вы согласны с этим утверждением? Почему? (предоставляем учащимся возможность высказать свое мнение, эмоции от урока)

Можно предложить учащимся составить синквейн «Имя прилагательное».

Домашнее задание. Составить текст из 10 предложений (используя прилагательные) на тему «Зимнее утро».

10. Рефлексия учебной деятельности

Рефлексивная мишень

plan pervogo uroka po russkomu 5 klassa 1 Skyteach

Уважаемые коллеги, напишите в комментариях, какие планы уроков и материалы для занятий вам нужны. Подготовим!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×