Тематический тест ЕГЭ состоит из 14 заданий. В каждом из них необходимо указать варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. В этой статье подробно разберем, как помочь ученику получить максимальный балл.
Содержание:
- Акцент при повторении правил русского языка
- Алгоритм выполнения задания №11 ЕГЭ по русскому языку
- Формулировка задания №11 из ЕГЭ
1. Акцент при повторении правил русского языка
- правописание суффиксов имен существительных
- правописание суффиксов имён прилагательных
- правописание суффиксов наречий
- правописание -О,-Ё после шипящих в суффиксах прилагательных, существительных, наречий
- правописание суффиксов глаголов
- правописание суффиксов причастии и деепричастий прошедшего времени
Также необходимо, чтобы школьник умел:
- правильно употреблять имена собственные, географические названия и топонимы;
- различать личные и неличные формы глагола;
- правильно расставлять ударение в словах.
Суффиксы существительных
Пишем, если при изменении по падежам сохраняет И (столик — столика, пальчик — пальчика).
Пишем, если при изменении по падежам имеет беглый гласный (листочек — листочка, платочек — платочка, горошек — горошка).
Пишется в именах существительных, образованных от слов, оканчивающихся на -ина(а) (горошинка — горошина, завалинка — завалина).
Пишется в остальных именах существительных (вишенка, песенка)
Исключение. Горлинка
В этих суффиксах всегда пишется И, не бывает суффиксов -езн-. -ен- (белизна, желтизна, тишина, вышина).
Если ударение падает до суффикса, то пишем Е, если ударение падает после суффикса, пишем И. (пЕрвенство, большинство).
Единообразное написание (человечество, творчество, студенчество).
В сущ. мужского рода (боец) и в сущ. среднего рода, если ударение падает на слог после суффикса (пальтецо, письмецо).
В сущ. женского рода (владелица) и в сущ. среднего рода, если ударение предшествует суффиксу (платьице, креслице).
В сущ. женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц- (лестничка — лестница, пуговичка — пуговица.
В остальных случаях (троечка, Ванечка, времечко).
После твёрдых согласных пишем -оньк- (лисонька).
После мягких согласных, шипящих и гласных -еньк- (тученька, Зоенька).
После согласных т, д, с, з, ж (перевозчик, разносчик).
После остальных согласных (банщик, фонарщик).
Суффиксы прилагательных
Всегда пишется И (заботливый, заносчивый).
Под ударением пишется ИВ (красивый, правдивый) Без ударения пишется ЕВ (боевой, сиреневый).
Исключения. Милостивый, юродивый.
Пишутся после твердых согласных (деловой, красноватый, деловитый).
Пишутся после мягких согласных и ц (вечевой, сиреневатый, глянцевитый).
Единообразное написание (надрывистый).
Всегда пишется а (створчатый, ступенчатый, решетчатый).
Запомнить: дощатый (от слова доска при помощи суффикса -ат-).
Суффиксы не изменяются, не бывает -иньк-, -аньк- (сухонький, черненький).
Суффикс -инск- пишется в прилагательных, образованных от основ, заканчивающихся на -ин, -и(ы), а(я). (Мытищинский, Екатерининский).
В остальных случаях пишется суффикс -енск- (нищенский).
Исключения. Пензенский, коломенский, пресненский.
Суффикс -к- пишем, если прилагательное образовано от существительного с основой на к, ц, ч или имеет краткую форму (немецкий, резкий — резок, мерзкий — мерзок, ткацкий).
В остальных случаях пишем суффикс -ск- (французский, богатырский).
Суффиксы наречий на -О, -А
В наречиях с приставками из-, до-, с- (изредка, добела, снова).
В наречиях с приставками в-, на-, за- (вправо, наглухо, запросто)
-О,-Ё после шипящих в суффиксах прилагательных, существительных, наречий
- В глагольном суффиксе -ЁВЫВА- (выкорчёвывать).
- В суффиксах существительных -ЁВК-, образованных от глаголов (ночёвка).
- В суффиксе -ЁР- существительных (стажёр, дирижёр, ухажёр, монтажёр).
- В суффиксах полных и кратких страдательных причастий -ЁНН-, -ЁН- (прекращённый, прекращён).
- В суффиксах отглагольных прилагательных -ЁН- и в производных словах (копчёный, тушёный, копчёности, тушёнка).
- В суффиксах существительных -ОК-, -ОНОК-, -ОНК- под ударением (пирожок, порошок, медвежонок, бумажонка, ручонка).
- В суффиксах прилагательных -ОВ-, -ОН- под ударением (камышовый, смешон).
- В суффиксах наречий под ударением (свежо, горячо).
• Исключение. Ещё
Вам могут пригодиться и другие наши материалы к урокам русского языка:
Суффиксы глаголов
Правописание
Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем -ова-, -ева- {заведовать — заведую, исповедовать — исповедую).
Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ывэю, -иваю, то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем -ыва-, -ива- (откладывать — откладываю, рассматривать — рассматриваю).
Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вАть. -вАю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса, (заливать — залить, преодолевать, преодолеваю — преодолеть).
Исключения. Застрять — застревать, застреваю; затмить — затмевать, затмеваю; продлить — продлевать, продлеваю.
Глаголы неопределенной формы (инфинитив)
Суффикс глагольной основы 2 спряжения на -ить и суффикс глагольной основы 1 спр. отличаются. Необходимо запомнить некоторые исключения, где суффикс находится в безударной позиции: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть — и производных от них.
глаголы на -ЯТЬ: лаять, таять, каяться, веять, надеяться, лелеять, сеять, затеять, чуять, лаять, реять, блеять, кашлять;
глаголы на -ИТЬ: драить и клеить.
Суффиксы причастии и деепричастий прошедшего времени
Чтобы безошибочно определить гласную перед суффиксом причастий и деепричастий, необходимо понять, от какого глагола они образованы, (понадеявшийся, понадеявшись — от понадеяться).
2. Алгоритм выполнения задания №11 ЕГЭ по русскому языку
Поделитесь им со своими учениками:
- Внимательно прочитайте задание.
- Определите части речи слов.
- Сначала поработайте с существительными и прилагательными: сопоставьте с теорией и добавьте нужную гласную.
- Затем поработайте с глаголами и другими частями речи: сопоставьте с таблицей, проверьте вид глагола и учтите различные суффиксы глаголов.
- Не забывайте про исключения.
- Выпишите номера ответов.
Сэкономить время на подготовке к урокам помогут наши планы-конспекты:
3. Формулировка задания №11 из ЕГЭ
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- худ..нький, солом..нка
- затм..вать, претерп..вая
- милост..вый, свидань..це
- замш..вый, ключ..к
- глянц..вый, доверч..вый
Выполним задание:
- худЕнький (прилагательное с суффиксом -ЕНЬК-); соломИнка (-ИН- + -К-);
- затмЕвать (ВА – ударный, слово-исключение); претерпЕвая (ВА – ударный, Е является отдельным глагольным суффиксом);
- милостИвый (прилагательное-исключение с безударным -ИВ-); свиданьИце (ударение НЕ падает на окончание);
- замшЕвый (прилагательное с безударным -ЕВ-); ключИк (при склонении слова И остаётся);
- глянцЕвый (прилагательное с безударным -ЕВ-); доверчИвый (суффикс -ЧИВ-).
Теперь очередь разобрать ещё пару примеров из ЕГЭ по русскому языку:
Пример №1
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- ман..шь, гречн..вый
- рул..вой, недоум..вая
- проверя..шь, невид..мый
- тюл..вый, претерп..вающий
- заманч..вый, остр..нький
Пример №2
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- удушл..вый, раскорч..вать
- тюлен..вый, правд..вый
- запуг..вать, горош..нка
- буш..вать, бяз..вый
- узорч..тый, веснушч..тый
Пример №3
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- стульч..к, парашют..к
- затемн.., влев..
- оранж..вый, потч..вать.
- гряз..вой, накле..вать.
- юрод..вый, ноздр..ватый
Пример №4
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- застра..вать, голуб..нький
- марл..вый, уродл..вый
- раска..ваться, изюм„нка
- сарафанч..к,настойч..вый
- мороз..ц, навьюч..вать
В целом, для успешного решения задания 11 в ЕГЭ по русскому языку нужно хорошо знать правила русской орфографии и грамматики. Выпускнику необходимо быть внимательным и не торопиться, вчитываться в каждое предложение и анализировать его.
Еще важно уметь правильно определять форму слова: понимать, к какой части речи относится данное слово, какой у него род, число и падеж.
Также стоит обращать внимание на правильность написания слов в тексте, который ученик пишет во время подготовки к экзамену, и заносить неправильно написанные слова в специальную таблицу, чтобы потом вернуться к ним и поправить ошибки.
Наконец, важно помнить о том, что решение заданий ЕГЭ по русскому языку требует не только знания правил, но и умения применять их на практике. Поэтому необходимо постоянно тренировать навыки в решении задач и анализе текстов.
Уважаемые преподаватели, напишите в комментариях, какие планы уроков и материалы для уроков русского языка вам нужны. Подготовим.