В русском языке непростая система использования знаков препинания. Пунктуационные правила русского языка сложны не только для ученика, но и для взрослого человека. Если постановка знаков препинания в конце предложения, запятых в простом и сложном предложениях не вызывают особых сомнений, то постановка двоеточия и тире — серьезная проблема для учащихся. Задание 21 ЕГЭ по русскому языку является самым сложным для выпускников, так как концепция его отличается от традиционных заданий, которые разбираются в школе на уроках. А ведь это задание требует вдумчивого пунктуационного анализа сразу нескольких предложений.

Преподавайте английский в Skyeng Premium!

Приглашаем учителей на самое высокооплачиваемое направление. Доход до 100 000 ₽ в месяц и больше, гибкое расписание, удаленный формат

Заполнить анкету
banner prem 4 Skyteach

Задание 21  может быть сформулировано тремя способами:

  1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
  2. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
  3. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Сложнее тем, кому попадается тире. Поэтому попробуем разобраться именно с этим заданием.

Содержание:

  1. Тире в простом предложении
  2. Тире в бессоюзном сложном предложении
  3. Алгоритм выполнения задания 21 ЕГЭ по русскому языку
  4. Задания для тренировки

О Skyeng Premium: высоком доходе
и нескучных уроках

Рассказываем про узкие запросы учеников, выгоды для преподавателя, правилах отбора

Узнать подробно
banner help new1 Skyteach
Больше статей о направлении Skyeng Premium:

1. Тире в простом предложении

Между подлежащим и сказуемым

Тире ставится в следующих случаях.

Если главные члены предложения выражены именем существительным в именительном падеже.Книга — источник знания. (сущ.+сущ.) 
Если один из главных членов предложения выражен именем числительным, связка отсутствует: Трижды три — девять. (числ.+числ.) Восемь — четное число.(числ.+числ.) Площадь катка — тридцать квадратных метров. (сущ.+числ.)
Если один из главных членов предложения выражен неопределённой формой глагола,  связка отсутствуетПахать — не руками махать. (инф.+инф.) Дело музыканта — дарить радость (сущ.+инф.)
Если между подлежащим и сказуемым вставлены слова это, вот, значит, то тире ставится перед ними: Поэзия — это огненный взор юноши, кипящего избытком сил. Романтизм — вот первое слово, огласившее пушкинский период. Понять — значит простить.

При однородных членах

Тире ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов как знак итога, определенного вывода.

Например:

В роще, в поле, в воздухе — всюду царствовало безмолвие.
Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки — ничто не помешало прокладке газопровода.

Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них — тире.

Например:

Все деревенское: запах свежеиспеченного хлеба, парное молоко, земля — вдруг нахлынуло и затопило меня.

При вставных конструкциях

Тире употребляется для выделения слов и предложений, вставляемых в середину предложения с целью его пояснения или дополнения.

Например:

Как вдруг — о чудо, о позор! — заговорил оракул вздор.
Тут — делать нечего — друзья поцеловались.

В неполном предложении

Неполное предложение — это предложения, в которых пропущен любой член предложения.  Тире ставится, когда пропущен член предложения, но его можно логически восстановить из  контекста (предыдущих предложений). 

Например:

А ты любишь пироги с зеленым луком? Я — страсть как! 
И по всему небу — облака, как розовые перышки. 

В предложениях с прямой речью и диалоге

• Тире ставится для выделения слов автора, когда они вставлены в прямую речь или следуют за прямой речью.

Например:

 «Выслушайте меня, — сказала Надя, — когда-нибудь до конца».
 «Что вы тут делаете?» — промолвил Базаров, садясь около Фенечки.

• Реплики в диалоге пишутся без кавычек, с новой строки. Перед репликой ставится тире.

Например:

 — Как поживаете?
 — Спасибо, живем помаленьку.

• Если реплики в тексте следуют друг за другом, то они заключаются в кавычки, оформляются как сплошной текст и отделяются друг от друга знаком тире.

Например:

«Но ведать я желаю: Вы сколько пользы принесли?» — «Да наши предки Рим спасли!» — «Все так, да вы что сделали такое?» — «Мы? Ничего!» — «Так что ж и доброго в вас есть?»

При приложении

Тире ставится в следующих случаях.

• Если приложение носит пояснительный характер. Перед тире можно поставить или стоят слова а именно, то есть.

В дальнем углу светилось желтое пятно — огонь в окне квартиры Серафимы, пристроенной к стене конюшни.

• Если приложение относится к слову, стоящему в ряду однородных. 

В вазе стояли ромашки — желтоглазые цветы, колокольчики и лютики.

Приложение «желтоглазые цветы» относится к слову ромашки. Если это приложение выделить запятыми, тогда его можно будет перепутать с однородным членом предложения. В вазе стояли ромашки, желтоглазые цветы, колокольчики и лютики. 

• Если приложение заканчивает предложение.

В вазе стояли ромашки — желтоглазые цветы.

Вам могут быть интересны и другие статьи у урокам русского языка:

2. Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзное сложное предложение — это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. В бессоюзном сложном предложении ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Например:

Не сули журавля в небе — дай синицу в руки.
Девочка плачет: потеряла мячик.
Дождь закончился, туча отошла к лесу.
Наступила зима; охотник, собрав всё необходимое, переселился в зимовье.

Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях (на границе между частями нет ни союзов, ни союзных слов), что отражается и в постановке знаков препинания.

Тире в бессоюзном сложном предложении ставится при следующих смысловых отношениях между его частями:

ЗначениеЧем можно заменить знакПримеры
Для выражения резких противопоставлений между предложениямиможно вставить но, аВвысь взлетает сокол – жмется уж к земле.
Если первое предложение обозначает условие или время действия второгоможно вставить если, когдаЛес рубят – щепки летят.
Если второе предложение содержит вывод или следствиеможно вставить поэтому или так чтоУдарил гром – задрожали окна.
Если первое предложение сравнивается со вторымможно вставить союзы словно, точно, будтоМолвит слово – соловей поёт.
Если между предложениями уступительные отношенияможно вставить несмотря наЗавали правду золотом, затопчи ее в грязь – всё равно наружу вылезет.
Если во второй части указана быстрая смены событий Шагнул – и царство покорил.
Если вторая часть представляет собой присоединительное предложениеперед ним можно вставить слово этоВечерами над горизонтом надолго зависало багровое тусклое солнце – дурной знак

3. Алгоритм выполнения задания 21 ЕГЭ по русскому языку

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Точно определите, какой знак препинания нужно найти.
  3. Отметьте предложения, в которых есть искомый знак.
  4. Выделите грамматические основы выбранных предложений.
  5. Определите синтаксическую характеристику членов предложения, отделенных нужным знаком препинания.
  6. Проверьте, в соответствии с каким правилом поставлен знак в каждом предложении.
  7. Помните, что может быть несколько вариантов.
  8. Запишите номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое.
Например:

Задание 21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 (1) Карелия — это жемчужина Русского Севера. (2)Её скромная красота, бездонные озёра и реликтовые леса никого не оставляют равнодушным; именно там расположен уникальный памятник природы и одновременно музей под открытым небом под названием Рускеала. (3)В 4 километрах от села Рускеала находится место, мимо которого невозможно проехать, отправляясь к мраморному карьеру. (4)Это рускеальский каскад — цепочка из четырёх небольших, но живописных водопадов. (5) Жемчужина Рускеалы — это Мраморный каньон, он входит в состав горного парка «Рускеала» и представляет собой огромную каменную чашу, заполненную голубовато-изумрудной водой. (6)Каньон производит колоссальное впечатление! (7)Отвесные серебристые мраморные скалы, уходящие вглубь прозрачных вод, гроты и штольни — всё  создаёт ощущение, что находишься в сказочной стране, и вот-вот из шахты выглянет гном с киркой наперевес.

• Находим, в каких предложениях стоит тире. Предложения 1, 4, 5, 7.

• Проводим пунктуационный анализ каждого предложения.

Предложение 1. Это простое предложение. Грамматическая основа: подлежащее Карелия, сказуемое жемчужина . Тире ставится, так как  главные члены предложения выражены именем существительным в именительном падеже.

Предложение 4.  Это простое предложение. Грамматическая основа: подлежащее каскад, сказуемое цепочка. Тире ставится, так как  главные члены предложения выражены именем существительным в именительном падеже.

Предложение 5.  Это простое предложение. Грамматическая основа: подлежащее жемчужина, сказуемое Мраморный каньон. Тире ставится, так как  главные члены предложения выражены именем существительным в именительном падеже. !!! Нельзя путать тире (пунктуационный знак) и дефис (орфографический знак). В предложении есть сложное прилагательное голубовато-изумрудной (водой), которое пишется через дефис, так как обозначает цвет.

Предложение 7. Это предложение сложное с разными видами связи. Находим грамматические основы. В первом простом предложении: скалы, гроты, штольни, все – однородные подлежащие, создает- сказуемое. Во втором:  находишься — главный член односоставного предложения. В третьем: гном – подлежащее, выглянет- сказуемое. Тире находится в первом простом предложении. Рассмотрим именно это предложение внимательно. В этом предложении есть обобщающее слово (все) при однородных подлежащих (скалы, гроты, штольни), которое  стоит после однородных членов. В соответствии с правилом после однородных членов ставится тире.

• Записываем номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое. Ответ: 1,4,5.

Еще больше полезных материалов:

4. Задания для тренировки

Задание 1. Найдите все предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Южный Урал –– этот самобытный край –– называют голубым ожерельем России, так как ни один регион страны не может сравниться с Уралом по количеству озер: их здесь более трех тысяч. (2)Одно из самых живописных высокогорных озер Урала –– Зюраткуль, оно находится на высоте более 700 метров над уровнем моря. (3)Словно в колыбель, уложила озеро природа среди пяти высоких хребтов. (4)Красота озера с древних времен манила к себе человека: здесь, на берегу и окружающих его хребтах, были стоянки первобытных людей. (5)Увильды –– самое крупное озеро Южного Урала. (6)По мнению учёных, озеро имеет тектоническое происхождение: оно образовалось много миллионов лет назад в разломе земной коры. (7)Наличие многочисленных островов: Березового, Ольхового, Букового, Вязового, Елового –– является одной из его особенностей.

Задание 2. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Юрий Александрович Бычков –– спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия. 2)В 1967 году он оказался в Суздале. (3)Цель командировки –– подготовить материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путем –– по ярославской трассе. (5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново –– эти города посетил во время поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура» журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале, как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием «Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал. (7)В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, –– так и родилось сочетание «Золотое кольцо».

Задание 3. Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Имение Грешнево –– место детства поэта Н.А. Некрасова –– стояло у дороги, по которой проходил самый разный народ. (2)«Под наши густые, старинные вязы на отдых тянуло усталых людей», –– так спустя много лет напишет в стихотворении «Крестьянские дети» Николай Алексеевич. (3)Недалеко от усадьбы протекала Волга –– великая русская река. (4)Привольно течет Волга в низких берегах; кругом –– неоглядные просторы лугов, полей, вдалеке виднеются поля. (5)Но не только чудесные картины природы видел здесь будущий поэт. (6)Именно на Волге мальчик встретил измученных бурлаков –– людей, тянущих при помощи бечевы речное судно против течения. (7)Недаром в одном из стихотворений Некрасов назвал Волгу «рекою рабства и тоски».

Задание 4. Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В Некоузском районе Ярославской области сохранилась известная дворянская усадьба Борок. (2)В 1830 году усадьбу Борок приобрёл молодой Алексей Петрович Щепочкин –– дворянин по происхождению. (3)Он был рачительным хозяином: закончил строительство барского дома, примерно в версте от усадьбы поставил красивые резные ворота, от которых до самого дома шла густая липовая аллея. (4)Николай Александрович Морозов –– последний хозяин усадьбы. (5)В 1923 году усадьба Борок по личному распоряжению В.И. Ленина была передана в пожизненное владение Н.А. Морозову –– ученому, поэту и революционеру. (6)Но Николай Александрович подарил её Академии наук СССР для создания здесь научного учреждения –– биологической станции. (7)Сегодня Борок –– крупный научный центр России –– известен во всём мире.

Задание 5. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Москва –– это прекрасные виды, открывающиеся с высоких холмов, знаменитые особняки, дворики с древними церквями. (2)И конечно, самая главная достопримечательность столицы –– Кремль! (3)Нет ни одного русского пейзажиста, который хотя бы раз не написал Кремль –– самый знаменитый архитектурный ансамбль столицы. (4)Рассматривая виды Москвы, можно проследить изменения города со временем. (5)На одной из картин А.М. Васнецова древний Кремль со старыми башнями из белого камня –– сегодня все стены и башни Кремля из красного кирпича.
(6)В пейзаже И.К. Айвазовского «Вид на Москву с Воробьевых гор» на первом плане –– извивающаяся лента Москвы-реки. (7)По её берегам тянутся луга, рощи, растут сосны. (8)А сегодня здесь громадный стадион «Лужники», высотные дома, проспекты.

Задание 6. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В 1974 году вышел первый путеводитель по Золотому кольцу России. (2)Маршрут был такой: Москва –– Сергиев Посад –– Переславль-Залесский –– Ростов –– Ярославль –– Кострома –– Иваново –– Суздаль –– Владимир –– Москва. (3)Общая протяжённость маршрута –– пятьсот сорок километров. (4)Советские люди считали за честь совершить путешествие по страницам истории Древней Руси –– по Золотому кольцу. (5)В 90-х годах наблюдался заметный спад внутреннего туризма –– на общем фоне снизилась посещаемость и городов Золотого кольца. (6)Но постепенно ситуация менялась в лучшую сторону, и на сегодняшний день маршрут «Золотое кольцо России» –– один из развитых туристических маршрутов –– вновь пользуется заслуженной популярностью.
Надеемся, теперь ваши ученики справятся с постановкой тире и заданием 21 ЕГЭ.

Напишите в комментариях, какие еще планы уроков и материалы для уроков русского языка вам нужны. Подготовим!

На кого из великих педагогов вы похожи?

Пройдите наш тест с простыми вопросами о ваших преподавательских принципах
и получите подарок к уроку английского 🎁

Пройти тест
banner test 1 Skyteach

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×