Понятие «coopetition» — одно из самых противоречивых и интересных. Происхождение этого слова доподлинно неизвестно до сих пор, но ясно одно — англоговорящим ученым пришлось включить все мыслительные процессы, чтобы его изобрести. В чем же заключается его смысл?
Coopetition = collaboration (сотрудничество) + competition (соревнование). Казалось бы, это два взаимоисключающих понятия, но не все так просто. Если люди сотрудничают друг с другом, то в таких отношениях всегда найдутся минусы, точно так же и соревнование — не самая лучшая форма коммуникации. Поэтому было решено выявить недостатки collaboration и competition и исключить их, придав им новую, универсальную форму взаимоотношений — сoopetition (на русский язык можно перевести как «сотрудничество конкурентов» или «кооперативная конкуренция» («кооперенция»).
Давайте посмотрим на недостатки и преимущества collaboration и competition. Все данные приведены относительно обучения английскому языку.
Согласно исследованиям C.M.Charles и его концепции синергитического (эффективно взаимодействующего) обучения, техника coopetition хорошо тем, что она:
— повышает мотивацию и способствует наслаждению от процесса обучения
— предоставляет разнообразные идеи, таким образом, улучшает навык креативного и критического мышления
— развивает чувство личностной ответственности в рамках групповой работы
— влияет на эффективность результатов
— улучшает продуктивность в целом
— позволяет принимать рискованные решения вместе
И это далеко неполный список преимуществ подобной практики. Coopetition можно использовать на разных уровнях, как показано ниже.
Локальный уровень — это совместный проект двух классов в одной школе, к примеру. Тогда как национальный — взаимодействие между разными школами другой страны, а международный — уже обмен студентами между странами.
Coopetition можно использовать для множества занятий в классе. К примеру:
— совместное исследование. Предложите ученикам найти языковые летние лагеря, куда можно поехать на каникулах, сравнить время пребывания, активности, бюджет, условия проживания и т.д.
Collaboration: подростки учатся вместе работать над проектом, распределяют задания между собой и работают на всеобщий результат.
Competition: класс разделен на группы, каждая группа соревнуется с остальными. В итоге выбирается группа/несколько групп, лучше всех справившиеся с исследованием.
— peer-review assessment (партнерская проверка). Попросите школьников проверить домашнее задание/классную работу одноклассника и обменяться отзывами.
Collaboration: школьники взаимодействуют, воспринимая конструктивную критику со стороны одноклассников, обсуждают свои работы друг с другом, учатся давать справедливый фидбэк коллегам.
Competition: участники peer review стремятся показать лучшие результаты и получить позитивные отзывы от коллег.
— совместное посещение курсов, программ или культурных заведений. Например, сходите всем классом в музей британской культуры, попросите учеников поделиться впечатлениями друг с другом и написать рецензию на музей
Collaboration: совместное времяпрепровождение может быть не только полезным, но и приятным, ученики высказывают свое мнение и выслушивают мнения других, сравнивая и резюмируя впечатление от посещения.
Competition: за написанные рецензии, учащиеся получат баллы, можно выбрать лучшие работы.
— организуйте разговорный клуб, в котором вы сможете обсуждать разные темы, волнующие подростков. Например, «Безопасное использование социальных сетей», «Как повысить самооценку» и т.д. На выходные можно задать им посмотреть фильм с субтитрами на английском и обсудить его на следующей встрече.
Collaboration: ученики проводят время вместе вне урока, что способствует социализации, выстраиванию отношений с одноклассниками, ученики работают как часть команды.
Competition: концентрация на личном результате (улучшение разговорного английского)
То есть, эту технику взаимодействия можно использовать практически в любой ситуации, главное — желание и мотивация учителя.