Задания по лексике в ОГЭ и ЕГЭ

Задания по лексике в ОГЭ и ЕГЭ

Мы уже писали о том, на что обращать внимание в заданиях по грамматике в ОГЭ и ЕГЭ. Сегодня поговорим о том, как готовиться и выполнять задания, связанные со словарным запасом в этих двух экзаменах.

В экзамене 9-го класса лексика проверяется в форме текста с пропусками на словообразование в заданиях 27-32, в ЕГЭ для 11-го класса такой же тип задания под номерами 26-31. Здесь самыми распространенными ошибками являются:

  • выбор неправильной части речи
  • употребление слова без изменений
  • употребление несуществующего слова
  • неправильное написание слова при правильно выбранной части речи и аффиксе

Как не допускать таких ошибок?

  1. Научите студентов читать текст ПОЛНОСТЬЮ перед тем, как приступать к непосредственному выполнению задания. Это поможет понять нужно ли положительное или отрицательное значение слова (возможно необходимо добавить негативный аффикс un-/in-/ir, etc. или -less)
  2. Научите студентов анализировать, какая часть речи нужна в пропуске. Для этого можно дать текст с пропусками, но без слов. Попросите в парах или группах студентов проанализировать, какая часть речи отсутствует, что на это указывает (позиция в предложении, артикль или зависимое слово).

После выполнения задания, можно дать этот же текст с теми же пропусками, но без слов и попросить студентов подумать, кикие еще слова той же части речи можно вставить в пропуски.

  1. Научите студентов использовать языковое чутье – иногда они могут правильно догадываться о том, какое слово нужно вставить в пропуск просто потому, что такое сочетание часто встречалось ранее.
  2. Вводите word families и тренируйте их на занятиях. Не обязательно заваливать студентов тоннами распечаток со словами. Лучше при изучении слова (например, memory) проведите его анализ: предложите учащимся подумать, какие еще слова могут быть связаны с ним, какие они встречали, выведите другие части речи вместе (memorable, remember, etc.)
  3. Пожалуйста, не давайте списки аффиксов! Это не работает, а лишь путает студентов. Так они начинают выдумывать несуществующие слова просто методом “научного тыка”. Гораздо эффективнее делать  упор на более частотные слова, встречающиеся на экзамене. Просмотрев открытый банк заданий ФИПИ, можно составить список наиболее частотных слов, а в кодификаторах прописаны самые частотные аффиксы для каждого экзамена.
  4. Для работы над правописанием словарные диктанты не работают. Не надо мучить ими детей в надежде, что на экзамене они вспомнят то, что просто списывали на занятии. Чаще всего диктант – тренировка кратковременной памяти для детей: написал шпору – списал – получил оценку – забыл. Нам же важно перевести слова в долговременную память, а для этого необходимы совершенно другие задания. Здесь полезно искать ошибки в написании, использовать анаграммы, пропуски букв, диктаглосс, running dictation, проверять друг друга. Другие приемы работы с лексикой можно найти в статье о лексическом подходе при обучении подростков.
  5. Напомните студентам, что гораздо чаще в текст необходимо вставить существительные, прилагательные и наречия, а глаголы встречаются гораздо реже. Вспомните слова, которые образуют другие части речи не по правилу – с изменением корня, наречия с неправильными формами.

Однако, в ЕГЭ есть еще одно задание (32-38) на множественный выбор, в котором проверяются более глубокие знания структур, сочетаемости слов, фразовых глаголов, слов, которые часто путают, прилагательных и глаголов с предлогами (succeed in, good at).

Конечно, за один месяц всем этим “премудростям” научить студентов невозможно, однако несколько советов дать можно.

  1. Основа основ – прочитать текст полностью, понять значение.
  2. Анализ окружения – что стоит после слова? какие формы употреблены (инфинитив/герундий)?
  3. Если ни один вариант не кажется студенту знакомым, научите использовать языковое чутье. Предложите попробовать все варианты и выбрать тот, что кажется более знакомым и благозвучным.
  4. Отучите выпускников пользоваться англо-русским словарем. Они не показывают “shades of meaning”, а дают слова синонимами, хотя между ними есть существенная разница в значении и употреблении. Как научить студентов работать со словарем читайте здесь.
  5. Научите сначала выполнять то, что легко (не только в этом задании). Если уж ничего не помогает, ни в коем случае нельзя оставлять пустую клеточку. Пусть поставят хоть что-то, слушая свою интуицию.
  6. Не давайте учить списки слов. Особенно фразовые глаголы. Их эффективнее вводить по темам. О том, как работать с идиомами и фразовыми глаголами читайте в статьях по ссылкам.
  7. Обязательно просите студентов снова перечитать текст. Так они могут увидеть ошибки или несоответствия.

До экзамена осталось совсем мало времени, какие советы даете вы своим студентам в последние недели подготовки?


Евгения Тащилина

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    2670 16

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×