Преподаватели vs. Технологические платформы: кто победит?

Преподаватели vs. Технологические платформы: кто победит?

Машинное обучение, продвинутые системы перевода, чат-платформы, приложения для запоминания иностранных слов, роботы, наконец! Найдет ли свое место под солнцем живой, дышащий и думающий преподаватель английского языка? Или технологические платформы, использующие искусственный интеллект, скоро спишут нас за ненадобностью?

Со всех трибун звучат возмущенные голоса педагогов «старой школы», которые 30-40 лет несли свет науки и вбивали самые разные знания в головы учеников и студентов. Демагогии, абстрактных рассуждений о высокой роли преподавателя хватает, но опираются такие рассуждения, в первую очередь, на эмоции, во вторую – на страх «остаться за бортом».

Давайте рассмотрим роль и функционал преподавателя в сравнении с возможностями и (чего греха таить!) успехами технологических платформ. Рассудит нас, конечно, время, но объективный прогноз можно всё-таки сделать.

Что технологии умеют лучше преподавателей

On-demand teaching

Обучение по запросу, в любое удобное студенту время дня и ночи, любой продолжительности (от пяти минут до марафона в несколько часов), любой сложности – всё это удел технологий. У преподавателей (читайте: людей) все же есть личная жизнь, график работы, расписание занятий, необходимость в их предварительной подготовке. А еще больничные, отгулы, отпуска… Программа или сайт всегда рядом, всегда под рукой, и с этим сложно конкурировать.

Давать мгновенную обратную связь

Вот действительно мгновенная! Нажал кнопку – и получил ответ программы или чат-бота, результат учебного теста. Обратная связь не всегда релевантная, не всегда безупречно решает учебную задачу студента, не всегда отвечает на его вопрос – но искусственный интеллект развивается стремительно, так что улучшается и качество обратной связи.

Обучать всех и сразу

Уже сейчас mooc-курсами, в том числе по изучению иностранных языков, пользуются миллионы человек. На чат-платформы зарегистрированы тысячи. Технологии не устают, могут взаимодействовать с огромным количеством студентов и учеников одновременно, причем без потери в качестве (относительно взаимодействия с одним студентом).

Работать условно бесплатно

Преподаватель работает за оплату. Технологии тоже имеют свою цену, но она зачастую настолько низкая, что можно ее игнорировать. Да, студент смотрит рекламу или делает репост в соцсети, или платит символическую абонентскую плату. В целом же, при желании, можно считать, что ценой изучения английского для целеустремленных и самостоятельных студентов является плата за интернет.

Давать объективную оценку

Хороший преподаватель к ней, безусловно, стремится, но погрешностей не избежать, ведь существуют предубеждения и стереотипы, личная неприязнь или, наоборот, сильная симпатия, цинизм, связанный с выгоранием, усталостью, бытовыми ситуациями.

Быстро самообучаться

Искусственный интеллект почти мгновенно «повышает свою квалификацию»: программы обновляются по мере появления новой информации – трендов, методик, обратной связи и оценок от учеников, новой лексики.

Что технологии делать (пока) не умеют

Создавать контекст социального обучения

Именно преподаватель является катализатором так называемого социального обучения – то есть обучения через взаимодействие, взаимопомощь и обсуждение. Польза социального обучения ярче выражена в обстановке школы, кружка – когда учеников несколько или много. Но при обучении один на один с преподавателем «человеческий» фактор тоже работает.

Стимулировать развитие учебных навыков более высокого уровня

Даже не ставя такой цели, преподаватели неосознанно поощряют в студентах развитие таких навыков, как анализ, оценка, умение общаться – ведь именно на них строится эффективное взаимодействие между людьми, особенно учебное. В отличие от преподавателей, технологии обучают с помощью так называемого «атомистического» метода, когда учебное блоки раздроблены на мелкие «кусочки» знаний (атомы). Эти атомы, будучи «переваренными» в большим количествах, преобразуются (но не всегда) в «знание».

Создавать позитивный учебный климат

Это удается сделать, если быть по-человечески восприимчивыми к индивидуальным потребностям студентов «в режиме реального времени». Проще говоря, если вы «чувствуете» студентов, реагируете на их эмоциональные потребности, задействуете харизму, юмор и язык тела – студенту учиться приятнее, чем просто нажимать на кнопки.

Выявлять неочевидные препятствия для обучения

Преподаватель видит, слышит, воспринимает так называемые «социальные ключи» – в том числе невербальные или даже подразумеваемые, которые влияют на процесс обучения. Если эти «ключи» положительные, грамотный преподаватель задействует их в теме занятия или в домашних заданиях, тем самым упрощает учебный процесс, превращает его из работы в удовольствие. Бывают и отрицательные «ключи» – неочевидные препятствия эмоционального (страхи), личного (предубеждения) или даже бытового характера (например, отсутствие комфортных условий для подготовки студента к занятиям). В некоторых случаях такие «ключи» можно скорректировать.

Воссоздавать контекст обучения в режиме реального времени

Достаточно зацепки, фразы! Вспомните своего любимого преподавателя (по любому предмету). Наверняка реакцию «обожаю его!» или «ух ты, какой интересный предмет!» этот преподаватель вызывал не тем, что знал ответы на все вопросы и был ходячей энциклопедией знаний. Скорее всего, вас восхищало и радовало, что с подачи этого педагога предмет для вас оживал, абстрактные формулы, теоремы или грамматические правила находили место в жизненных ситуациях, в решении ваших проблем.

Вдохновлять на дальнейшее обучение

Технологии – они про сделал, получил похвалу, значок, сертификат. Тем самым вопрос решен, галочка стоит, тема закрыта. Преподаватели же могут внушить студенту, в том числе личным примером, желание развиваться дальше.

Обучить самостоятельной оценке своей работы

Нажимаешь на «отправить» – и вот уже программа выводит результат на экран: «В» или «4 (хорошо)». А почему так? Ну окей, можно посмотреть место, пункт, в котором ошибся. А как же оценка усилий или причин, почему ошибся? Вот ее-то даст преподаватель, и со временем навык рефлексии, самодиагностики вырабатывается у студента.

Что умеют делать и преподаватели, и технологии

Здесь можно коротко, ведь пункты эти всем нам знакомы.

  • Вести учебные записи, отмечать успехи и ошибки студента.
  • Оценивать тестовые работы, даже оценивать произношение или навыки письма
  • Проводить анализ успешности и результативности обучения – статистический, тем не менее со смысловыми выводами. Важное условие: цели обучения должны быть четко сформулированы.
  • Выявлять слабые места, недостаточно развитые навыки, которые можно прокачать с помощью осознанной, целенаправленной практики.
  • Составлять подборки (в том числе индивидуализированные) обучающих упражнений для улучшения языковых навыков; давать возможность практиковать конкретные навыки (запоминания, грамматические упражнения, идиомы и т.п.).
  • Адаптировать инструменты обучения и упражнения к успехам конкретного студента (но не во всех сферах знаний, не во всех аспектах языка).
  • Превращать учебу в развлечение, упрощать обучение с помощью фана, веселья.

В последние несколько лет было проведено несколько исследований эффективности обучения с помощью платформ. Одни ученые выяснили, что студенты учатся лучше и быстрее, когда преподаватель «обогащает» занятия, используя возможности платформ. Другие ученые пришли к обратным результатам: технологии лишь отвлекают от целей обучения, замедляют его. Обратите внимание: сравнивать «в чистом виде» обучение с преподавателем и обучение на платформах никто даже не пытался. Преподаватели пока вне конкуренции.

В перспективе же нам следует научиться проактивно воспринимать технологии – вычленяя самые эффективные и полезные в обучении инструменты и отсеивая остальные. В этом случае преподавание английского языка перейдет на качественно новый уровень.

Елена Тимофеева

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    2521 6

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×