Родители спрашивают, как и когда ребенку начинать изучать иностранный язык. Как построить ответ?

Это новая рубрика Skyteach: «Вопрос методисту». Здесь мы отвечаем на вопросы, которые волнуют вас как преподавателей. Вы присылаете их на почту ask-skyteach@skyeng.ru, а наша команда преподавателей, методистов и психологов дает развернутый комментарий и делится рекомендациями

Мечта любого родителя — видеть, как его ребенок свободно владеет иностранным языком, и при этом не тратит огромных усилий на его изучение. Вполне выполнимая мечта! Рассказываем, как преподавателю отвечать на вопросы родителей о том, в каком возрасте и как начать знакомить ребенка с иностранным языком?

tatiana tumentseva Skyteach
На вопрос отвечает Татьяна Тюменцева, преподаватель английского языка со стажем 20 лет, переводчик

Разберем цели, которые ставят родители.

Цель 1. Хочу, чтобы ребенок мог свободно говорить на иностранном языке уже в раннем возрасте

Возможный ответ:

В этом случае изучение языка можно начать достаточно рано, возраст подскажет сам ребенок. Если малыш свободно говорит на родном языке, произносит большинство фонем родного языка (для русского языка допускается, если не произносит букву «р»), говорит предложениями, то ему можно начинать знакомиться с иностранным языком.

Для этого есть два пути:

  1. Занятия с педагогом, говорящем на родном языке ребенка

Такие игровые занятия позволят ребенку полюбить иностранный язык, а также выучить базовые слова и фразы, необходимые для общения. Кроме этого, занятия позволят развивать фонематический слух ребенка, значительно улучшат память, а также помогут сформировать правильное произношение. 

Игровые уроки обычно следует начинать с детьми не младше 4,5-5 лет. На таких занятиях малыши в увлекательной и веселой форме легко выучат алфавит и подготовятся к обучению чтению. В моей практике были ребята, с которыми мы занимались всего один раз в неделю, но этого было достаточно. В этому случае интенсивность занятий зависит от ребенка.

  1. Погружение в языковую среду

Так учат языки ребята, для которых язык страны, где они живут, не является языком их семьи. Малыш усваивает новую для себя речь в ситуациях общения, если он вынужден выстраивать контакт со сверстниками, говорящими на другом языке, педагогами и пр. 

Как мы можем искусственно создать ребенку такую языковую среду, не уезжая в другую страну? Достаточно, чтобы рядом был значимый взрослый, который будет говорить с ребенком только на иностранном языке и демонстрировать «непонимание», если малыш обращается к нему на родном языке. Это может быть друг, родственник или педагог.

Чтобы общаться с этим значимым взрослым, малышу придется выучить новую для себя речь. Только в этом случае ребенок научится свободно «переключаться» с родного языка на иностранный, не путая две языковые системы — на первом этапе «новый» язык у него будет ассоциироваться с отдельным человеком. Такое обучение будет результативным, если общение с «иностранным» взрослым будет происходить достаточно часто. 

Очевидно, что мама или папа, если они владеют иностранным языком, не смогут создать ребенку такую языковую среду: им придется общаться с ребенком и друг другом на родном языке. В этом случае малыш не усвоит две системы языка, слова перемешаются, и он будет использовать их вместе.

Для того, чтобы ребенок мог изучать два языка отдельно, не смешивая их, на первом этапе, он должен видеть границы употребления каждого языка, например, родной язык для общения с мамой и папой, а второй язык для игр и общения с преподавателем.

Цель 2. Хочу, чтобы ребенок не испытывал трудностей при изучении иностранного языка

Возможный ответ:

В этом случае, я рекомендую начать изучение иностранного языка до школы, в возрасте 5-6 лет.

Современная система образования России построена таким образом, что в детском саду ребенок проходит программу подготовки к школе по всем предметам, которые у него будут в начальной школе. В дошкольных образовательных учреждениях есть занятия, направленные на общее физическое и художественно-эстетическое развитие детей, единственным печальным исключением является подготовка детей к изучению иностранного языка. Именно поэтому, начиная знакомство с ним во втором классе, многие дети оказываются не готовы к интенсивной образовательной программе по этому предмету. 

Знакомство с иностранным языком лучше всего начать в детском саду, наряду с занятиями математикой, подготовкой к письму и пр. Так в будущем этот предмет гармонично встроится в образовательную систему, по которой обучается малыш.

Знакомство с иностранным языком — это всегда сначала «устный курс», который позволяет ребенку выучить произношение слов по разным темам, самые необходимые речевые структуры. Так маленький ученик познакомиться с иностранным языком, и гармонично подойдет к изучению букв и чтению.

Дошколятам материал дается постепенно, небольшими объемами, с большим количеством игр, песенок и рифмовок. Образовательная нагрузка соответствует возрасту ребенка.

К сожалению, не все родители понимают, какие сложности испытывает ребенок, когда во втором классе начинает изучать иностранный язык. Малыш, который еще учится читать на родном языке, должен через месяц знать буквы нового алфавита и читать на иностранном языке. С такой нагрузкой справляются не все, поэтому, я настоятельно рекомендую показывать родителям важность раннего изучения иностранного языка. 

Другие статьи из рубрики Вопрос методисту:

Предлагайте свои идеи по этому вопросу или прокомментируйте наш ответ!

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×