Вопрос звучит так:
Отвечает Алексей Конобеев:
У говорения, как правило, есть несколько основ:
- Information gap: собеседнику нужна информация, которая есть у другого.
- Opinion gap: собеседнику важно узнать мнение другого.
- Experience gap: собеседнику важно узнать об опыте другого.
- Reasoning gap: собеседнику важно понять логику другого.
- Развлечение: игра или интересная беседа.
При этом есть и причины, которые мешают говорить. Чаще всего это:
- Нехватка лексики или грамматики.
- Стеснительность.
- Боязнь сделать ошибку.
- Нет идей.
- Усталость.
Давайте посмотрим, какие приемы помогут использовать основы для говорения и снизят влияние негативных причин.
Прием 1. Задание “Odd one out“
Ученикам предлагается найти «лишнее» слово в ряду из 4-5 слов. Но важно подобрать ряд, который дает возможность назвать сразу несколько «правильных» ответа. Например, в ряду sand – sun – snow – towel ученики могут отметить лишним словом «снег», так как все остальное описывает летний поход на пляж. Также лишним словом может оказаться «полотенце», так как оно начинается на другую букву, в отличие от всех остальных слов. Лишним могут назвать и солнце, так как оно единственное — не на Земле.
Здесь важно помнить, что задача этого упражнения — не проверить, может ли ученик выбрать «единственно верный ответ», а дать ему опору и стимул для высказывания. В этом упражнении работает opinion gap и reasoning gap.
Прием 2. Задание на сравнение
Здесь ответ зависит от мнения ученика. Например, спросите: Which are better, apples or bananas? Why? Здесь основой для говорения становится reasoning gap.
Прием 3. Задание «Почти синонимы»
Предлагаем ученику пары близких по значению слов, например, a cafe and a restaurant, a clock and a watch, a house and a flat и просим за 2 минуты записать как можно больше сходств и различий. Затем ученику нужно рассказать, чем эти слова похожи, а чем отличаются. Этот прием основан на opinion gap и experience gap.
Прием 4. Задание на выбор и аргументацию
Предлагаем ученику ответить на вопрос, который предполагает тот или иной выбор, а затем просим объяснить его. Тематику вопросов определяет возраст и уровень ученика. Например:
- Would you rather be a deep-sea diver or an astronaut?
- Would you rather be able to hear any conversation or take back anything you say?
- Would you rather be invisible or be able to read minds?
- Would you rather be the most popular or the smartest person you know?
- Would you rather spend the weekend with your friends or with your family?
- Would you rather give up your computer or your pet?
- Would you rather never use the internet again or never watch TV again?
- Would you rather not be able to use your phone or your e-mail?
Это задание основано и на opinion gap, и на reasoning gap, и может затрагивать систему ценностей ученика (Would you rather give up your computer or your pet?).
Прием 5. Задание на выстраивание
Предлагаем ученику выстроить слова в логическом порядке. При этом ему нужно самостоятельно решить на основании какого признака это делать. В одних случаях порядок очевиден, например, dawn, dusk, morning, high noon — хронологический. В других — ученику надо самому его определить. Например, ряд peach, cabbage, pea, watermelon можно расположить по размеру, цвету, вкусовым предпочтениям, цене и т.д. Самое главное — попросить ученика объяснить свое решение. Упражнение основано на reasoning gap.
Прием 6. Задание с ответами на вопросы
Ученикам предлагается один или несколько вопросов, ответы на которые зависят от опыта и экстралингвистических знаний ученика, например:
- How can you tell if a person is very strong?
- How can you tell it is windy without going outside?
- Someone looks out of the car window and says: “This would not be a good place to grow crops”. How did he reach this conclusion?
- 70 % of the Earth surface is covered with water. Only 30 % is land. However, people do not live on all that land. Why not?
- “Be sure not to lose these” — Ellen said to her friends as they were leaving for a summer camp. What did Ellen hand her friends?
Прием основан на experience gap.
Прием 7. Задание «Назови все, что ты видишь на картинке»
В этом упражнении мы просим ученика не описать картинку, а именно назвать как можно больше того, что он видит. Таким образом даже при недостатке лексического и грамматического запаса ученик сможет говорить. Только попросите его, когда он называет, например, предметы и цвета, использовать отдельные фразы.
Прием 8. Задание «Объясни, что происходит»
Просим ученика посмотреть на фото, желательно с каким-то действием или с людьми, и предлагаем рассказать, что здесь происходит, и угадать, что могло привести к такой ситуации.
Прием 9. Задание «Как использовать этот предмет»
Предлагаем ученикам список предметов, названия которых уже изучили, и просим придумать как можно больше способов использования этих предметов.
Прием 10. Задание «Поделись опытом»
Вместо общих тем предлагаем обсудить конкретные ситуации. Вместо задания Speak about travelling предлагаем конкретную задачу, для которой требуется личный опыт ученика: Which way of travelling is the best for you and why?
Эти 10 приемов становятся опорами для говорения: обращаются к опыту ученика и его мнению. Они делают упражнения необычными, творческими, придают им развивающий характер и помогают разговориться. Все приемы универсальные, их можно использовать с учениками самых разных уровней и с самыми разными учебниками и курсами.
Дополнительно рекомендуем
Также много интересных идей по этому вопросы вы найдете в статьях:
Предлагайте свои идеи по этому вопросу или прокомментируйте наш ответ!
Большое спасибо, информация очень полезная :)))
Спасибо за полезную информацию!
I’ll try to make him laugh at something ,e.g. make a joke telling him some funny story and skillfully involve him in the process of the lesson.