В тестовой части ОГЭ по русскому языку даётся по одному баллу за каждое правильно выполненное задание. На проверку знаний синтаксиса направлены задания 2 и 4. По сравнению с заданием 2, которое требует довольно большого объёма знаний правил синтаксиса и пунктуации, задание 4 проще. Оно проверяет навыки анализа словосочетаний с точки зрения синтаксиса. Имеет смысл отработать алгоритм выполнения именно этого задания, чтобы ученик выполнил его без ошибок.

В этой статье разберём, что нужно сделать вместе с выпускником, чтобы он успешно справился с задачей получить балл.

Содержание:

  1. Уточняем, что требуется в задании 4
  2. Повторяем, что такое словосочетание
  3. Учимся определять главное и зависимое слово
  4. Повторяем виды связи в словосочетании
  5. Определяем вид связи в словосочетании
  6. Перестраиваем словосочетание
  7. Тренируем навыки

1. Уточняем, что требуется в задании 4 ОГЭ

 В демонстрационном варианте ОГЭ 2023 г. задание 4 сформулировано так:

Разбор задания 4 ОГЭ по русскому языку: теория и упражнения для практики
Источник: Демонстрационный вариант ОГЭ 2023 г. по русскому языку
Ответ: жизненная цель.

Чтобы выполнить задание 4 ОГЭ 2023, надо:

  • знать, что такое словосочетание;
  • уметь определять главное и зависимое слово;
  • знать виды связи слов в словосочетании;
  • уметь перестраивать словосочетания в зависимости от вида связи.

Чтобы подготовиться к экзамену, нужно выучить теорию и научиться применять все знания на практике. Лучше всего разделить теорию на тематические блоки, подобрать к каждому блоку навык и тренировать его. 

2. Повторяем, что такое словосочетание

Так как в задании 4 предлагается выполнить синтаксический анализ словосочетания, необходимо вспомнить, что словосочетание — это единица синтаксиса. Оно состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Грамматическая связь слов в словосочетаниях выражается с помощью окончания зависимого слова (Мишина куртка), с помощью окончаний и предлогов (писать в дневнике), порядка слов: учиться рисовать.

Готовите к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку? Приходите за повышенным доходом в Skyeng! Регулярные выплаты, гибкое расписание, своя платформа для занятий. Подробнее по ссылке →

Tакже открыт набор преподавателей физики и математики. Оставить заявку можно на сайте.

3. Учимся определять главное и зависимое слово

В словосочетании выделяются главное и зависимое слова. Например, в словосочетании холодная вода главное слово — вода. От него задаётся вопрос: вода (какая?) холодная. Слово, к которому задаётся вопрос, зависимое — холодная. Именно по вопросу устанавливается смысловая связь в словосочетаниях: Гулять (где?) в парке.

Напомните ученику, что от первого шага — определения главного слова — зависит дальнейшая работа со словосочетанием.

Задание 1

Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово. Определите, какими частями речи они выражены.

Образец: шарф (какой?) голубой: главное слово — шарф (имя существительное), зависимое слово — голубой (имя прилагательное).

Зимние вечера, долго рассказывать, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.

4. Повторяем виды связи в словосочетании

Основными видами связи в словосочетаниях являются согласование, управление и примыкание.

При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например: заливной луг (Им. п.), заливного луга (Р. п.), о заливном луге (П.п.).

Согласование

Разбор задания 4 ОГЭ по русскому языку: теория и упражнения для практики

При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например: заливной луг (Им. п.), заливного луга (Р. п.), о заливном луге (П. п.)

Разбор задания 4 ОГЭ по русскому языку: теория и упражнения для практики

Управление

Разбор задания 4 ОГЭ по русскому языку: теория и упражнения для практики

Например: написать (что?) книгу (В. п.), думать (о ком?) о маме (П. П.), показалось (кому?) мне (Д. п.).

Выпускнику необходимо учитывать то, что в некоторых словосочетаниях, несмотря на возможность постановки других, обстоятельственных, вопросов (находился (где?) в санатории, расположился (где?) в кузове, показалось (где?) в дороге), перед нами управление, на что указывает наличие в этих сочетаниях предлогов.

Предлог — всегда признак того, что перед нами управление, а не примыкание.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например: прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).

Разбор задания 4 ОГЭ по русскому языку: теория и упражнения для практики

Примыкание

Разбор задания 4 ОГЭ по русскому языку: теория и упражнения для практики

При примыкании зависимое слово не изменяется, оно примыкает, то есть поясняет главное.

Разбор задания 4 ОГЭ по русскому языку: теория и упражнения для практики

5. Определяем вид связи в словосочетании

Определить вид связи в словосочетании поможет подсказка:

Разбор задания 4 ОГЭ по русскому языку: теория и упражнения для практики

Задание 2

Пользуясь подсказками и таблицами пункта 4, определите виды связи в словосочетаниях:

Вековые дубы, настойчиво повторять, искоса поглядывая, капельки росы, выпорхнула из клетки, яркими красками, показался издалека, шёл, раскачиваясь, падал на снег, солнечный луч, поздоровалась со мной, прилетают до заката, освещённое огнём, (прорвавшись) поравнялся со школой, сердито хмуриться, рано проснулся, сочная зелень, небольшой муравейник, ягоды земляники, мелькнули в траве.
Могут пригодиться другие наши статья о преподавании русского языка:

6. Перестраиваем словосочетание в зависимости от вида связи

В задании 4 ОГЭ в 2023 году необходимо заменить словосочетание с какой-либо связью синонимичным словосочетанием с другой связью, то есть перестроить словосочетание.

  Алгоритм выполнения задания:

  1. сначала определим главное слово в словосочетании;
  2. от него задаём вопрос к зависимому;
  3. главное слово оставляем неизменным;
  4. зависимое слово подбираем в соответствии с тем, в какой вид связи необходимо преобразовать словосочетание.
Совет учителя ученику

Если нужно преобразовать словосочетание из согласования в управление.

Найдите главное слово и оставьте его неизменным, а зависимое измените на однокоренное существительное. При необходимости используйте предлог.

Например. Деревянный дом (дом — главное слово, дом какой? деревянный, деревянный — зависимое). Дом (главное слово оставляем), дом из чего? из дерева (подбираем однокоренное существительное и связываем слова при помощи предлога и окончания). 

Ответ: деревянный дом — дом из дерева.

Примеры: ржаное поле — поле ржи, кожаный портфель — портфель из кожи.

Задание 3

Замените словосочетания построенное на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление:

По образцу

с предлогом:

бессонная ночь — ночь без сна
подземный переход — …
алгебраическая задача — …
школьный портфель — …

без предлога:

солнечная энергия — энергия солнца
лесной запах — …
учительский стол — …
конское ржание — …

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:

двухэтажное здание — здание в два этажа
шестилетний ребёнок — …
белоствольная берёза — …
голубоглазая девочка — …
островерхие ели — …

Самостоятельно

Школьный портфель, плюшевый медвежонок, брусничная поляна, ржаное поле, солнечная энергия, грибной запах, приморский парк, бессонная ночь, книжные полки, папина авторучка, стального цвета, пчелиные домики, студенческий хор, железные ворота, городские сады.
Совет учителя ученику

Если необходимо преобразовать словосочетание из управления в согласование.
Зависимое существительное можно заменить однокоренным прилагательным, поставив его в те же род, число и падеж, что и главное слово. 

Например. Волнение без причины (волнение — главное слово, волнение без чего? без причины, без причины — зависимое). Волнение (главное слово оставляем), без причины (подбираем однокоренное прилагательное — беспричинное). Связываем слова, используя прямой порядок слов.

Ответ: беспричинное волнение.

Примеры: игрушка из пластика — пластиковая игрушка, в дверях школы — в школьных дверях.

Задание 4

Замените словосочетания построенное на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование:

Каша из гречки, снаряд для спортсменов, ком снега, занятия музыкой, красота души, хвост рыбы, дом из дерева, берег моря, колечко из серебра, в зарослях вереска, магазин цветов, жизнь моря, посуда из глины, сестра Васи, куст сирени.
Совет учителя ученику

Если необходимо преобразовать словосочетание из управления в примыкание.
Зависимое слово (существительное с предлогом или без) нужно заменить на однокоренное наречие.

Например. Читал с увлечением (читал — главное слово, читал с чем? с увлечением, с увлечением — зависимое). Читал (главное слов оставляем без изменения), с увлечением (подбираем однокоренное наречие — увлечённо). Связываем слова при помощи прямого порядка слов.

Ответ: увлечённо читал.

Примеры: рассеял с лёгкостью — легко рассеял, стоять с гордостью — гордо стоять.

Задание 5

Замените словосочетания построенное на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью примыкание:

Говорит с уверенностью, тренироваться с упорством, поморщился с досадой, кричать от радости, досталось с трудом, говоря с волнением, замереть от восхищения, разглядывать с любопытством, приветствуя с восторгом, подходить с осторожностью, глядел с уважением, исчезнуть на время, сделал с аккуратностью, плакал без звука.
Совет учителя ученику

Если нужно преобразовать словосочетание из примыкания в управление.
Зависимое слово (как правило, наречие) необходимо заменить на однокоренное существительное. Существительное нужно поставить в тот падеж, которого требует главное слово. 

Например. Легко сделать (сделать — главное слово, сделать как? легко, легко зависимое). Сделать (главное слово оставляем) легко (наречие заменяем на однокоренное существительное — лёгкость). Связываем слова при помощи предлога и окончания.

Ответ: сделать с лёгкостью. 

Примеры: относись уважительно — относись с уважением, учиться рисовать – учиться рисованию.

Задание 6

Замените словосочетания построенное на основе примыкания, синонимичными словосочетаниями со связью управление:

Смело прыгнул, жалостно посмотрел, увлечённо работал, беззаботно жил, бесшумно подошёл, неохотно отдал, испуганно отдёрнул, грациозно плывёт, осторожно потрогал, поехать отдыхать, разговаривать улыбаясь, успешно завершить, грустно взглянув, действуя решительно.
Об особенностях преподавания русского языка онлайн читайте в интервью Татьяны Румянцевой.

7. Тренируем навыки

Навыки — это анализ, решения и умения. Если школьник знает все правила по предмету, но не умеет их применять в задаче, то баллы на экзамене ему не получить.

Лайфхаки для тренировки навыка. Советуйте их ученикам.

  • Прочитайте данное в задании словосочетание, найдите в нём главное и зависимое слова.
  • Вспомните, каковы особенности видов связи в словосочетаниях, о которых идёт речь в задании.
  • Не «трогайте» главное слово, оставляйте его в той же форме, а вот зависимое изменяйте.
  • Правильно свяжите слова в словосочетании.

Задание 7

Выполните типовые упражнения: 

Разбор задания 4 ОГЭ по русскому языку: теория и упражнения для практики
Источник: сайт fipi.ru, открытый банк заданий ОГЭ

Ещё больше типовых заданий преподаватель русского языка найдёт в Открытом банке заданий ФИПИ в разделе «Грамматика. Синтаксис».

Эффективной подготовки учеников к экзаменам!

Коллеги, напишите в комментариях, разборы каких заданий ОГЭ/ЕГЭ 2023 по русскому языку вам будут полезны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×