«Куда переехать, чтобы больше зарабатывать?», «Можно ли отказаться от классного руководства?», «Какую нагрузку брать МС, чтобы не надорваться?», «Должен ли учитель во время отпуска писать отчеты и готовить к пересдаче?» — все это лишь верхушка айсберга болей, о которых кричат в учительских пабликах.
Говорить о наболевшем и заботится о себе важно, но для принятия решений нужно смотреть на ситуацию широко. Глобальную картину как раз обрисовал Институт образования Высшей школы экономики.
Эксперты изучили нагрузку, доход и перспективы роста педагогов в государственных и онлайн-школах, а также частных репетиторов в России. Skyeng не мог остаться в стороне от изучения столь важной проблемы — мы предоставили исследователям доступ к своим данным и площадкам для проведения независимого опроса.
Делимся краткими выдержками из исследования.
Сколько зарабатывают учителя и репетиторы
Оплата труда педагогов — по-прежнему одна из самых болезненных тем. Большинство респондентов недовольны своими доходами, где бы они ни работали.
Не секрет, что зарплата учителя в государственных школах сильно зависит от экономики региона. Так, столичные преподаватели получают почти в два раза больше коллег с периферии.
В среднем преподаватели онлайн-платформ зарабатывают в час 400 рублей за индивидуальные и 1086 рублей за групповые уроки с учетом внеаудиторной нагрузки, а хотят получать от 500 до 1500 рублей и 1000-2500 соответственно. Оплату выше реальной желают и репетиторы, и учителя государственных и частных школ.
Чтобы увеличить свой доход, учителя комбинируют работу в школе с онлайн-преподаванием и частным репетиторством.
Большую роль играет то, что в онлайн-школах размер вознаграждения зависит не от региона, а от компетенций специалиста и бонусов. Согласно исследованию, специалисты Skyeng получают в среднем 460 рублей в час* вне зависимости от того, где проживают.
Интересный факт: как и десятилетия назад, преподавание остается женской профессией — эта тенденция сохраняется во всех типах школ. Однако наметилось разделение по возрасту. Так, половина преподавателей офлайн-школ — это педагоги 45+, а на онлайн-платформах уроки проводят в основном учителя моложе 35 лет (более 60%).
Сколько приходится работать учителям
Эксперты отмечают, что профессиональное выгорание становится одной из главных проблем в педагогике. В этом состоянии находится значительная часть педагогов с большим стажем работы. Чтобы переломить ситуацию, нужно создать комфортную для учителей среду и снизить административную нагрузку.
Сейчас ситуация такова, что у большинства учителей несколько мест заработка. Среди педагогов государственных школ дополнительно занимаются частным репетиторством 38%, а преподаванием на онлайн-платформах 26,5%. Одновременно по основному месту и по совместительству в нескольких школах работают 4% преподавателей.
Учителя государственных школ отметили, что вне уроков
- работают с текущей документацией (89%),
- проверяют работы учащихся (89%),
- готовятся к собственным занятиям (88%),
- повышают квалификацию и занимаются саморазвитием (83%),
- общаются с родителями (63%),
- готовят учащихся к конкурсам, олимпиадам, другим мероприятиям по предметам (62%).
Еще одно отличие преподавания в Skyeng от репетиторства — преподаватели не ищут студентов. При подборе учитель-ученик мы смотрим на совпадение графиков, а не территорий. Если преподаватель живет не в самом населенном регионе, то у него все равно будут студенты — мы найдем их в другом месте.
Также онлайн-формат помогает педагогам экономить деньги на транспорте и сводит к нулю дискомфорт от посещения чужого дома.
Развязывает руки и гибкий график. Можно выбрать удобные для себя дни и часы уроков, в течение года корректировать свое расписание занятий. У нас есть преподаватели, которые смогли больше времени заниматься своими детьми, не остаться без денег после прекращения выплат пособий по уходу за ребенком, сократить нагрузку в государственной школе.
Еще по теме Татьяна Румянцева, преподаватель Skysmart: «Для меня было главным выйти из самой системы»
К чему учителя стремятся в карьере и профразвитии
Каким видят свое будущее педагоги? Только 16% учителей готовы продолжать работать в школе без подработки. Большинство педагогов планируют совмещать в разных вариантах обычную школу, онлайн и частное репетиторство.
По данным исследования, почти половина специалистов, преподающих в школах и на онлайн-платформах, не гонятся за карьерой и готовы оставаться «просто учителями». О карьерных амбициях заявила треть опрошенных педагогов.
Исследование ВШЭ показало, что 75% преподавателей онлайн-школ хотят расти профессионально и видят в платформах такую возможность.
— Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng
Внутри компании учителям доступны бесплатные ресурсы, обмен опытом в профессиональном сообществе и обучение от команды Teachers Training Center, нашего центра развития преподавателей. Также мы регулярно проводим бесплатные вебинары и воркшопы с методистами, психологами и другими экспертами. С повышением квалификации и качества уроков растет и вознаграждение.
Амбициозным учителям c хорошими навыками и опытом открыта дорога в отдел Premium (английский, русский, математика), где оплата за уроки выше. Также преподаватели могут дорасти до методистов, попробовать себя в роли составителей контента уроков, спикеров вебинаров (это тоже оплачивается) и освоить менеджерские профессии. С новыми навыками расширяются возможности преподавателей на рынке труда.
Читайте также Преподавать в Skyeng Premium: выгодно или сложно?
В современных реалиях подразумевается, что у школьных педагогов есть высшее профильное образование. Если посмотреть на онлайн-платформы, то большинство преподавателей групповых уроков (82%) имеют высшее профильное образование, еще 8,8% — высшее непрофильное. Они в основном работают со школьниками.
Опрос ВШЭ показал, что картина меняется в индивидуальных занятиях. Только 34,7% преподавателей имеют высшее профильное образование, а 47,8% — высшее непрофильное. Они не только готовят детей к итоговой аттестации, но и взрослых к другим испытаниям, особенно по английскому языку. Поэтому при наборе преподавателей компании больше внимания обращают на компетенции, чем на образование, что делает онлайн демократичным.
Это вновь подводит к вопросу о развитии навыков. По данным из полной версии исследования, 72% учителей государственных школ нуждаются в совершенствовании профессиональных компетенций и 97% учителей частных школ. Среди основных инструментов:
- изучение образовательных материалов в интернете,
- онлайн-курсы,
- онлайн-семинары и вебинары,
- чтения профессиональной и научной литературы,
- прохождение аудиторных курсов,
- взаимное обучение в коллективе,
- посещение уроков других преподавателей.
Говоря о причинах повышения профессионального уровня, учителя государственных школ отметили желание: разнообразить деятельность (63%), больше зарабатывать (61%), быть одним из лучших в своей области (58%), безукоризненно выполнять работу (52%). Учителям частных школ важнее больше зарабатывать (76,5%), безукоризненно выполнять работу (68%), быть одним из лучших в своей области (68%), разнообразить деятельность (50%).
По сравнению с учителями из государственных школ, педагоги в частных учреждениях лучше понимают, какие навыки и как развивать — 58% против 79%. Но среди преподавателей много и тех , кто вовсе не знает, как достичь желаемого (27%). Обе категории нуждаются в специализированных курсах, материалах для самообразования, сообществе активных коллег. Преподаватели частных школ в опросе еще отметили потребность в менторах и наставниках.
Почему педагоги уходят в онлайн
Одни учителя предпочитают увеличивать нагрузку ради повышения уровня дохода, другие — наоборот, ищут возможность сделать график более гибким, чтобы высвободить время для себя. В Skyeng стараются удовлетворить запросы обеих групп. Здесь не нужно быть классным руководителем, дежурным на экзаменах, культоргом — у нас нет такой нагрузки, зато есть бесплатная психологическая помощь и онлайн-йога.
Мы понимаем, что преподавателям — особенно тем, кто полностью переключился на онлайн — иногда не хватает общения с другими учителями. Поэтому мы уделяем внимание развитию профессионального сообщества: проводим марафоны, флешмобы и бесплатные вебинары, новогоднего «Тайного Санту», а также творческий конкурс Skyeng Teacher Award. Многие преподаватели Skyeng спустя время зовут в команду знакомых педагогов и заодно получают денежный бонус за участие в реферальной программе.
Чем увереннее преподаватель чувствует себя на своем месте, тем лучше он проводит уроки. Поэтому комфорт и развитие преподавателя — один из главных фокусов внимания в Skyeng.
Опытные преподаватели выбираются из рутины, а молодые получают поддержку и возможность для роста. Во внутреннем опросе учителя отзываются о преподавании в Skyeng словами «классно», «легко» и «интересно». А вот такие отзывы они пишут на внешних ресурсах:
Третьяк Ирина
Преподаватель английского языка, г. Санкт-Петербург
Нестерова Ольга
Преподаватель русского языка
__________
* Размер базовой оплаты за урок зависит от предмета, уровня языка, направления (уроки с детьми, подготовка к экзаменам, групповые уроки и другие) и опыта. Еще есть бонусы за количество занятий и продолжительность сотрудничества со школой.
Проводя в день по 4-6 онлайн-уроков по 50 минут, можно получать от 40 тысяч в месяц. Выходит, что преподавание ежедневно занимает не более шести часов, потому что в Skyeng не обязательно готовить материалы уроков, а большая часть домашней работы проверяется автоматически. К тому же не нужно тратить время на дорогу к ученикам.
Добрый день! Вам нужен автор рабочих листов по математике, готов сотрудничать…за оплату