Разбор задания 4 ОГЭ по русскому языку: теория и упражнения для практики
В тестовой части ОГЭ по русскому языку даётся по одному баллу за каждое правильно выполненное задание. На проверку знаний синтаксиса направлены задания 2 и 4. По сравнению с заданием 2, которое требует довольно большого объёма знаний правил синтаксиса и пунктуации, задание 4 проще. Оно проверяет навыки анализа словосочетаний с точки зрения синтаксиса. Имеет смысл отработать алгоритм выполнения именно этого задания, чтобы ученик выполнил его без ошибок.
В этой статье разберём, что нужно сделать вместе с выпускником, чтобы он успешно справился с задачей получить балл.
Содержание:
- Уточняем, что требуется в задании 4
- Повторяем, что такое словосочетание
- Учимся определять главное и зависимое слово
- Повторяем виды связи в словосочетании
- Определяем вид связи в словосочетании
- Перестраиваем словосочетание
- Тренируем навыки
1. Уточняем, что требуется в задании 4 ОГЭ
В демонстрационном варианте ОГЭ 2023 г. задание 4 сформулировано так:
Чтобы выполнить задание 4 ОГЭ 2023, надо:
- знать, что такое словосочетание;
- уметь определять главное и зависимое слово;
- знать виды связи слов в словосочетании;
- уметь перестраивать словосочетания в зависимости от вида связи.
Чтобы подготовиться к экзамену, нужно выучить теорию и научиться применять все знания на практике. Лучше всего разделить теорию на тематические блоки, подобрать к каждому блоку навык и тренировать его.
2. Повторяем, что такое словосочетание
Так как в задании 4 предлагается выполнить синтаксический анализ словосочетания, необходимо вспомнить, что словосочетание — это единица синтаксиса. Оно состоит из двух и более самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Грамматическая связь слов в словосочетаниях выражается с помощью окончания зависимого слова (Мишина куртка), с помощью окончаний и предлогов (писать в дневнике), порядка слов: учиться рисовать.
Tакже открыт набор преподавателей физики и математики. Оставить заявку можно на сайте.
3. Учимся определять главное и зависимое слово
В словосочетании выделяются главное и зависимое слова. Например, в словосочетании холодная вода главное слово — вода. От него задаётся вопрос: вода (какая?) холодная. Слово, к которому задаётся вопрос, зависимое — холодная. Именно по вопросу устанавливается смысловая связь в словосочетаниях: Гулять (где?) в парке.
Задание 1
Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово. Определите, какими частями речи они выражены.
Зимние вечера, долго рассказывать, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.
4. Повторяем виды связи в словосочетании
Основными видами связи в словосочетаниях являются согласование, управление и примыкание.
При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например: заливной луг (Им. п.), заливного луга (Р. п.), о заливном луге (П.п.).
Согласование
При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например: заливной луг (Им. п.), заливного луга (Р. п.), о заливном луге (П. п.)
Управление
Например: написать (что?) книгу (В. п.), думать (о ком?) о маме (П. П.), показалось (кому?) мне (Д. п.).
Предлог — всегда признак того, что перед нами управление, а не примыкание.
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например: прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).
Примыкание
При примыкании зависимое слово не изменяется, оно примыкает, то есть поясняет главное.
5. Определяем вид связи в словосочетании
Определить вид связи в словосочетании поможет подсказка:
Задание 2
Пользуясь подсказками и таблицами пункта 4, определите виды связи в словосочетаниях:
6. Перестраиваем словосочетание в зависимости от вида связи
В задании 4 ОГЭ в 2023 году необходимо заменить словосочетание с какой-либо связью синонимичным словосочетанием с другой связью, то есть перестроить словосочетание.
Алгоритм выполнения задания:
- сначала определим главное слово в словосочетании;
- от него задаём вопрос к зависимому;
- главное слово оставляем неизменным;
- зависимое слово подбираем в соответствии с тем, в какой вид связи необходимо преобразовать словосочетание.
Если нужно преобразовать словосочетание из согласования в управление.
Найдите главное слово и оставьте его неизменным, а зависимое измените на однокоренное существительное. При необходимости используйте предлог.
Например. Деревянный дом (дом — главное слово, дом какой? деревянный, деревянный — зависимое). Дом (главное слово оставляем), дом из чего? из дерева (подбираем однокоренное существительное и связываем слова при помощи предлога и окончания).
Ответ: деревянный дом — дом из дерева.
Примеры: ржаное поле — поле ржи, кожаный портфель — портфель из кожи.
Задание 3
Замените словосочетания построенное на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление:
По образцу
с предлогом:
подземный переход — …
алгебраическая задача — …
школьный портфель — …
без предлога:
лесной запах — …
учительский стол — …
конское ржание — …
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
шестилетний ребёнок — …
белоствольная берёза — …
голубоглазая девочка — …
островерхие ели — …
Самостоятельно
Если необходимо преобразовать словосочетание из управления в согласование.
Зависимое существительное можно заменить однокоренным прилагательным, поставив его в те же род, число и падеж, что и главное слово.
Например. Волнение без причины (волнение — главное слово, волнение без чего? без причины, без причины — зависимое). Волнение (главное слово оставляем), без причины (подбираем однокоренное прилагательное — беспричинное). Связываем слова, используя прямой порядок слов.
Ответ: беспричинное волнение.
Примеры: игрушка из пластика — пластиковая игрушка, в дверях школы — в школьных дверях.
Задание 4
Замените словосочетания построенное на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование:
Если необходимо преобразовать словосочетание из управления в примыкание.
Зависимое слово (существительное с предлогом или без) нужно заменить на однокоренное наречие.
Например. Читал с увлечением (читал — главное слово, читал с чем? с увлечением, с увлечением — зависимое). Читал (главное слов оставляем без изменения), с увлечением (подбираем однокоренное наречие — увлечённо). Связываем слова при помощи прямого порядка слов.
Ответ: увлечённо читал.
Примеры: рассеял с лёгкостью — легко рассеял, стоять с гордостью — гордо стоять.
Задание 5
Замените словосочетания построенное на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью примыкание:
Если нужно преобразовать словосочетание из примыкания в управление.
Зависимое слово (как правило, наречие) необходимо заменить на однокоренное существительное. Существительное нужно поставить в тот падеж, которого требует главное слово.
Например. Легко сделать (сделать — главное слово, сделать как? легко, легко — зависимое). Сделать (главное слово оставляем) легко (наречие заменяем на однокоренное существительное — лёгкость). Связываем слова при помощи предлога и окончания.
Ответ: сделать с лёгкостью.
Примеры: относись уважительно — относись с уважением, учиться рисовать – учиться рисованию.
Задание 6
Замените словосочетания построенное на основе примыкания, синонимичными словосочетаниями со связью управление:
7. Тренируем навыки
Навыки — это анализ, решения и умения. Если школьник знает все правила по предмету, но не умеет их применять в задаче, то баллы на экзамене ему не получить.
Лайфхаки для тренировки навыка. Советуйте их ученикам.
- Прочитайте данное в задании словосочетание, найдите в нём главное и зависимое слова.
- Вспомните, каковы особенности видов связи в словосочетаниях, о которых идёт речь в задании.
- Не «трогайте» главное слово, оставляйте его в той же форме, а вот зависимое изменяйте.
- Правильно свяжите слова в словосочетании.
Задание 7
Выполните типовые упражнения:
Ещё больше типовых заданий преподаватель русского языка найдёт в Открытом банке заданий ФИПИ в разделе «Грамматика. Синтаксис».
Эффективной подготовки учеников к экзаменам!