Знаете ли вы хоть одного учителя, который не любит работать со своими студентами над лексикой и тем более грамматикой? Удивительно, но я таких не встречала. А вот студентов ненавидящих грамматику и новые слова встречаю постоянно. Они любят закатывать глаза и тяжело вздыхать. Однако многие из них послушно открывают толстые сборники и проделывают километры упражнений. К сожалению, итог часто бывает не таким успешным, как хотелось бы. Часто студенты делают ошибки в самых простых предложениях на экзамене, не говоря уже о пассивном залоге или косвенной речи. Давайте разбираться, почему так происходит и как этого избежать.
Skyeng ищет преподавателей английского. Подробности по ссылке: Skyeng
Начнем с того, что все грамматические и лексические темы, как раньше мы указывали, находятся в соответствующем кодификаторе (ОГЭ, ЕГЭ). Это значит, что на экзамене в разделе лексика и грамматика не могут встретиться темы, не указанные в данном источнике. Следует учитывать, что эти темы проверяются не только в разделе «Лексика и грамматика», но и в аудировании, чтении, письме и устной части — ведь без знания определенной лексики и грамматики невозможно понять о каком времени идет речь в тексте, невозможно найти синоним и выбрать правильный ответ в задание аудирование или написать вразумительное эссе или личное письмо.
Говоря конкретно о части «Лексика и грамматика», стоит отметить частые ошибки учащихся в заданиях 18-26 (ОГЭ) и 19-25 (ЕГЭ):
- выбор неправильной видовременной формы,
- выбор неправильного залога,
- выбор неправильной формы прилагательного или местоимения,
- выбор неправильного числа существительного,
- ошибки в правописании.
Практически все эти ошибки основаны на несоблюдении самого важного правила выполнения экзаменационного задания — студенты не обращают внимания на контекст. Чтобы избегать данных ошибок, необходимо научить студентов сначала читать текст и анализировать пропуски. Здесь можно воспользоваться вопросами для самоконтроля:
- Если встретился глагол: в каком времени идет повествование (настоящее, прошедшее, будущее)? какой аспект (совершенность, длительность или факт) необходимо указать? как происходит действие: активно или пассивно? есть ли слова-помощники?
- Напомните студентам, что наречия частотности показывают на необходимость времени Presents Simple (не забыть, что с he/she/it к глаголу добавляется -s), now/at the moment — Present Continuous, yesterday — Past Simple и так далее. Неправильные глаголы (не забывайте про менее частотные глаголы, например ‘shake’ и ‘dig’) и изменения при добавлении -ed должны быть доведены до автоматизма.
- If показывает на условные предложения первого или второго типа.
- I hope/I promise — на то, что далее следует will.
- Wish требует после себя формы прошедшего времени.
- by показывает необходимость использовать пассивный залог.
- В ЕГЭ встречаются и причастия. Особенно если глагол стоит в начале предложения, возможно, что требуется форма V+ing.
- Также в ЕГЭ встречаются конструкции It is thought/believed/considered, которые выражают пассивный залог. Иногда студенты теряются при виде таких конструкций.
- При встрече с прилагательным приучите учащихся к вопросам «нужно прилагательное в сравнительной или превосходной степени?» Если студенты видят than, то им нужна сравнительная степень, если есть артикль the — превосходная. На автомате должны вылетать формы-исключения из правил good/bad/far, many/much — more — the most, little — less — the least, а также наречия с их степенями сравнения.
- В существительных проверяется образование множественного числа — добавление -s с изменением написания, неправильные формы (man — men, child — children).
- Местоимения могут выражать принадлежность — possessive adjectives (my, his, its) и possessive pronouns (mine, hers, ours), а также выражать объект (me, him) или возвратность (myself, yourselves).
- Напомните студентам правописание числительных и их неправильные формы, изменения в корне некоторых из них (fifth, twentieth).
Важно научить студентов читать текст для ознакомления, не пытаясь сразу вставлять слова в пропуски. Для тренировки я обычно даю текст, в котором отсутствуют слова для заполнения, и прошу студентов подумать какой части речи не хватает, что должно быть в пропуске. Можно организовать учащихся в пары или группы для обсуждения. Далее следует дать копию со словами. Так же в парах или индивидуально студенты вставляют слова. После завершения задания попросите студентов еще раз перечитать получившийся текст и проверить, все ли стало на места логично? Во время проверки после каждого ответа учащегося я обычно спрашиваю Why? Мне важно научить моих студентов анализировать, а не догадываться.
Важно при введении и отработке любой грамматической конструкции выводить ее в речь, а не останавливаться на подстановочных упражнениях. Не забывайте про этапы — controlled — semi-controlled — freer practice. Просите студентов составлять свои предложения, искать ошибки в текстах и объяснять их. Не забывайте время от времени возвращаться к прошлым темам и повторять их. Здесь можно найти материал по играм для повторения.
Татьяна Тюменцева
Анна Лысенко (Тетерина)
Анастасия Юферева
Thank you so much!
Очень полезные советы. Спасибо огромное.
Thank you for giving useful recommendations!
Thanks a lot.
Спасибо за полезные советы!
Всегда пожалуйста! Хорошего дня и удачи на экзаменах!