Главное, что должны понять ваши ученики, прежде чем начнут решать задачи на логику:
Подробно разберем в этой статье все, что пригодится для успешного решения 8 задания ОГЭ по информатике.
Содержание:
- Какие цели и задачи у этой статьи
- Что такое логические задачи в информатике
- Как выглядит логическая структура сложного высказывания
- Основные операции алгебры логики
- Необязательные в школьной программе операции
- Как записывать и читать логические выражения
- Как запомнить порядок выполнения логических операций
- Пирамида приоритетов
- Что такое логические множества
- Что такое круги Эйлера
- Графическое изображение логических множеств с помощью кругов Эйлера
- Задачи на поиск в Сети и диаграммы Эйлера
1. Какие цели и задачи у этой статьи
Цели:
- Познакомиться с основными понятиями математической логики и теории множеств.
- Изучить принципы поиска информации в интернете и других хранилищах информации.
- Научиться вычислять количество получаемой в результате запросов для поисковых серверов информации с использованием логических выражений.
Задачи:
- Познакомиться с основными понятиями алгебры логики.
- Повторить определения основных логических операций и их приоритеты.
- Повторить основные операции над множествами и установить аналогию между логическими операциями и операциями над множествами.
- Научиться решать задачи на поиск в Сети с помощью диаграмм Эйлера.
2. Что такое логические задачи в информатике
Информатика основана на логике. Логика оперирует высказываниями и их взаимодействиями.
Высказывание — это предложение с любым утвердительным содержанием, которое может быть либо истинным, либо ложным. На языке информатики истинностное значение — это 1 или true, а ложное — это 0 или false.
3. Как выглядит логическая структура сложного высказывания
Логическое рассуждение = простое высказывание + «НЕ», «И», «ИЛИ», «ЕСЛИ… ТО», «ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА» и другие частицы и словоформы → сложное высказывание.
Словоформы и частицы — это логические операции, связывающие высказывания.
Операции выполняются над высказываниями и позволяют сделать вывод об истинности или ложности сложного высказывания по истинности и ложности составляющих его элементарных высказываний.
Еще полезные материалы:
4. Основные операции алгебры логики
- «НЕ», отрицание, ¬А
Отрицание высказывания А — это высказывание, истинное тогда и только тогда, когда высказывание А ложно.
- «И», конъюнкция, А ∧ В
Конъюнкция высказываний А и В — это высказывание, истинное тогда и только тогда, когда истинны оба высказывания.
- «ИЛИ», дизъюнкция, А ∨ В
Дизъюнкция высказываний А и В — это высказывание, ложное тогда и только тогда, когда оба высказывания ложны. - «ЕСЛИ… ТО», импликация, А → В
Импликация высказываний А и В — это высказывание, ложное тогда и только тогда, когда А истинно, а В ложно.
- «ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА», эквиваленция, А ↔ В
Эквиваленция высказываний А и В — это высказывание, истинное тогда и только тогда, когда значения А и В совпадают.
5. Необязательные в школьной программе операции
.
Стрелка Пирса, антидизъюнкция, А ↓ В
.
Кольцевая сумма, логическое сложение (по модулю 2), А ⊕ В
6. Как записывать и читать логические выражения
- Без скобок — так будет проще.
- По правилу приоритетов: сначала выполняются самые «сильные» операции, затем — более «слабые».
7. Как запомнить порядок выполнения логических операций
Порядок выполнения логических операций: «НЕ», «И», «ИЛИ», импликация.
Или «Если мама сказала: „НЕ“, то так и будет! Если мама сказала: „Сделай это И это“, то сначала сделай это И это, а уже потом думай свое „ИЛИ“. Все выводы (импликация) — после».
8. Пирамида приоритетов
Для тех, кто хочет связать свою жизнь с программированием и информатикой.
Указаны все логические операции, включая штрих Шеффера, стрелку Пирса и сложение по модулю 2.
9. Что такое логические множества
Множество — это любая совокупность определенных и различимых между собой объектов окружающей действительности или нашего воображения, объединенная по какому-либо признаку. Эти объекты называются элементами множества. Множества обозначаются большими буквами латинского, русского или любого другого алфавита.
В математике понятие множества принадлежит к числу первичных, то есть не определяемых через более простые.
10. Что такое круги Эйлера
Круги Эйлера — наглядная геометрическая модель для объяснения отношений между подмножествами.
Представим, что круги — это огурцы, а элементы множеств — семена огурцов. Тогда множества, не имеющие общих элементов, будут огурцами, не имеющими общих семян, а подмножества — вложенными огурцами. (И вообще, огурцы — это страшные хищники, поедающие друг друга.)
В определении множества нет никаких ограничений по природе элементов. Это может быть множество учеников восьмого класса, множество белок в лесу, множество звезд на небе и так далее. В качестве элементов множеств могут быть также множества.
В математике часто используют числовые множества, элементами которых являются числа. Из школьной алгебры известны числовые множества:
- N — натуральные;
- Z — целые;
- Q — рациональные;
- I — иррациональные;
- R — действительные.
Если множество содержит конечное число элементов, то оно называется конечным, а в противном случае — бесконечным.
Подмножеством A множества B (A ⊆ B, или A содержится в B) называется множество A, каждый элемент которого принадлежит B.
Легче всего запомнить теорию, если она наглядная.
11. Графическое изображение логических множеств с помощью кругов Эйлера
В основе теории множеств лежат первичные понятия: множество и его отношения с элементами множества (обозначается как «X есть элемент множества A»).
Определены следующие операции над множествами:
- Объединение, сумма, A ∪ B
Объединение — это множество всех элементов, принадлежащих A или B.
1. «исключающее» — либо то, либо другое, и третьего не дано;
2. «не исключающее» — то или другое либо то и другое вместе.
В определении объединения множеств подразумевается второе, не исключающее «или», то есть элемент может принадлежать только A, только B, а также одновременно этим множествам.
- Пересечение, произведение, A ∩ B
Пересечение множеств С = A ∩ B — это множество элементов, принадлежащих A и B.
- Разность, A \ B
Разность A \ B — это множество, состоящее из элементов A, не входящих во множество В.
- Симметрическая разность, A △ B
Симметрическая разность A △ B — это множества непересекающихся элементов A и В.
Для множеств определены следующие бинарные отношения:
- равенства (A = B);
- включения (A ⊂ B).
1. A △ B = (A ∪ B) ∖ (A ∩ B)
2. A △ B = (A ∖ B) ∪ (B ∖ A)
12. Задачи на поиск в Сети и диаграммы Эйлера
Задача 1
После урока биологии несколько учеников отправили запросы в школьную базу знаний. Они хотели увидеть изображения животных, которых не было в учебнике.
В списке ниже приведены эти запросы. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ |, а для обозначения логической операции «И» — символ &.
- Сервалы & манулы & ирбисы
- Сервалы & ирбисы
- Сервалы | ирбисы
- Сервалы | манулы | ирбисы
Расположите номера запросов в порядке убывания количества изображений, которые нашел SQL-сервер по каждому запросу.
Решение
Запишите запросы как математические выражения со знаками + и ⋅:
X1 = A ⋅ B ⋅ C.
X2 = A ⋅ B.
X3 = A + B.
X4 = A + B + C.
Изобразите диаграммы с областями:
Сравните нарисованные диаграммы. Найдите последовательность областей в порядке уменьшения.
Важно: каждая следующая область включает в себя предыдущую.
Ответ: 4321.
Задача 2
Домен крупной компании — производителя бытовой техники состоит из 1000 сайтов интернет-магазинов по всему миру. У администраторов домена есть обновляемая каждый день таблица ключевых слов для сайтов этого домена. Вот ее фрагмент:
Ключевое слово | Количество сайтов, для которых это слово является ключевым |
сушилка | 200 |
паровой утюг | 250 |
микроволновка | 450 |
Сколько сайтов будет найдено по запросу «(паровой утюг | сушилка) & микроволновка», если по запросу «паровой утюг | сушилка» было найдено 450 сайтов, по запросу «паровой утюг & микроволновка» — 40, а по запросу «сушилка & микроволновка» — 50?
Решение
Обозначьте ключевые слова буквами C, П, М и нарисуйте эти области в виде кругов Эйлера.
Запрос «(П | C) & M» в точности соответствует объединению областей 4, 5 и 6 на рисунке.
Количество сайтов, удовлетворяющих запросу в зеленой области, будем обозначать через Ni.
Уравнения, которые определяют запросы:
сушилка | N1 + N2 + N4 + N5 = 200 |
паровой утюг | N2 + N3 + N5 + N6 = 250 |
паровой утюг | сушилка | N1 + N2 + N4 + N5 + N3 + N6 = 450 |
Из первого и третьего уравнений сразу следует: 200 + N3 + N6 = 450 ⇒ N3 + N6 = 250.
Из второго уравнения: N2 + N5 + 250 = 250 ⇒ N2 + N5 = 0.
Поскольку количество сайтов не может быть отрицательной величиной, N2 = N5 = 0.
Учитываем, что N5 = 0.
«Паровой утюг & микроволновка»: N5 + N6 = 40 ⇒ N6 = 40.
«Сушилка & микроволновка»: N4 + N5 = 50 ⇒ N4 = 50.
Таким образом, «(паровой утюг | сушилка) & микроволновка»: N4 + N5 + N6 = N4 + N6 = 40 + 50 = 90.
Ответ: 90.
Задача 3
По заказу администрации спортивной школы была собрана информация о количестве запросов, сделанных детьми в возрасте шестнадцати лет. Они выбирали себе спортивную специализацию: бокс или самбо.
Ниже приведены результаты, которые выдал поисковый сервер по их запросам в интернете:
бокс | самбо | 7770 |
самбо | 5500 |
бокс & самбо | 1000 |
Сколько страниц будет найдено по запросу «бокс»?
Решение
Первый способ
Х = 7770 − 5500 = 2270.
Бокс = Х + 1000 = 2270 + 1000 = 3270.
Второй способ
NA + NB = NA & NB + NA | NB.
NB = NA & NB + NA | NB − NA.
NA = 1000 + 7770 − 5500 = 3270.
Ответ: 3270.
Задача 4
Ниже приведена таблица, в которой указаны запросы и количество страниц, выданных поисковым сервером. Все запросы были сделаны студентами-химиками за прошедшую неделю в научно-популярном блоге.
лантан & (радий | щелочь) | 320 |
лантан & радий | 200 |
лантан & радий & щелочь | 50 |
Сколько страниц будет найдено по запросу «лантан & щелочь»?
Решение
b + a = 200 a + b + d = 320 a = 50 Найти: a + d |
b = 200 − 50 = 150.
a + d = 320 − b = 320 − 150 = 170.
Ответ: 170.
Хорошо объяснили, теперь точно сделаю 8 задачу