В определенный момент преподаватель чувствует, что готов поделиться знаниями и опытом с коллегами. Например, вы выстроили авторскую систему занятий по подготовке к экзамену или освоили новые ИКТ-технологии в преподавании. Один из способов передать знания — записать авторский курс.
В этой статье я расскажу о бесплатной платформе для размещения курсов Stepik, принципах и лайфхаках работы на ней, а также возможностях бесплатного продвижения своих материалов.
Содержание:
- О платформе Stepik
- Принципы создания курса на платформе Stepik
- Размещение курса на платформе
- Способы продвижения курса на Stepik
1. О платформе Stepik
Платформа предлагает инструмент для размещения авторских курсов, при этом вы можете сделать курс платным или бесплатным для слушателей. Если вы устанавливаете цену на ваш курс, то платформа удерживает комиссию 7%. Учитывая тот факт, что ваш курс легко будет найти по ключевым словам и он будет доступен широкой аудитории, такая комиссия является небольшой.
Вам могут быть интересны и другие наши обзоры сервизов, полезных для учителей:
2. Принципы создания курса на платформе Stepik
Мы уже писали о том, что необходимо учитывать при создании курса, здесь. Платформа Stepik также требует от автора продумать следующие ключевые моменты:
Целевая аудитория
Представьте, что вы ищете курс для профессионального развития. Если вы уже опытный преподаватель, то вряд ли выберете материал для новичков, и наоборот. Поэтому важно подробно прописать, кому будет полезна ваша разработка. Даже если вы рассчитываете на широкую аудиторию, укажите отдельными пунктами разные категории слушателей.
Целевую аудиторию необходимо продумать до начала создания курса, так как при записи видео и подготовке материалов вы будете ориентироваться на определенных слушателей.
Приведу пример описания аудитории из моего курса:
Цель курса и ключевые знания, умения, компетенции
Вы можете выбрать разный стиль и формулировать цели научно или более простым языком. Обязательно перечитайте ваш текст и соотнесите с целевой аудиторией. Убедитесь, чтобы цель действительно важна для тех, кому адресован ваш курс.
❌Пример неудачно сформулированной цели курса:
Цель курса — формирование определенных компетенций преподавателя английского языка.
В данной цели непонятен конечный результат. Ни слушатели курса, ни автор не смогут оценить достижение цели.
✅ Пример удачно сформулированной цели курса:
Цель курса — формирование и совершенствование профессиональной компетенции преподавателя в области управления классом, а именно:
— планирование учебной деятельности и формы деятельности учащихся/студентов;
— планирование этапов урока и времени выполнения упражнений;
— контроль дисциплины через организацию форм работы и приемы управления дисциплиной.
Кроме того, платформа Stepik предлагает автору заполнить информацию о том, чему научатся слушатели. Здесь вы можете перечислить конкретные умения или ситуации, с которыми сможет справиться преподаватель, пройдя ваш курс.
Пример оформления моего курса:
Логика курса
Мой лайфхак выстраивания курса таков:
- Ставлю цель и задачи.
- На каждую задачу формирую модуль или отдельный урок.
- Если курс модульный, то планирую последовательность уроков в модуле. Универсальный принцип построения курса — последовательность от простого к сложному.
- Каждый модуль может заканчиваться тестированием или выполнением творческого задания. Необходимо продумать, какую отчетность должны предоставлять слушатели.
Я пользуюсь приемом: когда примерная структура курса готова, задаю себе такой: «Сможет ли слушатель пройти урок 2 без материала урока 1?» Так я проверяю каждый урок.
На платформе Stepik автору необходимо описать структуру курса, как будет проходить обучение. Проверьте, что выполнение одного урока не занимает несколько недель, ведь у преподавателей зачастую просто нет времени проходить курс каждый день по пять часов.
Пример оформления моего курса:
Материалы курса
Платформа предлагает различные инструменты, которые автоматически встраиваются в урок: записанный видеоматериал, тестовый вопрос с выбором ответа или со свободным ответом, а также текстовые блоки с возможностью форматирования. Один урок обычно представляет собой последовательность блоков.
Например,
- Блок 1. Вступительный текст
- Блок 2. Видеолекция
- Блок 3. Домашнее задание
- Блок 4. Литература
Размер видео, которое вы можете загрузить, до 500 Мб. Однако сейчас разработчики платформы рекомендуют загружать видео размером не более 100 Мб.
В текстовом блоке легко разместить иллюстрации и схемы. Это сделает ваш курс ярким, материал будет запоминаться легче.
3. Размещение курса на платформе
Когда ваш курс готов, можно приступать к его размещению на платформе. Разработчики Stepik предлагают проверить готовность курса по чек-листу, и это помогает.
Кроме описания курса, целей, целевой аудитории, вам нужно будет создать логотип курса и рассказать себе как об авторе. Вы можете использовать логотип вашей школы или вашего блога. Если вы ведете соцсети, используйте информацию о себе, которую уже рассказывали вашим подписчикам. В рассказе о себе важно показать, почему вы имеете право вести курс и какова ваша экспертность в вопросе.
Размещение уже готового курса не занимает много времени, особенно когда вы уже освоите все кнопки и функции. Например, создание одного урока в моем курсе заняло 15 минут: 3 минуты на загрузку готового видео и 12 минут на форматирование вступительного текста и домашнего задания.
Вы можете составлять текст заранее в заметках телефона, когда находитесь в транспорте. Затем вы просто копируете и форматируете готовый текст на платформу. Так вы сэкономите время на размещение курса.
Создание концепции целого курса и запись видео могут потребовать больших временных затрат.
Уделяйте созданию курса один час каждый день в периоды вашей высокой продуктивности. Например, если вам легче всего работать с утра, выделите время на создание материала курса. Так, последовательно вы запишете все материалы.
Советуем попробовать и эти сервисы:
4. Способы продвижения курса на платформе Stepik
Платформа Stepik предлагает несколько возможностей продвижения, которые помогут сделать курс популярным.
Когда вы установите цену на курс, вы можете создать промокод на скидку. Рекомендуем в самом начале сделать большую скидку, но срок действия установить несколько дней или неделю. Этот промокод вы можете сообщить подписчикам, показав цену без скидки и со скидкой.
Пригласите тестировщиков на ваш курс. Тестировщики проходят курс бесплатно, оставляют обратную связь о том, что понравилось и что не понравилось во время обучения.
Разыграйте бесплатные доступы среди ваших подписчиков в социальных сетях. Предложите выполнить задание или оставить комментарий к посту.
Обязательно делитель положительными комментариями с подписчиками или коллегами. Если у вас пока нет блога или подписчиков, попросите знакомых преподавателей пройти курс бесплатно и порекомендовать его другим коллегам.
Если вы участвуете в совместных вебинарах или конференциях, расскажите о вашем курсе в конце выступления и поделитесь промокодом.
Еще одна возможность на платформе — это промоуроки. Вы можете сделать одно из занятий бесплатным для слушателей, это позволит привлечь аудиторию. Важно, чтобы бесплатный урок, с одной стороны, был интересным и привлекающим к курсу, с другой стороны, не выдавал всю информацию сразу.
Платформа Stepik позволяет преподавателю сделать первый шаг в создании курсов. Наши рекомендации помогут вам грамотно выстроить курс и сделать его популярным.