Как научить читать на английском: практические советы и карточки для урока
Для носителей русского языка чтение сводится к узнаванию букв. Англичанам не так повезло, а вместе с ними и всем, кто учит английский как иностранный. Грамотно писать и читать на родном языке порой трудно даже жителям Туманного Альбиона. В этой статье разберем, в чем сложность обучения чтению на английском, и дадим практические советы, как научить этому детей и взрослых.
Содержание:
1. Суть проблемы
Благодаря реформе Петра Великого из русского алфавита в свое время ушли сложные «буки», «веди», «глаголь» и прочие, и появились буквы «а», «бэ», «вэ». Учить читать стало проще: буква стала обозначать тот звук, который есть в ее названии. В английской истории не было своего Петра I, поэтому в современном английском языке более сорока фонем и только 26 букв.
Очевидно, что букв не хватает, чтобы передать все многообразие звуков английского языка. Более того, исторически так сложилось, что некоторые звуки не имеют своей буквы — например, [ ʃ ] и [ tʃ ]. И наоборот, другие звуки могут обозначаться несколькими буквами ([ k ] – cat, kite, queen, [ f ] – fan, phone).
Как же преподавателю английского решить проблему? Обучение чтению станет успешным, если комбинировать одновременно два подхода: слоговое и словарное чтение.
Также могут быть полезны наши материалы:
2. Слоговое чтение
Этот подход аналогичен обучению грамоте в русском языке.
Шаг первый
Ученик запоминает только один звук, который обозначает каждая буква (фонематический принцип обучения чтению). В обучении помогут фонетические песенки.
Шаг второй
Учим правила чтения, то есть читаем по слогам.
1) Знакомимся с некоторыми простыми диграфами, обозначающими гласные звуки -ее- (green, tree), -оо- (book, look), -ou- (house, mouse).
2) Учим сочетания с буквой -h-: -sh- (fish), -ch- (chips), -th- (three/this).
Чтобы познакомить учеников с правилом чтения -sh, я обычно прошу написать по-английски несколько простых слов, знакомых на слух: pink, dog, lemon, green, red, desk, book, pen, etc.
После этого прошу написать слово fish.
Затем подводим ученика к выводу, что в английском нет буквы для звука [ ʃ ], и задаем вопрос: как же англичане решили эту проблему? После того, как студент попробовал придумать ответ (важно, чтобы попробовал!), приходим к тому, что если буквы нет, такой звук можно записать сочетанием других известных букв. В английском языке для записи звука [ ʃ ] используют буквы –sh
Такой индуктивный способ знакомства с правилом чтения через проблемную ситуацию гораздо более эффективен, чем правило «из рамочки» (дедуктивный способ).
3) Когда ученик уже усвоил правила чтения некоторых буквосочетаний, вводим правила чтения гласных в открытом слоге (I тип чтения).
Вариант 1. Используем аналогию с русским языком
Чем они отличаются в произношении? (Ответ: последним согласным звуком [л] твердый и [л’] мягкий).
Чем они отличаются в написании? (Ответ: буквой мягкий знак ь).
Какой звук обозначает буква ь? (Ответ: она не обозначает звук).
Тогда зачем она стоит в слове? (Ответ: она показывает, что буква перед ней читается другим звуком).
В английском языке тоже есть такая буква, которая не обозначает звука, но показывает, что другая буква читается иначе. Это буква «Е»
Вариант 2. Рассказываем сказку про «волшебную» Е
Прием подходит для знакомства с правилом чтения, если вы работаете с дошкольниками. Подробнее о нем можете прочитать в статье «Как научить ребенка читать по-английски: секреты и приемы обучения гласным в открытом и закрытом слоге».
A a — [eɪ], name
E e — [i:], Pete
I i — [aɪ], bike, five
U u — [u:], tube, blue
O o — [əʊ], rose, nose
4) вводим диграфы -oa- (boat, goat), -оw- (cow), -ea- (peach, meat, sea).
5) вводим правила чтения с буквой w: -wh (what, when), -wa / wha (want, what, wasp).
6) вводим правила чтения гласных перед -r (III тип чтения):
A a — [a:], car, star
E e — [ɜ:], her
I i — [ɜ:], bird, girl
U u — [ɜ:], purple
O o — [ɔ:], fork, horse
Далее последовательность изучения правил чтения зависит от тем уроков. Так, при знакомстве с темой «Одежда» мы запоминаем или повторяем фонетический эквивалент диграфов –ou (blouse, trousers), -ir (skirt, T-shirt). Изучая питомцев или школьные принадлежности, узнаем о вариантах чтения буквы Cc (-e, i, y + c = pencil, mice).
Выучить правила чтения с дошколятами и младшими школьниками помогут сказки и образы:
W w — высокомерная буква, похожая на корону, поэтому она любит всем приказывать. Трудолюбивую H h она заставляет молчать, а буква A a из-за нее звучит [ɒ] (what, want).
A a и U u — буквы, которые при встрече очень любят петь, особенно осенью (in autumn), и звучат так красиво (beautiful audio), что публика (audience) всегда провожает их бурными аплодисментами!
3. Словарное чтение
В английском много правил чтения, большинство которых трудно запомнить. Чтобы не перегружать учеников в начале знакомства с иностранным языком, в этом способе мы учим буквенные образы новых слов, «как картинки».
Ученики еще не знакомы с правилами чтения в этих словах (–all и –ar), однако они без труда запомнят слова, состоящие из трех букв, и будут узнавать и читать их правильно, даже не зная правил чтения.
Основываясь на словарном чтении, мы также учим числа до 10. Объяснить чтение слов one, two крайне сложно — эффективнее их просто запомнить.
Вопросительные слова, в первую очередь What и How, запоминаем образами.
Так мы учим ребят не только использовать правила чтения, но и запоминать буквенный образ слова. Важно объяснить родителям принцип словарного чтения и причину, по которой преподаватели вынуждены им пользоваться.
К сожалению, в своей практике я много раз слышала от родителей такую фразу: «Читать не научила, а требует, чтобы ребенок читал!» Их представления о чтении основывались на русском языке, поэтому они ожидали, что сначала мы с учениками будем читать по слогам «ма-ма мы-ла ра-му» и только потом переходить на понятные слова. Но ребенку проще запомнить, как слово выглядит.
Кстати, можете бесплатно скачать наши полезные карточки.
Как помочь ученикам запомнить буквенный образ слова
Память и мышление тесно связаны с мелкой моторикой, поэтому самый простой способ запоминать новые слова — записывать их. Важно именно писать рукой, а не набирать текст на клавиатуре. Что еще можно использовать:
- Игры на развитие памяти, и прежде всего игра «Memory» (нужно подобрать к карточке с картинкой карточку-пару с соответствующим словом).
- Игры типа «Анаграмма» (где буквы слова перепутаны, и их нужно расставить по порядку), «Виселица» (где за определенное количество попыток ученик должен угадать слово, называя по одной букве).
- Карточки по чтению. Я использую карточки по типам чтения и по темам.
Я предлагаю ученикам на онлайн и офлайн занятиях такой вариант игры «Memory»:
Ребята заранее по моей просьбе готовят карточки и пишут на них новые слова. Во время урока я показываю мою карточку-картинку, а они за 10 секунд должны найти и показать мне свою карточку с соответствующим словом.
Последовательное знакомство с буквами и правилами чтения в комплексе со словарным чтением позволит ученикам без больших сложностей научиться читать на английском языке.
Спасибо большое за такой полезный контент
спс
Благодарю Вас!
Спасибо, очень полезно
Очень интересно и познавательно! Татьяна, спасибо большое!💐
Великолепный материал для обучения чтению! Спасибо за такое сокровище!
Огромное спасибо! Перечитала массу сайтов и блогов на эту тему, только у вас нашла по-настоящему толковые советы
Большое спасибо!Просто замечательный материал для изучения алфавита!