Как научить ребенка читать по-английски: секреты и приемы обучения гласным в открытом и закрытом слоге
Каждой русской гласной букве под ударением соответствует только один звук, английские же ударные гласные буквы могут обозначать три и более звуков. Мы предлагаем советы и приемы, которые помогут ученику запомнить и не запутаться в многообразии звуков и правил чтения английского языка.
Этап 0. Следуем основному принципу
Сразу знакомить ребенка с системой правил чтения малоэффективно. У школьника только формируется словесно-логическое мышление, поэтому ему сложно запомнить множество причинно-следственных связей, или почему Ii читается то kit [ɪ], то kite [aı], то girl [ɜ:]. В этом возрасте он быстрее и лучше запоминает образы.
Для русскоговорящего ученика естественно пытаться читать по-английски так же, как по-русски: выучить для каждой буквы один звук и произносить соответствующие буквам звуки в словах. В английском языке так читать все слова невозможно, однако именно с этого следует начать обучение чтению.
Этап 1. Используем фонематический подход
Суть подхода в том, что ребенок в первую очередь запоминает звук, соответствующий каждой букве. Для гласных букв мы учим звук, который соотносится с закрытым слогом (II тип).
A a [ӕ] — apple, ant
E e [e] — egg, elephant
I i [ɪ] — insect, igloo, ink
U u [ʌ] — umbrella
O o [ɒ] — orange, octopus
Y y [ɪ] — puppy
На этом этапе важно, чтобы ребенок запомнил одну фонему для каждой гласной буквы и легко узнавал ее в словах. Здесь помогут:
- Песенки Phonics songs, например:
- Игры для тренировки чтения, например, игры-ходилки с кубиком и фишками:
- Карточки для чтения. Их можно разрезать и вытягивать вслепую, а еще бросать кубик и выбирать, а затем читать подходящую карточку:
- После изучения звуков, которые соответствуют буквам, ученик может переходить к небольшим текстам:
It is a big red dog. It can run and swim. It is happy! It is Ted’s black umbrella.
Этап 2. Учим ребенка алфавиту
Ученик узнает названия букв и запоминает их. В русском языке названия букв мало отличаются от звуков, которые они обозначают, поэтому русскоговорящему ребенку трудно понять, что у буквы бывает несколько названий, а в дальнейшем и несколько вариантов чтения.
Попробуйте так объяснить школьнику, почему буква может называться и звучать по-разному:
Как тебя называют в семье? (Машенька, Ванечка, Лерочка)
Когда ты вырастешь, как тебя будут называть? (Мария, Иван, Валерия).
У нас всех есть несколько имен. Дома нас называют одним именем, а официально нас называют по-другому. У каждой буквы тоже есть официальное «имя», которым она называется в алфавите, а есть «имена», которыми буквы читаются в словах.
Предлагаем другие полезные статьи по теме:
Этап 3. Обучаем чтению гласных в открытом слоге (I тип чтения) и знакомим с «волшебной» E
Маленьким ученикам сложно разобраться с механизмом определения типа слога. Понятие «открытый» или «закрытый» слог может запутать. Дети не понимают, как определить тип слога, следовательно не запоминают правило чтения.
Рекомендуем объяснять принцип определения типа слога более взрослым ученикам, например, тем, кто учится в пятом или шестом классе. Начинающим же изучать английский важно уметь читать слова типа “like”, “name”, “bike”, то есть слова с «немой» Е.
Вариант 1. Рассказываем сказку про «волшебную» Е
Посмотрите, как буква Е превращает одни слова в другие:
Вариант 2. Рассказываем сказку про «сильную» и «добрую» букву Е
hat [ӕ], pin [ɪ], bit [ɪ], cut [ʌ]
Волшебная Е обладала суперсилой и решила помочь гласным буквам. Она встала в конце слов и передала гласным всю свою мощь. Гласные начали звучать сильно, так, как они называются в алфавите, и получились новые слова. Смелая Е, отдав всю свою силу, не могла звучать, но была очень рада, что помогла гласным.
Этап 4. Закрепляем правила чтения сказками
После знакомства с правилом чтения гласных в открытом слоге можно предложить ребенку фонетические сказки. Ученики обычно с большим воодушевлением читают «настоящие книжки» на английском языке. Хорошие сказки, например, представлены в серии Usborne Phonics Readers:
Такое плавное знакомство с чтением на английском языке в методике часто указывают как принцип обучения чтению дошкольников. Однако ученики начальной школы еще не могут в полной мере запоминать логические последовательности. У них легче и быстрее закрепляются в памяти простые образы и истории.
Подробное знакомство ребенка с буквой Е поможет ему усвоить, в каких словах гласные читаются иначе, а еще он легко начнет узнавать слова I типа слога, которые включают «немую» Е. Когда школьник перейдет в старшие классы, он легко поймет, что такой слог называется «открытым», и познакомится со сложными словами этого типа чтения гласных букв.
Здравствуйте. Все это, конечно, чудесно, но почему даже педагоги используют неправильную терминологию?? Как буквы могут быть гласными или согласными???
Здравствуйте! Спасибо за ваш вопрос! Передали его автору статьи, Татьяна пояснила:
«Добрый день. Гласные буквы и согласные буквы — это термины принятый в языкознании. Гласными буквами называют буквы (графические обозначения, которые мы пишем и читаем), которые обозначают гласный звук. Например, словарь Ожегова указывает на то, что такой термин как «гласные буквы» существует: «О звуках речи: при своем образовании не встречающий препятствий со стороны органов речи, образуемый без участия шума; также о буквах, изображающих такой звук. Гласные а, о, в [э], и, у, ы. Безударныегласные (сущ.)».
Для сравнения: в русском языке гласных звуков 6, а гласных букв 10.
Понятие «гласный звук», безусловно, является главным, однако термины «гласная буква и согласная буква» также существуют».