Казалось бы, первое задание в ЕГЭ по русскому языку должно быть самым легким. Да и что тут сложного, ведь сам контекст подсказывает, какое слово должно быть на месте пропуска. Но и тут могут ожидать подводные камни, или, так называемые, «капканы» ЕГЭ. Ведь выпускнику придется не только произвести логический анализ фрагмента текста, но и вспомнить очень много информации, например, 12 разрядов вводных слов. Надеемся, что этот материал поможет вашему выпускнику заработать один первичный балл на экзамене.
Содержание:
1. Формулировка задания 1 ЕГЭ
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
Фрагмент текста
сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти
взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия,
астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой
вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных
дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию
человека и т. д.
2. Что нужно сделать ученику
Согласно заданию, выпускнику нужно самостоятельно подобрать пропущенное в тексте слово или сочетание слов. Пропущенное слово является средством связи предложения с предыдущим, поэтому надо установить смысловые связи между предложениями текста. Эти связи могут быть:
- причинно-следственные,
- пояснительные,
- уточняющие,
- усилительные,
- отношения противопоставления и т.д.
Как выполнять задание (поделитесь алгоритмом с учениками)
- Внимательно прочитайте задание.
- Найдите в тексте задания морфологическую характеристику пропущенного слова
- Внимательно и не спеша прочитайте предложенный текст несколько раз.
- Установите связь между предложением, в котором пропущено слово, и предыдущим предложением или частью текста до этого предложения.
- Определите тип логических отношений между предложениями или частью текста.
- Вспомните разряды указанной в задании части речи. .
- Подберите подходящее по смыслу слово, соответствующее заявленной характеристике.
3. Что нужно знать ученику
Части речи, которые могут быть указаны в задании: сочинительные и подчинительные союзы, местоимения, наречия, вводные слова и словосочетания, предлоги. Для успешного выполнения задания выпускнику важно знать не только различия между словами различных частей речи, но и разряды слов.
Местоимение
указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их
Разряд | Пример | Примечание |
Личные | 1 л. я, мы 2 л. ты, вы 3 л. он, она, оно, они | при склонении меняется иногда всё слово: И. п. я – Р. п. меня. Иногда в корне происходит чередование: тебя – тобой, меня – мне. После предлогов у мест. 3 л. появляется Н: у него, возле них, около нее. |
Важно: Формы Р. п. личн. мест 3 л. – его, её, их могут употребляться для обозначения принадлежности. Не путать с притяжательными | ||
Возвратное | себя | указывает на того, о ком говорят |
Вопросительные | кто? что? какой? чей? сколько? каков? | служат для выражения вопроса. Местоимение который употребляется в выражении который час |
Относительные | кто, что, какой, который, чей, сколько, каков. | употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложноподчиненного |
Неопределенные | некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-нибудь, что-нибудь | Приставка не- всегда под ударением и пишется слитно; -то, -либо, -нибудь + кое- через дефис |
Отрицательные | никто, никакой, некого, нечего | Приставки ни- – безударная, не- – ударная |
Притяжательные | мой, твой, свой, наш, ваш | Указывают на принадлежность |
Указательные | тот, этот, такой, таков, столько тот, этот, такой | |
Определительные | весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой |
Пример задания для ученика
Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение.
Ответ: ты
Наречие
обозначает действия (зависит от глагола) или признак предмета (зависит от существительного), признак признака (зависит от наречия или прилагательного). Не изменяется. Имеет степени сравнения
Разряд | Вопросы | Примечания |
Образа действия | как? каким образом? | Сравнительная степень относится к глаголу, отвечает на вопрос как? Формы:простая + суффиксы-ее (-ей); -е, -шесоставная — более + наречие.Превосходная имеет только составную форму= мест. всех + сравнительная степень наречия (лучше всех). |
Времени | когда? с каких пор? до каких пор? | |
Места | где? куда? откуда? | |
Причины | почему? | |
Цели | зачем? С какой целью? | |
Меры и степени | В какой степени? в какой мере? |
Пример задания для ученика
Самостоятельно подберите наречие образа действия, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
Ответ: постепенно
Предлог
Не является членом предложения, но входит в состав членов предложения вместе с самостоятельными частями речи.
Надо иметь в виду, что по происхождению предлоги делятся на две группы:
- непроизводные (не образованы от других частей речи) : у, в, на, из, за, из-за, к, над, под, до и др.
- производные (образованы от других частей речи):
Например:
Бродить вокруг — наречие; бродить вокруг дома – предлог.
В течении реки — существительное с предлогом; в течение дня – предлог.
Не смотря по сторонам — деепричастие, несмотря на усталость – предлог.
Разряд | Примеры | Примечания |
пространственные (указывают на место) | у, в, на, из, за, из-за, к, над, под, из-под, до, перед, через, вокруг, мимо, между, около, поперёк, подле, возле, близ, вдоль, вне, внутри, сквозь, среди, против | 1) Чтобы определить значение предлога, необходимо установить, в состав какого члена предложения этот предлог входит (пространственный предлог входит в состав обстоятельства места, причинный предлог – в состав обстоятельства причины, дополнительный предлог – в состав дополнения). 2) Один и тот же предлог может выражать разные значения (из-за угла – пространственное значение; из-за болезни – причинное значение). |
временные (указывают на время) | до, в, с, через, по, накануне, в течение , в продолжение и | |
причинные (указывают на причину) | по, от, из-за, за, ввиду, благодаря, вследствие и др. | |
целевые (указывают на цель) | для, ради, на, за, по и др. | |
образа действия (указывают на образ действия) | с, без, в, по и др. | |
дополнительные (указывают на предмет, на который направлено действие) | о, об, про, с, по, насчёт и др. |
Пример задания для ученика
Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот производный предлог.
Ответ: в связи с
Союз
Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. Союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Некоторые союзы имеют омонимы среди других частей речи. Чтобы их отличать, надо запомнить, что относительные местоимения и местоименные наречия в придаточных предложениях являются членами предложения, а союзы членами предложения не являются. Я знаю, что он не придёт (что – союз). Я знаю, что он скажет мне сегодня (что – союзное слово, местоимение).
Сочинительные. Разряды | Примеры | Подчинительные. Разряды | Примеры |
Соединительные: | а, да=и, также, но и, не только но и ,как так и, ни ни, тоже, также | Изъяснительные Указывают на то, о чем говорится | чтобы, как, что, как будто, ли |
Противительные: | а, да=но, зато, однако | Временные Указывают на время | Когда, пока, лишь, как только, прежде чем, едва, перед тем как |
Разделительные: | или, либо, то…то, не то не то, то ли | Причинные Указывают на причину | потому что-, ибо-, так как-, оттого что-, вследствие-, в связи с тем, что- |
Некоторые разряды союзов в школьной программе не рассматриваются. Обычно их включают в состав сочинительных союзов | Условные Указывают на условие | если, раз | |
пояснительные союзы | то есть, или (в значении то есть) | Уступительные Указывают на противоречие одного события другому | несмотря на то что, пускай, хотя |
присоединительные союзы | да и | Сравнительные Указывают на сравнение | как, словно, как будто, точно, подобно тому как |
Следственные Указывают на следствие | так что- | ||
Целевые Указывают на цель | Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы |
Пример задания для ученика
Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.
Ответ: что
Частица
Служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова.
По значению и по функции частицы делятся на:
- формообразующие (служат для образования форм слов: бы (б), давай (давайте), пусть (пускай), да),
- отрицательные (служат для выражения отрицания: не, ни),
- модальные (служат для выражения смысловых оттенков):
Разряды | Примеры | Разряды | Примеры |
Вопрос | ли, разве, неужели, что ли, а | Ограничение | только, лишь, исключительно, только, всего, всего лишь, лишь только, хоть, хоть бы, единственно |
Указание | вон, вот, а вон, а вот | Сомнение | разве, неужели, вряд ли, едва, едва ли, навряд ли, авось |
Уточнение | именно, точно, как раз, ровно, подлинно, в точности | Утверждение | да, ну да, так, точно |
Восклицание | как, что за, то-то, просто, ну и, прямо, еще бы, ишь | Смягчение | -ка |
Усиление | и, же, лишь, уж, ведь, даже, даже и, просто, прямо, все, все-таки, -то |
Пример задания для ученика
Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна быть на месте пропуска в последнем предложении текста.
Ответ: ведь
Вводные слова и словосочетания
Не являются членами предложения. С их помощью говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания.
Разряды вводных слов по значению
Значение | Примеры |
Уверенность, достоверность | Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения и др. |
Неуверенность, предположение, неопределенность, допущение | Наверное, кажется вероятно, по всей вероятности, право, очевидно, возможно, пожалуй, по-видимому, может быть, должно быть, и др. |
Радость, одобрение | К счастью, на счастье, к радости, на радость, к удовольствию кого-либо и др. |
Сожаление, неодобрение | К несчастью, по несчастью, к сожалению, к стыду кого-либо, на беду, как нарочно, грешным делом, что обидно, увы и др. |
Удивление, недоумение | К удивлению, удивительно, удивительное дело, к изумлению, странно, странное дело, непонятное дело и др. |
Опасение | Неровен час, чего доброго, не дай бог, того и гляди и др. |
Общий характер высказывания | По совести, по справедливости, по сути, по существу, по душе, по правде, правда, если правду сказать, между нами говоря, кроме шуток, в сущности говоря и др. |
Источник сообщения | По сообщению кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, по словам кого-либо, по слухам, с точки зрения кого-либо и др. |
Порядок мыслей и их связь | Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, значит, таким образом, напротив, наоборот, например, кроме того и др. |
Способ оформления мыслей | Словом, одним словом, другими словами, иначе говоря, прямо говоря, грубо говоря, собственно говоря, собственно, короче говоря, и др. |
Оценка меры, степени того, о чём говорится | По меньшей мере, по крайней мере, в той или иной степени, в значительной мере, по обыкновению и др. |
Привлечение внимания собеседника к сообщению | Видишь ли, знаешь ли, помнишь ли, веришь ли, послушайте, позвольте, представьте, представьте себе, и др. |
Пример задания для ученика
Самостоятельно подберите вводное слово со значением предположения, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
Ответ: может быть
Вам могут быть полезны и другие материалы к урокам русского языка:
4. Упражнения для тренировки
Упражнение 1
Самостоятельно подберите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
Упражнение 2
Самостоятельно подберите местоименное наречие которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
Упражнение 3
Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна быть на месте пропуска во втором предложении текста.
Упражнение 4
Самостоятельно подберите местоименное наречие которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
Упражнение 5
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
Упражнение 6
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.
1. Например
2. Поэтому
3. Именно
4. Поэтому
5. Однако
6. Которая
Уважаемые коллеги, напишите в комментариях, какие планы уроков и материалы для занятий вам нужны. Подготовим!
Здравствуйте, в упражнении № 6 — которая — это не подчинительный союз, а союзное слово.