Казалось бы, первое задание в ЕГЭ по русскому языку должно быть самым легким. Да и что тут сложного, ведь сам контекст подсказывает, какое слово должно быть на месте пропуска. Но и тут могут ожидать подводные камни, или, так называемые, «капканы» ЕГЭ. Ведь выпускнику придется не только произвести логический анализ фрагмента текста, но и вспомнить очень много информации, например, 12 разрядов вводных слов. Надеемся, что этот материал поможет вашему выпускнику заработать один первичный балл на экзамене.

Содержание:

  1. Формулировка задания 1 ЕГЭ
  2. Что нужно сделать ученику
  3. Что нужно знать ученику
  4. Упражнения для тренировки

Эксперты Skyeng подготовили
для учителей методические подарки.

Выбирайте те, что нужны, или заберите все!

Получить подарки
course 2 Skyteach

1. Формулировка задания 1 ЕГЭ

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

Фрагмент текста

Экология — это наука о взаимодействии живых организмов и их
сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти
взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия,
астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой
вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных
дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию
человека и т. д.

2. Что нужно сделать ученику

Согласно заданию, выпускнику нужно самостоятельно подобрать пропущенное в тексте слово или сочетание слов. Пропущенное слово является средством связи предложения с предыдущим, поэтому надо установить смысловые связи между предложениями текста. Эти связи могут быть:

  • причинно-следственные,
  • пояснительные,
  • уточняющие,
  • усилительные,
  • отношения противопоставления и т.д.
Такие связи выражают в тексте так называемые «малень­кие» слова — служебные части речи, наречия и местоимения, а также вводные слова и словосочетания.

Как выполнять задание (поделитесь алгоритмом с учениками)

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Найдите в тексте задания морфологическую характеристику пропущенного слова
  3. Внимательно и не спеша прочитайте предложенный текст несколько раз.
  4. Установите связь между предложением, в котором пропущено слово, и предыдущим  предложением или частью текста до этого предложения.
  5. Определите тип логических отношений между  предложе­ниями или частью текста.
  6. Вспомните разряды указанной в задании части речи. .
  7. Подберите подходящее по смыслу слово, соответствующее заявленной характеристике.

3. Что нужно знать ученику

Части речи, которые могут быть указаны в задании: сочинительные и подчинительные союзы, местоимения, наречия, вводные слова и словосочетания, предлоги. Для успешного выполнения задания выпускнику важно знать не только различия между словами различных частей речи, но и разряды слов.

Местоимение

указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их

РазрядПримерПримечание
Личные1 л. я, мы 2 л. ты, вы 3 л. он, она, оно, онипри склонении меняется иногда всё слово: И. п. я – Р. п. меня. Иногда в корне происходит чередование: тебя – тобой, меня – мне. После предлогов у мест. 3 л. появляется Н: у него, возле них, около нее.
Важно: Формы Р. п. личн. мест 3 л. – его, её, их могут употребляться для обозначения принадлежности. Не путать с притяжательными
Возвратноесебяуказывает на того, о ком говорят
Вопросительныекто? что? какой? чей? сколько? каков?служат для выражения вопроса. Местоимение который употребляется в выражении который час
Относительныекто, что, какой, который, чей, сколько, каков.употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложноподчиненного
Неопределенныенекто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-нибудь, что-нибудьПриставка не- всегда под ударением и пишется слитно; -то, -либо, -нибудь + кое- через дефис
Отрицательныеникто, никакой, некого, нечегоПриставки ни- – безударная, не- – ударная
Притяжательныемой, твой, свой, наш, вашУказывают на принадлежность
Указательныетот, этот, такой, таков, столько тот, этот, такой 
Определительныевесь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой 

Пример задания для ученика

Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение.

Стыдно, женка. <…> на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.

Ответ: ты

Наречие

 обозначает  действия (зависит от глагола) или признак  предмета (зависит от существительного), признак признака (зависит от наречия или прилагательного). Не изменяется. Имеет степени сравнения

РазрядВопросыПримечания
Образа действиякак? каким образом?Сравнительная степень относится к глаголу, отвечает на вопрос как? Формы:простая  + суффиксы-ее (-ей); -е, -шесоставная — более + наречие.Превосходная имеет только составную форму= мест. всех + сравнительная степень наречия (лучше всех).
Временикогда? с каких пор? до каких пор?
Местагде? куда? откуда?
Причиныпочему?
Целизачем? С какой целью?
Меры и степениВ какой степени? в какой мере?

Пример задания для ученика

Самостоятельно подберите наречие образа действия, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

Разрабатывая теорию эволюции, Дарвин полагал, что основой искусственного отбора в мире природы является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором — деятельность человека. В ходе искусственного отбора <…> из поколения в поколение накапливаются в потомстве признаки, полезные для человека.  Дарвин делает вывод о том, что искусственный отбор является главной движущей силой эволюции пород животных и сортов растений.

Ответ: постепенно

Предлог

Не является членом предложения, но входит в состав членов предложения вместе с самостоятельными частями речи.

Надо иметь в виду, что по происхождению предлоги делятся на две группы:

  •   непроизводные (не образованы от других частей речи) : у, в, на, из, за, из-за, к, над, под, до и др.
  •   производные (образованы от других частей речи):

Например: 
Бродить  вокруг — наречие; бродить  вокруг  дома – предлог.
В течении реки — существительное с предлогом; в течение дня – предлог.
Не смотря по сторонам  — деепричастие, несмотря на усталость – предлог.

РазрядПримерыПримечания
пространственные (указывают на место)у, в, на, из, за, из-за, к, над, под, из-под, до, перед, через, вокруг, мимо, между, около, поперёк, подле, возле, близ, вдоль, вне, внутри, сквозь, среди, против 1) Чтобы определить значение предлога, необходимо установить, в состав какого члена предложения этот предлог входит (пространственный предлог входит в состав обстоятельства места, причинный предлог – в состав обстоятельства причины, дополнительный предлог – в состав дополнения).

2) Один и тот же предлог может выражать разные значения (из-за угла – пространственное значение; из-за болезни – причинное значение).
временные (указывают на время)до, в, с, через, по, накануне, в течение , в продолжение и
причинные (указывают на причину)по, от, из-за, за, ввиду, благодаря, вследствие и др.
целевые (указывают на цель) для, ради, на, за, по и др.
образа действия (указывают на образ действия)с, без, в, по и др.
дополнительные (указывают на предмет, на который направлено действие)о, об, про, с, по, насчёт и др.

Пример задания для ученика

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот производный предлог.

В соответствии со ст. 125 Трудового кодекса РФ отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная <…> этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. При отзыве из отпуска должен быть произведён перерасчёт заработной платы. За те дни, которые сотрудник отработал вместо отпуска, ему начисляется заработная плата. Отпускные за неиспользованные дни отпуска по договоренности с работодателем вносятся работником в кассу или оформляются как аванс под будущую зарплату.

 Ответ: в связи с

Союз

Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. Союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Некоторые союзы имеют омонимы среди других частей речи. Чтобы их отличать, надо  запомнить, что относительные местоимения и местоименные наречия в придаточных предложениях являются членами предложения, а союзы членами предложения не являются. Я знаю, что он не придёт (что – союз). Я знаю, что он скажет мне сегодня (что – союзное слово, местоимение).

Сочинительные. РазрядыПримерыПодчинительные. РазрядыПримеры
Соединительные:а, да=и, также, но и, не только но и ,как так и, ни ни, тоже, такжеИзъяснительные

Указывают на то, о чем говорится
чтобы, как, что, как будто, ли
Противительные:а, да=но, зато, однакоВременные

Указывают на время
Когда, пока, лишь, как только, прежде чем, едва, перед тем как
Разделительные:или, либо, то…то, не то не то, то лиПричинные

Указывают на причину
потому что-, ибо-, так как-, оттого что-, вследствие-, в связи с тем, что-
Некоторые разряды союзов в школьной программе  не рассматриваются. Обычно их включают в состав сочинительных союзовУсловные

Указывают на условие
если, раз
пояснительные союзы то есть, или (в значении то естьУступительные

Указывают на противоречие одного события другому
несмотря на то что, пускай, хотя
присоединительные союзы да иСравнительные

Указывают на сравнение
как, словно, как будто, точно, подобно тому как
  Следственные

Указывают на следствие
так что-
  Целевые

Указывают на цель
Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы

Пример задания для ученика

Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.

Один греческий историк по праву назвал Египет «даром Нила», который сделал Египет богатейшей житницей, кормившей население страны. Люди здесь всегда селились на узких полосах земли по обоим берегам реки, несущей свои воды через сотни километров пустыни к дельте, где, разделившись на множество протоков, она впадает в Средиземное море. Воды Нила ежегодно поднимались и опускались, оставляя в пойме слой плодородного ила, <…> позволяло строить сложные оросительные сооружения.

Ответ: что

Частица

Служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова.

По значению и по функции частицы делятся на:

  • формообразующие (служат для образования форм слов: бы (б), давай (давайте), пусть (пускай), да),
  • отрицательные (служат для выражения отрицания: не, ни),
  • модальные (служат для выражения смысловых оттенков):
РазрядыПримерыРазрядыПримеры
Вопросли, разве, неужели, что ли, аОграничениетолько, лишь, исключительно, только, всего, всего лишь, лишь только, хоть, хоть бы, единственно
Указаниевон, вот, а вон, а вотСомнениеразве, неужели, вряд ли, едва, едва ли, навряд ли, авось
Уточнениеименно, точно, как раз, ровно, подлинно, в точностиУтверждениеда, ну да, так, точно
Восклицаниекак, что за, то-то, просто, ну и, прямо, еще бы, ишьСмягчение-ка
Усилениеи, же, лишь, уж, ведь, даже, даже и, просто, прямо, все, все-таки, -то

Пример задания для ученика

Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна быть на месте пропуска в последнем предложении текста.

Добывая пищу, отыскивая укрытия от врагов и непогоды, животные и растения выработали приспособления к самым полярным воздействиям природы. У каждого вида — свой образ жизни, свои особенности, привычки. Но экология — понятие более широкое. Эта наука — перекрёсток, где хватает работы биологу и врачу, космонавту и математику, философу и социологу, механику и инженеру. Это наука, которая учит человека жить в ладу с природой. , <…> тот же самый зверь или какое-нибудь растение не могут существовать сами по себе, в отрыве от остального мира.

Ответ: ведь

Вводные слова и словосочетания

Не являются членами предложения. С их помощью говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания.

Разряды вводных слов по значению

ЗначениеПримеры
Уверенность, достоверностьКонечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения и др.
Неуверенность, предположение, неопределенность, допущениеНаверное, кажется вероятно, по всей вероятности, право, очевидно, возможно, пожалуй, по-видимому, может быть, должно быть, и др.
Радость, одобрениеК счастью, на счастье, к радости, на радость, к удовольствию кого-либо и др.
Сожаление, неодобрениеК несчастью, по несчастью, к сожалению, к стыду кого-либо,  на беду,  как нарочно, грешным делом,  что обидно, увы и др.
Удивление, недоумениеК удивлению, удивительно, удивительное дело, к изумлению, странно, странное дело, непонятное дело и др.
ОпасениеНеровен час, чего доброго, не дай бог, того и гляди и др.
Общий характер высказыванияПо совести, по справедливости, по сути, по существу, по душе, по правде, правда,  если правду сказать,  между нами говоря, кроме шуток, в сущности говоря и др.
Источник сообщенияПо сообщению кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, по словам кого-либо, по слухам,  с точки зрения кого-либо и др.
Порядок мыслей и их связьВо-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, значит, таким образом, напротив, наоборот, например, кроме того и др.
Способ оформления мыслейСловом, одним словом, другими словами, иначе говоря, прямо говоря, грубо говоря, собственно говоря, собственно, короче говоря, и др.
Оценка меры, степени того, о чём говоритсяПо меньшей мере, по крайней мере, в той или иной степени, в значительной мере, по обыкновению   и др.
Привлечение внимания собеседника к сообщениюВидишь ли, знаешь ли, помнишь ли, веришь ли, послушайте, позвольте, представьте, представьте себе, и др.

Пример задания для ученика

Самостоятельно подберите вводное слово со значением предположения, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.

Как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким — родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, — так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ. <…>, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чём-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его неизбежными ошибками и быть устремленным целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыв о прошлом с его темными и светлыми сторонами. Это не только не нужно, но и невозможно. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками.

Ответ: может быть

Вам могут быть полезны и другие материалы к урокам русского языка:

4. Упражнения для тренировки

Упражнение 1

Самостоятельно подберите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.

Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. <…> всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

Упражнение 2

Самостоятельно подберите местоименное наречие которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, иными словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.  <…> очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

Упражнение 3

Самостоятельно подберите уточняющую частицу,  которая должна быть на месте пропуска во втором  предложении текста.

Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок.) <…> так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.

Упражнение 4

Самостоятельно подберите местоименное наречие которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. <…> древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

Упражнение 5

Самостоятельно подберите сочинительный союз,  который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

Около двух с половиной тысяч лет тому назад выдающийся древнегреческий философ Зенон Элейский сформулировал парадоксальное утверждение (апорию) «Стрела» о невозможности движения в природе: в любое отдельно взятое мгновение времени летящая стрела находится в определённой точке пространства, а следовательно, не существует такого момента времени, в котором летящая стрела перемещается. Казалось бы, апорию Зенона можно без труда опровергнуть, просто указав на то, что в реальном мире пущенные стрелы движутся в пространстве. <…> такое «опровержение» бессмысленно: суть апории не в отрицании очевидного наблюдателю факта движения, а в заведомой ложности выводов, полученных в процессе безупречных логических рассуждений, что наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.

Упражнение 6

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.

Фольклорный театр — наиболее точное понятие, определяющее народное театрально-драматическое искусство, истоки которого уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды. Фольклорный театр представляет собой совокупность театральных явлений в фольклоре: разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные представления, пение, игру на музыкальных инструментах, пляски и др. Этот театр не перестает привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого, <…> является увлекательной страницей нашей отечественной культуры.
Ответы:
1.      Например
2.      Поэтому
3.      Именно
4.      Поэтому
5.  Однако
6.   Которая

Уважаемые коллеги, напишите в комментариях, какие планы уроков и материалы для занятий вам нужны. Подготовим!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×