«Школьные дебаты»: польза, организация, примеры тем для урока обществознания и других предметов
Как научить школьников отстаивать свое мнение? Провести дебаты! Эта обучающая технология оживляет занятия и глубоко погружает учеников в темы. В этой статье преподаватель Игорь Кравченко делится советами, как правильно провести дискуссию на уроках обществознания, а также предлагает темы для разных предметов.
Содержание:
Чем полезны дебаты
Участвуя в учебных спорах, ученики учатся:
- искать достоверную информацию и отличать факты, теорию и мнения;
- анализировать и структурировать сведения;
- разбираться в значении терминов;
- понимать, как устроен мир, и расширяют кругозор;
- выражать собственное мнение и подкреплять его аргументами;
- выступать на публике.
Технология развивает именно те навыки, которые нужны для ответа на развернутые вопросы второй части ЕГЭ по гуманитарным предметам.
В чем суть дебатов
Дебаты логично проводить на уроке обобщения материала. Подойдет любая тема, где есть плюсы и минусы, например, командная экономика, положительные и отрицательные последствия (безработица).
Учитель формирует две команды: те, кто за правильность решения (утверждения), и те, кто против, — по 4 человека достаточно, но можно и больше. Группы заранее готовят аргументы в защиту своей позиции. Это можно задать в качестве домашнего задания.
У команд — минимум по три аргумента из разных сфер. Они состоят из абстрактных и обобщенных понятий. К каждому аргументу необходимы доказательства: факты и ситуации из жизни, данные статистики.
Аргумент: «Демократия приводит не к власти народа, а к власти денег, богатых, и скатывается в олигархию».
Доказательство: «В 90-е годы в России после проведения демократических реформ власть в стране захватили олигархи и установился режим, получивший название «семибанкирщина».
Постепенно можно усложнять речи спикеров и прийти к идеальной структуре позиции.
Идеальная позиция:
- Тезис — утверждение, которое отстаиваем.
- Философия: ценности, идеалы, принципы, которые защищаем и на которых основывается позиция. Например: у одной команды — конкуренция и развитие, у другой — равенство и справедливость.
- Ключевые понятия. Этот пункт нужен, чтобы повторить понятия из курса. Не нужно перечислять все, достаточно определить 2-3 главных, которые звучат в тезисе.
- Аргументы — теоретические, помогают рассмотреть проблему с разных сторон.
- Доказательства — фактические, со ссылками на источники.
- Механизмы (если дебаты о практическом решении): конкретные методы и действия, которые обеспечат реализацию позиции.
- Результат: ожидаемые положительные эффекты.
Обязательные пункты для дебатов: 1, 4, 5.
Как организовать дебаты
Установите правила диспута, назначьте ответственного за порядок и тайминг и определите очередность выступлений.
Например:
- Лидер команды правительства представляет позицию — 6 минут. Оппозиция ищет ошибки в его речи, задает 2-3 уточняющих вопроса — 1-2 минуты.
- Член оппозиции критикует позицию правительства. Критика может касаться философии, определений, аргументов, механизма, результатов и их несоответствий друг другу — 4-5 минут.
- Лидер оппозиции предлагает свое решение и обосновывает его — 6 минут.
- Член правительства критикует позицию оппонентов — 4-5 минут.
- Заключительные речи: команды подводят итоги диалога и убеждают зрителей проголосовать за них — по 3-4 минуты на каждую команду.
Важно: каждую речь произносят разные члены команды. - Класс высказывает мнение, задает вопросы командам, делится впечатлениями. Победитель определяется голосованием.
Какие темы подойдут для разных предметов
В каждом школьном предмете есть тема для дебатов. Например:
Английский язык
- English — the language of the world: truth or lie
- Our lives without the Internet: advantages and disadvantages
- Is it appropriate to teach religion in schools?
- All people should become vegetarian: yes or noRobotisation: progress or harbinger of unemployment crisis?
Также рекомендуем прочитать статьи:
Обществознание
- Нужно ли молодежи участвовать в политике?
- Какие функции государства важнее?
- Стоит ли отменить домашние задания в школе?
- Что важнее: права человека или законодательства отдельных стран?
Русский язык
- Заимствованным словам у нас не место: да или нет
Математика
- Математика — царица наук?
Физика
- Нужно ли закрывать АЭС?
- Жизнь без силы трения: плюсы и минусы
Химия
- Нужно ли запретить пластик?
- Нитраты — это зло?
Биология
- Вирусы — живые существа?
- Генная инженерия. ГМО: больше вреда или пользы
- Человек — венец природы?
История
- Иван Грозный. Чего больше: реформ или проблем
- Аграрная реформа Столыпина: прорыв или провал
Для школьников дебаты — это игра, а для преподавателя — эффективный инструмент для всестороннего развития учеников. Умение отстаивать мнение и при этом слушать других пригодится всем без исключения. Даже тем, кто сейчас думает, что важнее всего вызубрить формулы и отточить решение задач.