Задание с графиком спроса и предложения — новое в ЕГЭ по обществознанию. Далеко не все ученики с ним разобрались: они могут путать графики, не понимать, как меняются спрос, предложение и равновесная цена, или просто не уметь это объяснять. При этом на задании 21 ученик может получить сразу 3 балла, а подготовить к нему на самом деле очень просто.
Наш преподаватель по обществознанию и эксперт комиссии по проверке ЕГЭ и ОГЭ Игорь Кравченко разобрал задание 21 и поделился советами по подготовке к нему.
1. Выучить неценовые факторы спроса и предложения
Знание неценовых факторов спроса и предложения — основа правильного ответа.
Обязательно проконтролируйте, чтобы ваши ученики выучили все факторы наизусть: подсказок в других заданиях наверняка не окажется.
2. Разобрать графики
Немало учеников путается даже в том, где на графике спрос, а где предложение.
Потренируйтесь работать с графиками, объясните, где и что находится — и обязательно давайте школьникам рисовать графики самостоятельно: так они лучше разберутся.
3. Научить находить равновесную цену
Ученики не всегда понимают, как и по какому принципу изменяется равновесная цена. Это можно проработать тремя способами:
- Научить думать логически, например, что будет, если возрастет спрос — больше людей захочет купить товар?
- Рисовать изменения в графике: как сдвинулись спрос и предложение, где теперь находится цена.
- Выучить, что происходит с равновесной ценой в случае повышения/понижения спроса или предложения.
4. Подробно разобрать все факторы спроса и предложения
Знать факторы спроса и предложения недостаточно: нужно еще понимать, какое влияние они оказывают на рынки и что под ними подразумевается.
Например, каждый вид налогов влияет на рынок по-своему.
5. Научить конкретизировать фактор для каждого рынка
Что именно повлияло на потребителя и производителя? Дайте школьникам упражнение: выберите рынок и фактор, предложите ученикам конкретизировать этот фактор именно для этого рынка.
Пример: фактором «цены на ресурсы» для рынка легковых автомобилей может быть подорожание металла.
6. Определять, действительно ли фактор влияет на рынок
Ученики могут не учитывать, что далеко не все факторы подходят для того или иного рынка, а также не всегда оказывают какое-либо влияние.
Потренируйтесь определять, подходит фактор для рынка или нет: назовите школьникам конкретный рынок и какой-то фактор и попросите ответить, подходит он или нет и почему.
Пример: влияют ли на рынок легковых автомобилей погодные условия?
7. Потренируйте форму записи ответа
Так выпускники не напишут лишнего и не запутаются в ответе.
- В ответе на первый вопрос незачем рассуждать — достаточно написать, как изменилась равновесная цена.
- Для второго вопроса лучше всего дать ученикам алгоритм ответа.
- В ответе на третий вопрос нужно написать, как изменились спрос, предложение и равновесная цена — объяснять ничего не нужно.
Алгоритм ответа на второй вопрос
- обязательно указать сам фактор, чтобы было ясно, что вообще комментирует ученик;
- объяснять на примере конкретного рынка, то есть написать в начале «в стране Z…»;
- конкретизировать фактор именно для этого рынка;
- написать, как это повлияло на производителя или потребителя;
- в конце написать «в результате» и указать, уменьшился или возрос спрос.
Также предлагаем стрим по этой теме:
Этот текст по заявкам подписчиков социальных сетей Skyteach написал наш эксперт — повторяем его в блоге, чтобы вы точно не пропустили.
Подписывайтесь на наши группы Вконтакте, телеграм- и ютуб-каналы, чтобы полезные подборки всегда были под рукой: