23.06.2023
1231
0

План урока по обществознанию для 11 класса на тему  «Гражданское общество и правовое государство»

Конспект урока на тему «Гражданское общество и правовое государство» может служить примером интеграции учебного материала, требований Федерального государственного образовательного стандарта и подготовки к единому государственному экзамену в 11 классе.

Содержание:

Эксперты Skyeng и Skysmart подготовили
для вас методические подарки.

Выбирайте те, что нужны, или заберите все!

Получить подарки
course 2 Skyteach

Описание урока

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Помимо освоения материала темы по обществознанию, предполагается освоение и закрепление различных навыков. Основной упор сделан на умения приводить аргументы, давать обоснования, устанавливать взаимосвязи.

Теоретический материал по теме «Гражданское общество и правовое государство» служит основой для отработки данных умений. Это позволит ученикам давать верный ответ на задание №20 в ЕГЭ по обществознанию. Также в процессе урока повторяется пройденный материал по теме «Демократия» и устанавливаются межпредметные связи с темой «Гражданское право» из курса предмета «Право». Кроме того, тренируются навыки, необходимые для ответа на вопросы №18, 19 и 24 в ЕГЭ по обществознанию, через составление плана урока, выявление признаков понятия, иллюстрирование изучаемого материала собственными примерами.

Урок соответствует основной общеобразовательной программе среднего образования. Некоторые теоретические части урока могут быть заменены в зависимости от материала используемого учебника по обществознанию.

Цель урока — развить навык установления причинно-следственных и функциональных связей в процессе освоения теоретических знаний о гражданском обществе и правовом государстве. 

Задачи урока

Познавательные:

  • изучить понятия, признаки и функции гражданского общества и правового государства,
  • повторить признаки демократии и принципы гражданско-правовых отношений. 

Воспитательные:

  • развитие активной гражданской позиции, готовность участвовать в деятельности институтов гражданского общества,
  • развитие правовой культуры, понимание ценности права и активной гражданской позиции.

Регулятивные:

  • тренировка умения читать и понимать открытые вопросы. 

Развивающие:

  • овладение умениями выявлять причинно-следственные и функциональные связи, давать обоснования, приводить аргументы, давать развернутый ответ на открытый вопрос. 

Оборудование и материалы: презентация, доска. Урок может быть проведен в форме дискуссии и не требует дополнительных письменных материалов. Вся необходимая информация может быть представлена на слайдах в презентации. Ответы ученики могут также фиксировать на доске или в тетрадях.

Ход урока

1. Повторение, проверка домашнего задания

Для начала нам необходимо повторить прошлую тему по обществознанию, а именно тему «Демократия».

Вопрос классу

Кто назовет признаки демократии?
Кто может добавить еще?

Возможные ответы класса:

  • Народ — источник власти и носитель суверенитета.
  • Разделение властей.
  • Политический плюрализм, многопартийность, идеологическое многообразие.
  • Гарантии прав и свобод человека.
  • Принцип большинства при обеспечении прав меньшинства.
  • Свободные СМИ.
  • Свободные и альтернативные выборы. 

Хорошо, не забывайте эти признаки, они нам еще понадобятся. 

А сегодня мы изучаем новую тему «Гражданское общество и правовое государство».

Еще полезные материалы по обществознанию:

2. План урока

Для начала нам необходимо обсудить план урока. Как вы думаете, какие аспекты этой темы нам необходимо раскрыть? 

Составляем план урока.

Вопрос классу

Какие пункты есть практически в любой теме? 
  1. Понятие «гражданское общество». В этой теме у нас два основных понятия. Но мы изучим сначала гражданское общество, а затем правовое государство.
  2. Признаки гражданского общества.
  3. Институты гражданского общества.
  4. Функции гражданского общества.
  5. Предпосылки формирования гражданского общества. Обратите внимание, в этой теме в отличие от других нет видов и классификаций, причин и последствий, однако есть предпосылки формирования и институты гражданского общества.
  6. Понятие «правовое государство».
  7. Признаки правового государства.
  8. Предпосылки формирования правового государства. 

3. Содержательная часть

Гражданское общество — это совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные или коллективные) интересы и позволяющих самостоятельно и независимо от государства удовлетворять потребности граждан.

Чтобы лучше разобраться с определением, давайте выделим три признака понятия «гражданское общество».

Возможные ответы класса:

  • Негосударственные / отделены от государства / самостоятельно и независимо от государства.
  • Общественные отношения и институты (объединения и ассоциации граждан).
  • Выражают интересы и удовлетворяют потребности граждан.

Сейчас мы выделили три основных признака понятия «гражданское общество», однако у гражданского общества гораздо больше черт и особенностей — давайте запишем. 

Черты гражданского общества

  • Исключает управление со стороны государства.
  • Призвано решать потребности и интересы людей.
  • Состоит из общественных организаций, союзов, ассоциаций, объединений — институтов гражданского общества.
  • Действует по собственной инициативе.
  • Предполагает горизонтальные связи.
  • Самостоятельно решает свои вопросы.
  • Занимает промежуточное положение между человеком и государством.
Вопрос классу

Можем ли мы сказать, что гражданское общество — это все граждане страны? 

Нет, понятие «гражданское общество» включает в себя только объединения активных граждан, которые самостоятельно и независимо от государства организуют различные аспекты своей и общественной жизни. Такие объединения называют институтами гражданского общества, рассмотрим основные из них:

  • Общественные организации (Байкальская экологическая волна).
  • Союзы, профсоюзы (Профсоюз учителей РФ, Союз художников РФ).
  • Ассоциации (Ассоциация предпринимателей России).
  • Благотворительные фонды («Подари жизнь», «Протяни руку»).
  • Клубы по интересам (Клуб шахматистов Центрального района, Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо»).
  • Независимые СМИ (РБК, Фонтанка).
  • Потребительские кооперативы (дачный кооператив). 
  • Общественные движения (молодежные, феминистские, экологические).
  • Коммуны, органы местного самоуправления (местный совет депутатов). 
  • Церковь.
  • Семья.

А теперь давайте приведем примеры деятельности каждого из этих институтов.

Хорошо, обобщая информацию из ваших примеров, мы можем сформулировать, какую роль гражданское общество играет в стране.

Функции гражданского общества

  • Удовлетворение потребностей гражданина и общества.
  • Защита интересов и прав граждан.
  • Контроль за деятельностью государства, недопущение произвола с его стороны.
Вопрос классу

Как вы думаете, гражданское общество есть везде, в любом государстве?
Конечно, не в любом, рассмотрим, в каких же странах возможно существование гражданского общества? 

Предпосылки формирования гражданского общества

  • Демократия.
  • Правовое государство, гарантия прав и свобод.
  • Рыночная экономика, свобода частной собственности.
  • Свободные СМИ.
  • Развитая политическая культура граждан.
Задание классу

Попробуем установить причинно-следственные связи и объяснить, почему именно эти условия необходимы для формирования гражданского общества. 

Возможные ответы класса: 

  • Развитая политическая культура является основой активной гражданской позиции, которая, в свою очередь, служит стимулом для объединения и самостоятельной активной деятельности граждан по защите своих интересов.
  • Свободные СМИ позволяют формировать общественное мнение, служат средством коммуникации между гражданами и могут мобилизовать граждан на объединение и активные гражданские действия. 
  • Только при наличии частной собственности у граждан и их объединений будут средства для самостоятельной и независимой от государства деятельности по удовлетворению своих потребностей. 

Правовое государство

Признаки правового государства:

  1. Верховенство права (закона).
  2. Гарантии прав и свобод граждан.
  3. Разделение властей.
  4. Взаимная ответственность гражданина и государства.

Задание на межпредметные связи. 

А сейчас нам необходимо вспомнить теорию из курса права, а именно:

  • Что такое гражданское право? (одна из отраслей права)
  • Какие отношения регулирует гражданское право? (регулирует имущественные правоотношения и личные неимущественные, связанные с имущественными)
  • И, наконец, каковы принципы гражданских правоотношений? (свобода договора, равенство сторон, неприкосновенность собственности и др.)

Хорошо, теперь, когда мы вспомнили, что такое гражданское право, попробуем ответить на следующий вопрос:

Задание классу

Приведите три аргумента в обоснование мнения, что механизм гражданско-правового регулирования лучше всего реализуется в условиях правового государства.

Возможные ответы класса:

  • Верховенство закона обеспечивает защиту гражданских прав, в том числе и неприкосновенность частной собственности, а это является одним из важных принципов гражданско-правовых отношений.
  • Только при наличии взаимной ответственности государства и личности может существовать равенство сторон в гражданско-правовых отношениях.
  • Гарантии прав и свобод, действующие в правовом государстве, обеспечивают в том числе и свободу договора, что является важным принципом гражданского права. 

Предпосылки возникновения правового государства

  1. Развитая правовая культура граждан.
  2. Демократия.
  3. Рыночная экономика и частная собственность.
Задание классу

Давайте попробуем доказать, что эти пункты являются предпосылками гражданского общества, и приведем по три аргумента в обоснование следующих позиций.

Работаем по вариантам:

1-й вариант. Демократия является обязательным условием существования правового государства.

Возможные ответы класса:

  1. Демократия предполагает разделение властей, при котором невозможен произвол какого-либо человека, государственного органа или группы лиц, т.к. ветви власти взаимно контролируют и уравновешивают друг друга, обеспечивая соблюдение закона различными государственными органами. 
  2. Демократический режим предполагает гарантию прав и свобод человека, т. е. реальную защиту граждан законом, независимо от объема власти и социального положения.
  3. Демократия предполагает участие граждан в управлении страной, свободу объединений, мнений и средств массовой информации, а в таких условиях граждане могут защищать свои права и объединяться для их защиты, поддерживая тем самым правовое государство. 

2-й вариант. Правовое государство существует только в той стране, где высокая доля образованного населения, обладающего развитой правовой культурой.

Возможные ответы класса:

  1. Правовая культура предполагает знание конституции страны и основ законодательства, а эти знания позволяют гражданам вступать в общественные отношения и совершать различные действия в рамках закона, опираясь на закон, что обеспечивает его функционирование. 
  2. Правовая культура включает в себя не только знание законов, но и уважение к ним, ценность правомерного поведения, и только при таком отношении граждан к закону он будет соблюдаться. 
  3. Правовая культура предполагает понимание гражданином возможностей и механизмов защиты своих прав, а их использование обеспечивает контроль за соблюдением закона, поддержание законности и правопорядка.

Обоснование последней предпосылки вам пойдет на домашнее задание. 

И, наконец, нам необходимо подвести итоги занятия и вспомнить все, что мы сегодня узнали и чему научились.

Вопрос классу

Итак, первое: что узнали?
Второе: чему научились?
Возможно, кто-то еще хочет высказаться, поделиться впечатлением, дать обратную связь? Или, возможно, у кого-то остались еще вопросы?

Если вопросов больше нет, записываем домашнее задание.

Как начать преподавать онлайн?

Рассказываем о 4 этапах отбора в Skysmart.

Узнать
article skyteach help teach in skyeng Skyteach

4. Домашнее задание

  1. Повторить изученный материал и привести три обоснования следующей позиции: «Развитое гражданское общество может существовать только в условиях правового государства».
  2. Приведите одно обоснование того, что правовое государство существует только в условиях рыночной экономики. 
Надеемся, статья получилась полезной. Какие еще материалы для уроков и ЕГЭ по обществознанию вам нужны? Напишите в комментариях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×