План урока по обществознанию для 11 класса на тему «Гражданское общество и правовое государство»
Конспект урока на тему «Гражданское общество и правовое государство» может служить примером интеграции учебного материала, требований Федерального государственного образовательного стандарта и подготовки к единому государственному экзамену в 11 классе.
Содержание:
Описание урока
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Помимо освоения материала темы по обществознанию, предполагается освоение и закрепление различных навыков. Основной упор сделан на умения приводить аргументы, давать обоснования, устанавливать взаимосвязи.
Теоретический материал по теме «Гражданское общество и правовое государство» служит основой для отработки данных умений. Это позволит ученикам давать верный ответ на задание №20 в ЕГЭ по обществознанию. Также в процессе урока повторяется пройденный материал по теме «Демократия» и устанавливаются межпредметные связи с темой «Гражданское право» из курса предмета «Право». Кроме того, тренируются навыки, необходимые для ответа на вопросы №18, 19 и 24 в ЕГЭ по обществознанию, через составление плана урока, выявление признаков понятия, иллюстрирование изучаемого материала собственными примерами.
Цель урока — развить навык установления причинно-следственных и функциональных связей в процессе освоения теоретических знаний о гражданском обществе и правовом государстве.
Задачи урока
Познавательные:
- изучить понятия, признаки и функции гражданского общества и правового государства,
- повторить признаки демократии и принципы гражданско-правовых отношений.
Воспитательные:
- развитие активной гражданской позиции, готовность участвовать в деятельности институтов гражданского общества,
- развитие правовой культуры, понимание ценности права и активной гражданской позиции.
Регулятивные:
- тренировка умения читать и понимать открытые вопросы.
Развивающие:
- овладение умениями выявлять причинно-следственные и функциональные связи, давать обоснования, приводить аргументы, давать развернутый ответ на открытый вопрос.
Оборудование и материалы: презентация, доска. Урок может быть проведен в форме дискуссии и не требует дополнительных письменных материалов. Вся необходимая информация может быть представлена на слайдах в презентации. Ответы ученики могут также фиксировать на доске или в тетрадях.
Ход урока
1. Повторение, проверка домашнего задания
Для начала нам необходимо повторить прошлую тему по обществознанию, а именно тему «Демократия».
Кто назовет признаки демократии?
Кто может добавить еще?
Возможные ответы класса:
- Народ — источник власти и носитель суверенитета.
- Разделение властей.
- Политический плюрализм, многопартийность, идеологическое многообразие.
- Гарантии прав и свобод человека.
- Принцип большинства при обеспечении прав меньшинства.
- Свободные СМИ.
- Свободные и альтернативные выборы.
Хорошо, не забывайте эти признаки, они нам еще понадобятся.
А сегодня мы изучаем новую тему «Гражданское общество и правовое государство».
Еще полезные материалы по обществознанию:
2. План урока
Для начала нам необходимо обсудить план урока. Как вы думаете, какие аспекты этой темы нам необходимо раскрыть?
Составляем план урока.
Какие пункты есть практически в любой теме?
- Понятие «гражданское общество». В этой теме у нас два основных понятия. Но мы изучим сначала гражданское общество, а затем правовое государство.
- Признаки гражданского общества.
- Институты гражданского общества.
- Функции гражданского общества.
- Предпосылки формирования гражданского общества. Обратите внимание, в этой теме в отличие от других нет видов и классификаций, причин и последствий, однако есть предпосылки формирования и институты гражданского общества.
- Понятие «правовое государство».
- Признаки правового государства.
- Предпосылки формирования правового государства.
3. Содержательная часть
Гражданское общество — это совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные или коллективные) интересы и позволяющих самостоятельно и независимо от государства удовлетворять потребности граждан.
Чтобы лучше разобраться с определением, давайте выделим три признака понятия «гражданское общество».
Возможные ответы класса:
- Негосударственные / отделены от государства / самостоятельно и независимо от государства.
- Общественные отношения и институты (объединения и ассоциации граждан).
- Выражают интересы и удовлетворяют потребности граждан.
Сейчас мы выделили три основных признака понятия «гражданское общество», однако у гражданского общества гораздо больше черт и особенностей — давайте запишем.
Черты гражданского общества
- Исключает управление со стороны государства.
- Призвано решать потребности и интересы людей.
- Состоит из общественных организаций, союзов, ассоциаций, объединений — институтов гражданского общества.
- Действует по собственной инициативе.
- Предполагает горизонтальные связи.
- Самостоятельно решает свои вопросы.
- Занимает промежуточное положение между человеком и государством.
Можем ли мы сказать, что гражданское общество — это все граждане страны?
Нет, понятие «гражданское общество» включает в себя только объединения активных граждан, которые самостоятельно и независимо от государства организуют различные аспекты своей и общественной жизни. Такие объединения называют институтами гражданского общества, рассмотрим основные из них:
- Общественные организации (Байкальская экологическая волна).
- Союзы, профсоюзы (Профсоюз учителей РФ, Союз художников РФ).
- Ассоциации (Ассоциация предпринимателей России).
- Благотворительные фонды («Подари жизнь», «Протяни руку»).
- Клубы по интересам (Клуб шахматистов Центрального района, Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо»).
- Независимые СМИ (РБК, Фонтанка).
- Потребительские кооперативы (дачный кооператив).
- Общественные движения (молодежные, феминистские, экологические).
- Коммуны, органы местного самоуправления (местный совет депутатов).
- Церковь.
- Семья.
А теперь давайте приведем примеры деятельности каждого из этих институтов.
Хорошо, обобщая информацию из ваших примеров, мы можем сформулировать, какую роль гражданское общество играет в стране.
Функции гражданского общества
- Удовлетворение потребностей гражданина и общества.
- Защита интересов и прав граждан.
- Контроль за деятельностью государства, недопущение произвола с его стороны.
Как вы думаете, гражданское общество есть везде, в любом государстве?
Конечно, не в любом, рассмотрим, в каких же странах возможно существование гражданского общества?
Предпосылки формирования гражданского общества
- Демократия.
- Правовое государство, гарантия прав и свобод.
- Рыночная экономика, свобода частной собственности.
- Свободные СМИ.
- Развитая политическая культура граждан.
Попробуем установить причинно-следственные связи и объяснить, почему именно эти условия необходимы для формирования гражданского общества.
Возможные ответы класса:
- Развитая политическая культура является основой активной гражданской позиции, которая, в свою очередь, служит стимулом для объединения и самостоятельной активной деятельности граждан по защите своих интересов.
- Свободные СМИ позволяют формировать общественное мнение, служат средством коммуникации между гражданами и могут мобилизовать граждан на объединение и активные гражданские действия.
- Только при наличии частной собственности у граждан и их объединений будут средства для самостоятельной и независимой от государства деятельности по удовлетворению своих потребностей.
Правовое государство
Признаки правового государства:
- Верховенство права (закона).
- Гарантии прав и свобод граждан.
- Разделение властей.
- Взаимная ответственность гражданина и государства.
Задание на межпредметные связи.
А сейчас нам необходимо вспомнить теорию из курса права, а именно:
- Что такое гражданское право? (одна из отраслей права)
- Какие отношения регулирует гражданское право? (регулирует имущественные правоотношения и личные неимущественные, связанные с имущественными)
- И, наконец, каковы принципы гражданских правоотношений? (свобода договора, равенство сторон, неприкосновенность собственности и др.)
Хорошо, теперь, когда мы вспомнили, что такое гражданское право, попробуем ответить на следующий вопрос:
Приведите три аргумента в обоснование мнения, что механизм гражданско-правового регулирования лучше всего реализуется в условиях правового государства.
Возможные ответы класса:
- Верховенство закона обеспечивает защиту гражданских прав, в том числе и неприкосновенность частной собственности, а это является одним из важных принципов гражданско-правовых отношений.
- Только при наличии взаимной ответственности государства и личности может существовать равенство сторон в гражданско-правовых отношениях.
- Гарантии прав и свобод, действующие в правовом государстве, обеспечивают в том числе и свободу договора, что является важным принципом гражданского права.
Предпосылки возникновения правового государства
- Развитая правовая культура граждан.
- Демократия.
- Рыночная экономика и частная собственность.
Давайте попробуем доказать, что эти пункты являются предпосылками гражданского общества, и приведем по три аргумента в обоснование следующих позиций.
Работаем по вариантам:
1-й вариант. Демократия является обязательным условием существования правового государства.
Возможные ответы класса:
- Демократия предполагает разделение властей, при котором невозможен произвол какого-либо человека, государственного органа или группы лиц, т.к. ветви власти взаимно контролируют и уравновешивают друг друга, обеспечивая соблюдение закона различными государственными органами.
- Демократический режим предполагает гарантию прав и свобод человека, т. е. реальную защиту граждан законом, независимо от объема власти и социального положения.
- Демократия предполагает участие граждан в управлении страной, свободу объединений, мнений и средств массовой информации, а в таких условиях граждане могут защищать свои права и объединяться для их защиты, поддерживая тем самым правовое государство.
2-й вариант. Правовое государство существует только в той стране, где высокая доля образованного населения, обладающего развитой правовой культурой.
Возможные ответы класса:
- Правовая культура предполагает знание конституции страны и основ законодательства, а эти знания позволяют гражданам вступать в общественные отношения и совершать различные действия в рамках закона, опираясь на закон, что обеспечивает его функционирование.
- Правовая культура включает в себя не только знание законов, но и уважение к ним, ценность правомерного поведения, и только при таком отношении граждан к закону он будет соблюдаться.
- Правовая культура предполагает понимание гражданином возможностей и механизмов защиты своих прав, а их использование обеспечивает контроль за соблюдением закона, поддержание законности и правопорядка.
Обоснование последней предпосылки вам пойдет на домашнее задание.
И, наконец, нам необходимо подвести итоги занятия и вспомнить все, что мы сегодня узнали и чему научились.
Итак, первое: что узнали?
Второе: чему научились?
Возможно, кто-то еще хочет высказаться, поделиться впечатлением, дать обратную связь? Или, возможно, у кого-то остались еще вопросы?
Если вопросов больше нет, записываем домашнее задание.
4. Домашнее задание
- Повторить изученный материал и привести три обоснования следующей позиции: «Развитое гражданское общество может существовать только в условиях правового государства».
- Приведите одно обоснование того, что правовое государство существует только в условиях рыночной экономики.