Навыки планирования, самоконтроля и самомотивации так же важны в обучении, как и в обычной жизни. Как развить их у студента? Как подготовить его к использованию языка в реальной жизни, а не в классе?

Используйте подход Test-Teach-Test

Предложите студенту вначале выполнить задание самостоятельно (Test), далее объясните новый материал (Teach), а затем закрепите его на практике (Test). Этот подход работает особенно хорошо, когда изучается тема, отчасти знакомая ученикам. Студент, уже хорошо знающий времена и структуру предложения, может попробовать перевести предложения из прямой речи в косвенную, а затем учитель, основываясь на его ошибках, дополнит или поправит ответ.

Предоставьте студентам право голоса и выбора

Самостоятельность неразрывно связана с принятием решений. Совместное обсуждение организационных моментов, возможность выбрать форму выполнения задания или уровень его сложности повышают вовлеченность студентов.
Все цели, задачи и структура курса должны быть доступны и прозрачны, равно как и все требования к работам и ответам. Если ученик не знает, какова будет следующая тема, зачем она ему нужна и как именно его будут оценивать, то и отношение к учебе будет соответствующим.
Еще один важный аспект касается временных рамок — сроки сдачи работ должны быть оговорены, но в некоторых случаях может предоставляться возможность работы в индивидуальном темпе (например, ученик выполняет более сложное задание, превышая установленный срок). Это развивает умение планировать свою работу и грамотно управлять своим временем.

Давайте конкретную и содержательную обратную связь

Мы все учимся только за счет обратной связи — иначе как мы узнаем, что поступаем неправильно? Детальный разбор ошибок в устных и письменных работах и индивидуальные рекомендации учителя дают студенту возможность улучшить свой результат и не повторять этих ошибок в будущем. Обычная оценка в этом смысле бесполезна. Еще один хороший прием — практиковать новую лексику и грамматические структуры на своих старых работах, создавая их улучшенный вариант. Ощущение управления своим развитием, прогрессом — важный стимул для студента.

Делитесь ресурсами и предлагайте проектные задания

Информационная обучающая среда в виде сайта или LMS (например, бесплатный Schoology) с рекомендациями и ссылками, учебными тестами, календарем и форумом поможет учителю и ученику всегда оставаться на связи и иметь доступ ко всем необходимым ресурсам.
Самостоятельная работа не обязательно индивидуальна, она может быть и групповой, главное, чтобы учитель играл роль фасилитатора и консультанта. Даже если вы занимаетесь индивидуально, вы можете познакомить своих студентов и попросить их сделать большое задание вместе. Это будет смелый эксперимент, но результат тоже может быть отличным.

Задавайте вопросы, развивающие навыки рефлексии, самоанализа и самооценки

Обсуждайте со студентами их ожидания от курса, то, что им удается лучше всего и хуже всего, помогайте ставить цели и вырабатывать стратегии их достижения. Предлагайте чек-листы для самоценивания упражнений и письменных работ, анализируйте примеры удачных и неудачных работ.

Научите студента учиться

Учебные стратегии — действия, которые помогают студенту учиться легче, эффективнее и с большим удовольствием. Обсуждая метакогнитивные стратегии (планирование, самоконтроль, самоценка), когнитивные стратегии (приемы запоминания, ведения записей, работы со словарем, переработки материала) и социо-аффективные стратегии (сотрудничество, эмоциональная саморегуляция), учитель параллельно развивает у учеников умение управлять своим обучением.
Во многих современных учебниках есть разделы, посвященные приемам работы, study skills. Отслеживая используемые им самим приемы и обучаясь новым, студент обретает истинную самостоятельность и независимость от учителя.

А что вы делаете для того, чтобы ваши студенты были самостоятельнее?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×