От лексики к говорению: как создать универсальные опоры для работы с младшими школьниками
Преподаватель вводит новую лексику и хочет, чтобы ученики использовали ее в речи. Но даже после нескольких занятий по теме студенты продолжают пользоваться старыми оборотами или вовсе не знают, что сказать. Как решить проблему?
Чтобы помочь ученикам на этапе свободной практики, вы можете предложить разные опоры. То, как будут выглядеть опоры, зависит от возраста учеников, цели упражнения или задания.
Содержание:
- Виды опор при работе над умениями говорения
- Картинки и флэшкарты как опора
- Карточки с планом как опора
- Схемы как опора
1. Виды опор при работе над умениями говорения
Существуют различные классификации опор. Одна из таких классификаций касается способов презентации материала. Выделяют:
- вербальные опоры — они включают текст, например, план или ключевые слова;
- художественно-изобразительные — к ним относят картинки, иллюстрации, фотографии;
- графические — схемы, диаграммы, таблицы и графики.
Опоры могут сочетать в себе несколько видов, в этом случае их можно назвать смешанными или поликодовыми.
В этой статье предлагаем вам все виды опор и примеры, как их использовать в обучении младших школьников.
Еще советуем заглянуть и в эти материалы, они помогут в обучении детей английскому:
2. Картинки и флэшкарты как опора
И отечественные, и зарубежные учебники по английскому языку для начальной школы предлагают набор флэшкарт по всем темам. Эти флэшкарты смогут стать визуальной опорой при говорении.
Вариант 1
Игра «Снежный ком». Расположите карточки на доске в любом порядке. Предложите начало фразы (в этом случае вы добавляете и вербальную опору). По очереди удлиняйте фразу, при этом в результате игры у ученика получится короткий рассказ.
Так может выглядеть доска с опорами.
Вариант 2
Расположите карточки на доске, как в предыдущей игре, но теперь студенту необходимо рассказать о каждой картинке. Вы можете добавить вербальную опору, написав внизу каждой карточки начало фразы.
Такое задание подойдет, если необходимо описать каждый предмет, например, при изучении тем «Праздники», «Животные в зоопарке», «Игрушки».
Вариант 3
Если предлагаете ученикам придумать историю, то на доске вы можете выложить флэшкарты в том порядке, в котором новые слова должны упоминаться в рассказе.
К этой теме у нас есть дополнительные материалы:
3. Карточки с планом как опора
Кроме картинок, учащимся можно предложить план высказывания. Для того чтобы план выглядел привлекательно, рекомендуем использовать стикеры на онлайн-доске.
Пронумеруйте пункты плана. Формулировать план можно с помощью:
- начала фразы;
- ключевого слова;
- вопросов.
Начало фразы рекомендуем предлагать ученикам 2 и 3 классов, а ключевые слова и вопросы подойдут учащимся 3 и 4 классов. Посмотрите, как могут выглядеть три варианта плана для одного задания.
4. Схемы как опора
Когда ваши студенты уже привыкли к работе с опорами, вы можете предложить работу по схеме. Схема предлагает тот же план или последовательность картинок, но с акцентом на логику рассказа.
Рекомендуем привлекать ваших учеников к составлению схем, потому что это развивает логическое мышление.
Последовательность работы над схемой:
- Предложите короткий текст и схему к нему, но элементы схемы перемешайте. Учащемуся необходимо совместить часть схемы и абзац текста.
- Далее предложите схему, но несколько элементов уберите. Задача ученика — вставить элементы (текст или картинки) в нужное место.
- Покажите схему и расскажите историю, намеренно допустив ошибки в логике. Задача студента — понять, где ошибка.
- Ученик отвечает, используя предложенную схему. Для наглядности вы можете обводить каждый элемент схемы, когда студент его проговорил.
Это авторская разработка Анны Тетериной. Она делится файлом с вами.
Рекомендуем посвятить работе над схемой в первый раз отдельный урок, а в дальнейшем предлагать готовую схему.
Включайте упражнения на составление схемы повествования при работе с текстами, тогда опора в виде схемы не покажется студенту непривычной.
Эти виды опор помогут вашим ученикам увереннее себя чувствовать в говорении. Помните, что постепенно количество и объем опор нужно сокращать в зависимости от прогресса ваших студентов. Желаем продуктивных уроков!