В современном мире ключевым аспектом образовательной сферы является поиск и применение инновационных методов обучения. Понятия «обучение» и «методика преподавания» тесно связаны между собой. Одно невозможно без другого. Сколько же методик существует в образовательном процессе? Учителя уже давно сбились со счета.
На смену традиционным методам каждый год приходят более интерактивные и современные. Вы наверняка слышали такие новые слова и словосочетания, как «коммуникативная методика», «активный метод обучения», «интерактивный метод обучения, «проектное обучение», «разбор кейсов», «мастермайнд», «нетворкинг». Их часто используют маркетологи для продвижения на рынке услуг репетиторов и онлайн-школ и привлечения учащихся. Они звучат круто и современно, но что действительно за ними стоит?
Начнем с терминов. Метод — это способ достижения какой-либо цели, совокупность приемов работы учителя. Методика — это метод обучения. А методология — общее понятие, которое включает в себя и методы, и методики, и обучающие приемы.
Содержание:
- Коммуникативная методика
- Классификация методов обучения
- Активные методы обучения
- Интерактивные методы обучения
- Какой метод выбрать
Коммуникативная методика
Одна из наиболее популярных методик обучения иностранному языку. Исходя из названия понятно, что фокус в ней сделан на коммуникации. То есть основная задача учителя — научить ученика говорить.
Что важно помнить, если вы решили работать по этой методике:
- Избегаем использования русского языка. Упрощайте инструкции, объясняйте слова с помощью жестов и иллюстраций. Новую лексику вводите не списком слов с переводом, а через контекст.
- Побуждаем учащихся говорить как можно чаще. Задаем им вопросы с первых минут и оперативно вводим изучаемую грамматику и лексику в речь.
- Используем современные материалы. Видео и пособия, которые вы подбираете, должны быть актуальными, содержать «живую» речь.
Далее мы не будем делать фокус на иностранных языках, а поговорим о методиках, которые применяются при обучении любым предметам.
Также хотелось бы отметить, что в нашем блоге достаточно большое количество опубликованных материалов, посвященных обучению по тем или иным методикам, и после некоторых блоков мы будем оставлять гиперссылки, чтобы вы погрузились в интересную для вас тему. Поехали!
Классификация методов обучения
В учебном процессе принято использовать метода обучения трех групп: пассивные, активные и интерактивные. При пассивном обучении учитель выступает спикером, а учащиеся выполняют роль слушателя. Идеальный пример — лекция в университете.
«Имея опыт преподавания в университете и работы частным репетитором (английский и итальянский языки), могу проследить изменения в подходах к обучению в высшей школе и языкам. Классическая схема „учитель — ученик“ по-прежнему сохраняется. Это как раз и определяет направление передачи знаний. Изменилась именно форма обучения. Если раньше студенты выполняли пассивную роль и не участвовали в процессе „принятия“ знаний, то сейчас ситуация изменилась. Учащиеся активно взаимодействуют с преподавателями, делятся опытом, обмениваются знаниями друг с другом».
Активные и интерактивные методы часто объединяют. Есть те, кто не видит особой разницы между ними, но она все-таки есть. Активные методы обучения предполагают включение учащихся в диалог с педагогом, активное выполнение ими различного рода творческих заданий. Интерактивные же подразумевают активное взаимодействие учащихся друг с другом.
Активные методы обучения
Это достаточно большая группа приемов, которые помогают сделать процесс обучения интересным и эффективным (не зря методы называются активными). О них заговорили в начале 60-х годов прошлого века, но своей актуальности они не потеряли и по сей день. Для удобства мы составили небольшую таблицу.
Способ получения знаний | Ученики «добывают» знания самостоятельно |
Способ получения обратной связи | Открытая и формирующая, отсутствуют тесты и контрольные |
Презентация
Самый простой пример активного метода обучения. Уже пару десятилетий этот метод начал активно применяться в школе, и каждый пятиклассник мог подготовить презентацию и выступить с ней. Сейчас этим в школах никого не удивишь, и эту методику сложно назвать инновационной. Но время не стоит на месте: сервисы для подготовки презентаций совершенствуются, появляются новые форматы самих выступлений с презентациями, поэтому полностью списывать со счетов этот метод не стоит.
Мастермайнд
Это группа людей, которые объединяются, чтобы поддерживать друг друга и помогать. Важно, чтобы было создано пространство без осуждения. Оптимальное количество участников — от пяти до десяти. Метод активно используется в обучении взрослых людей, но с подростками его тоже можно протестировать.
Тренинг
Еще один метод активного обучения, который направлен на развитие различных умений. На тренинге дается немного теории, а большая часть времени уделяется отработке практических навыков.
Коучинг
Это индивидуальная программа развития для учащегося, которая нацелена на то, чтобы раскрыть потенциал человека, научить его учиться.
«Со взрослыми людьми лучше работает языковой коучинг. Он мне нравится тем, что помогает эффективно и быстро достигать целей, а именно это чаще и требуется взрослым ученикам. Такой подход подразумевает не занятия два раза в неделю, а постоянную поддержку. Я помогаю ученикам погрузиться в среду, подбираю нужные техники и методики, а также задания, которые они сами могут выполнять в свободное время. И ученики кайфуют от процесса изучения языка и видят свой прогресс».
В блоге есть пара материалов по теме:
Разбор кейсов
Кейс-метод также является одной из наиболее популярных методик обучения, особенно в андрагогике. Сам по себе кейс, как правило, описывает проблемную ситуацию из какой-либо сферы, точного решения которой не существует. Для решения кейсов требуются нестандартные идеи и решения, к которым зачастую проще прийти в команде. Но бывают и личные кейсы. К примеру, часто их просят решить на собеседовании.
«Сейчас популярным методом стал разбор кейсов. Мы применяем его в бизнес английском, где студент может предложить решения ситуации. Кейсы всегда неоднозначные, можно предлагать массу интересных лайфхаков, дискутировать, доказывать. Часто студент знает многое о бизнесе и с удовольствием делится своим опытом».
Mindmap
Интеллект-карты — отличный метод обучения, который помогает визуализировать материал. В процессе составления таких карт человек учится раскладывать информацию по полочкам, наводить порядок среди моря информации и грамотно структурировать ее. Подробнее о методе — в статьях:
- Mind Mapping and Language Education
- Mind maps with YL: is it possible?
- Использование ментальных карт для изучения лексики
Интерактивные методы обучения
Brainstorm
Мозговой штурм тоже является популярной методикой обучения. Эта интерактивная образовательная технология стимулирует (как вытекает из названия) работу мозга и творческую активность учащихся. В процессе мозгового штурма важно делиться всеми идеями, которые приходят на ум, и именно таким образом можно найти максимально нетривиальные решения.
«Мозговой штурм используется на групповых уроках, когда нужно задействовать всех детей. Такой метод применяется для сплочения коллектива. Работая над проектом вместе, ученики находят нужные лайфхаки и свежие идеи для проекта. Главное — подобрать вовлекающие вопросы. Как вариант — использовать доску Miro, где каждый ученик оставляет стикер со своей идей или рекомендацией, а в конце разделиться на команды и обсудить то, что получилось».
Ролевая игра
О важности использования игр в процессе обучения говорили многие педагоги, в том числе небезызвестный Эльконин. Он считал, что именно игра выступает средством развития умственных действий, мотивации и потребностей.
Ролевая игра позволяет примерить на себя другую роль, что очень важно для развития критического мышления, навыков экологичной коммуникации и всего того, что в настоящий момент высоко оценивают работодатели в любой сфере. Учителям английского будут полезны материалы по теме:
Проектное обучение
В это трудно поверить, но метод проектов начал активно внедряться в обучение больше ста лет назад.
Главные принципы проектного обучения — это самостоятельность и совместное обучение. Также важно, чтобы задачи, над которыми работают студенты, были значимыми для реальной жизни, а обучение было активным процессом, предполагающим рефлексию, использование имеющегося опыта и накопление нового. Проектное обучение привлекает универсальностью: метод отлично применим как с дошколятами, так и со взрослыми учащимися.
Ранее мы уже писали полезные материалы на данную тему:
Дискуссия, дебаты, круглый стол
Как бы мы ни назвали этот прием, суть его сводится к тому, что это групповой метод обучения, которой предполагает коллективное обсуждение. В дискуссии можно отлично прокачать «гибкие» навыки и умение работать в команде.
Если вы любите подискутировать, использую этот метод в работе. Подробнее о нем можно почитать здесь:
Какой метод выбрать
Многие педагоги знакомы с методиками, описанными выше, но в силу отсутствия опыта боятся применять их на практике. Кто-то же, напротив, в погоне за эффективностью на занятиях пытается применить все и сразу. Истина где-то посередине. Не нужно бояться новшеств, но и перебарщивать с интерактивностями тоже не стоит.
Важно учитывать, с какой возрастной категорией и в каком образовательном сегменте вы работаете, и оценивать уместность метода обучения, перед тем как внедрить его в образовательный процесс. Мы спросили профессиональных преподавателей и по совместительству авторов нашего блога о том, к какому методу они обращаются чаще всего.
«Более пяти лет на уроках английского с дошкольниками я занимаюсь всесторонним развитием детей с помощью CLIL-методики. Мы познаем мир, учимся анализировать, проводим опыты, делаем поделки, и все это с полным погружением в языковую среду. Занятия проходит в игровой форме. Такие занятия не только повышают уровень английского, но и расширяют кругозор. Каждый раз дети приходят в восторг от того, что они узнают что-то новое о мире вокруг них».
«Когда я преподавала в университете, то извлекла из прошлого опыта, будучи студенткой, важный урок: говори, но и позволяй другим говорить. Поэтому в процессе чтения лекций всегда старалась добавлять интерактивные элементы, среди которых:
— Опрос аудитории в начале лекции (это мог быть обмен новостями и их обсуждение).
— Доклады студентов, в которых они не только применяют уже имеющиеся знания, но и развивают когнитивные навыки.
— Проектная деятельность: участие в решение кейсов, задач, которые направлены на развитие навыков и компетенций в профессиональной сфере.
— В процессе обсуждения теоретических аспектов всегда задавала вопросы студентам на осмысление этих понятий, концепций. Как правило, теоретические темы всегда навевают скуку, и только в процессе обсуждения того, как мы эти понятия можем связать с реальностью, не позволяла студентам заскучать.
— „Выходить в поля“: студенты должны были решить кейсы, находясь в процессе выполнения реальных задач, среди которых — организация мероприятий, написание текстов по профессиональной тематике и прочее».
Надеемся, наше описание методик преподавания поможет вам найти новые профессиональные ориентиры и расширить существующие границы в обучении. Успехов вам на занятиях!