04.12.2023
5561
0

Новые методики преподавания английского и других предметов

В современном мире ключевым аспектом образовательной сферы является поиск и применение инновационных методов обучения. Понятия «обучение» и «методика преподавания» тесно связаны между собой. Одно невозможно без другого. Сколько же методик существует в образовательном процессе? Учителя уже давно сбились со счета. 

Всего 4 голосовых отделяют
вас от Skyeng!

Рассказываем, как записать аудиоинтервью и пройти отбор в команду.

Подробнее
vector 9 Skyteach

На смену традиционным методам каждый год приходят более интерактивные и современные. Вы наверняка слышали такие новые слова и словосочетания, как «коммуникативная методика», «активный метод обучения», «интерактивный метод обучения, «проектное обучение», «разбор кейсов», «мастермайнд», «нетворкинг». Их часто используют маркетологи для продвижения на рынке услуг репетиторов и онлайн-школ и привлечения учащихся. Они звучат круто и современно, но что действительно за ними стоит?

Начнем с терминов. Метод — это способ достижения какой-либо цели, совокупность приемов работы учителя. Методика — это метод обучения. А методология — общее понятие, которое включает в себя и методы, и методики, и обучающие приемы.

Интересно, что не так давно, в 2021 году, аналитики в сфере образования прогнозировали развитие таких инновационных технологий, как видеообучение, геймификация, подкастинг, самостоятельное обучение, дополненная реальность и чат-боты. В 2023 году мы видим, что эти методы не просто закрепились в обучающих программах, но уже даже стали чем-то обыденным и естественным в рамках процесса обучения. Разберем те методики, о которых активно говорят в наши дни.

Содержание:

Станьте преподавателем направления Skyeng Premium! Здесь опытные учителя готовят учеников к международным экзаменам и получают повышенное вознаграждение.

Подробнее
premium 2 Skyteach

Коммуникативная методика

Одна из наиболее популярных методик обучения иностранному языку. Исходя из названия понятно, что фокус в ней сделан на коммуникации. То есть основная задача учителя — научить ученика говорить.

Что важно помнить, если вы решили работать по этой методике:

  • Избегаем использования русского языка. Упрощайте инструкции, объясняйте слова с помощью жестов и иллюстраций. Новую лексику вводите не списком слов с переводом, а через контекст. 
  • Побуждаем учащихся говорить как можно чаще. Задаем им вопросы с первых минут и оперативно вводим изучаемую грамматику и лексику в речь.
  • Используем современные материалы. Видео и пособия, которые вы подбираете, должны быть актуальными, содержать «живую» речь.
Хотите познакомиться с другими методиками? Ранее мы уже публиковали материал о лучших методиках преподавания английского для репетиторов

Далее мы не будем делать фокус на иностранных языках, а поговорим о методиках, которые применяются при обучении любым предметам.

Также хотелось бы отметить, что в нашем блоге достаточно большое количество опубликованных материалов, посвященных обучению по тем или иным методикам, и после некоторых блоков мы будем оставлять гиперссылки, чтобы вы погрузились в интересную для вас тему. Поехали!

Классификация методов обучения

В учебном процессе принято использовать метода обучения трех групп: пассивные, активные и интерактивные. При пассивном обучении учитель выступает спикером, а учащиеся выполняют роль слушателя. Идеальный пример — лекция в университете. 

cropped msg 4040641518 31956 round 1 Skyteach
Кануло ли пассивное обучение в небытие? Своим опытом делится Анастасия Юферева, кандидат филологических наук, докторант 2 курса университета коммуникаций и языков (Милан, Италия):

«Имея опыт преподавания в университете и работы частным репетитором (английский и итальянский языки), могу проследить изменения в подходах к обучению в высшей школе и языкам. Классическая схема „учитель — ученик“ по-прежнему сохраняется. Это как раз и определяет направление передачи знаний. Изменилась именно форма обучения. Если раньше студенты выполняли пассивную роль и не участвовали в процессе „принятия“ знаний, то сейчас ситуация изменилась. Учащиеся активно взаимодействуют с преподавателями, делятся опытом, обмениваются знаниями друг с другом».

Активные и интерактивные методы часто объединяют. Есть те, кто не видит особой разницы между ними, но она все-таки есть. Активные методы обучения предполагают включение учащихся в диалог с педагогом, активное выполнение ими различного рода творческих заданий. Интерактивные же подразумевают активное взаимодействие учащихся друг с другом.

Активные методы обучения 

Это достаточно большая группа приемов, которые помогают сделать процесс обучения интересным и эффективным (не зря методы называются активными). О них заговорили в начале 60-х годов прошлого века, но своей актуальности они не потеряли и по сей день. Для удобства мы составили небольшую таблицу.

Способ получения знанийУченики «добывают» знания самостоятельно
Способ получения обратной связиОткрытая и формирующая, отсутствуют тесты и контрольные

Презентация 

Самый простой пример активного метода обучения. Уже пару десятилетий этот метод начал активно применяться в школе, и каждый пятиклассник мог подготовить презентацию и выступить с ней. Сейчас этим в школах никого не удивишь, и эту методику сложно назвать инновационной. Но время не стоит на месте: сервисы для подготовки презентаций совершенствуются, появляются новые форматы самих выступлений с презентациями, поэтому полностью списывать со счетов этот метод не стоит. 

Мастермайнд

Это группа людей, которые объединяются, чтобы поддерживать друг друга и помогать. Важно, чтобы было создано пространство без осуждения. Оптимальное количество участников — от пяти до десяти. Метод активно используется в обучении взрослых людей, но с подростками его тоже можно протестировать.

Тренинг

Еще один метод активного обучения, который направлен на развитие различных умений. На тренинге дается немного теории, а большая часть времени уделяется отработке практических навыков.

В нашем блоге есть описание интересной активности для преподавательского тренинга, которое поможет взглянуть на занятия под другим углом: Mingling activity на тренинге для преподавателей.

Коучинг

Это индивидуальная программа развития для учащегося, которая нацелена на то, чтобы раскрыть потенциал человека, научить его учиться.

maria 220x220 1 Skyteach
Своим опытом поделилась Мария Цедрик, сертифицированный преподаватель (TKT 2, 3; YL; CELTA):

«Со взрослыми людьми лучше работает языковой коучинг. Он мне нравится тем, что помогает эффективно и быстро достигать целей, а именно это чаще и требуется взрослым ученикам. Такой подход подразумевает не занятия два раза в неделю, а постоянную поддержку. Я помогаю ученикам погрузиться в среду, подбираю нужные техники и методики, а также задания, которые они сами могут выполнять в свободное время. И ученики кайфуют от процесса изучения языка и видят свой прогресс».

В блоге есть пара материалов по теме:

Разбор кейсов

Кейс-метод также является одной из наиболее популярных методик обучения, особенно в андрагогике. Сам по себе кейс, как правило, описывает проблемную ситуацию из какой-либо сферы, точного решения которой не существует. Для решения кейсов требуются нестандартные идеи и решения, к которым зачастую проще прийти в команде. Но бывают и личные кейсы. К примеру, часто их просят решить на собеседовании.

cropped olesya yaresko 220x220 1 Skyteach
Олеся Яресько, дипломированный практикующий переводчик, методист, преподаватель (направление Adults/Teens):

«‎Сейчас популярным методом стал разбор кейсов. Мы применяем его в бизнес английском, где студент может предложить решения ситуации. Кейсы всегда неоднозначные, можно предлагать массу интересных лайфхаков, дискутировать, доказывать. Часто студент знает многое о бизнесе и с удовольствием делится своим опытом».
Посмотрите материал в нашем блоге — возможно, он пригодится вам в работе: Метод кейсов в обучении английскому языку

Mindmap

Интеллект-карты — отличный метод обучения, который помогает визуализировать материал. В процессе составления таких карт человек учится раскладывать информацию по полочкам, наводить порядок среди моря информации и грамотно структурировать ее. Подробнее о методе — в статьях:

Интерактивные методы обучения

Brainstorm

Мозговой штурм тоже является популярной методикой обучения. Эта интерактивная образовательная технология стимулирует (как вытекает из названия) работу мозга и творческую активность учащихся. В процессе мозгового штурма важно делиться всеми идеями, которые приходят на ум, и именно таким образом можно найти максимально нетривиальные решения.

cropped olesya yaresko 220x220 1 Skyteach
Олеся Яресько:

«Мозговой штурм используется на групповых уроках, когда нужно задействовать всех детей. Такой метод применяется для сплочения коллектива. Работая над проектом вместе, ученики находят нужные лайфхаки и свежие идеи для проекта. Главное — подобрать вовлекающие вопросы. Как вариант — использовать доску Miro, где каждый ученик оставляет стикер со своей идей или рекомендацией, а в конце разделиться на команды и обсудить то, что получилось».

Ролевая игра

О важности использования игр в процессе обучения говорили многие педагоги, в том числе небезызвестный Эльконин. Он считал, что именно игра выступает средством развития умственных действий, мотивации и потребностей.

Ролевая игра позволяет примерить на себя другую роль, что очень важно для развития критического мышления, навыков экологичной коммуникации и всего того, что в настоящий момент высоко оценивают работодатели в любой сфере. Учителям английского будут полезны материалы по теме:

Проектное обучение

В это трудно поверить, но метод проектов начал активно внедряться в обучение больше ста лет назад.

Интересно, что в 20-е годы прошлого столетия этот метод применялся в ходе педагогических экспериментов. Сегодня учителя по-прежнему его используют. У проектного обучения множество плюсов, главный из которых — развитие soft skills. В процессе работы над проектом студенты объединяются, учатся работать в команде и доводить начатое до конца. 

Главные принципы проектного обучения — это самостоятельность и совместное обучение. Также важно, чтобы задачи, над которыми работают студенты, были значимыми для реальной жизни, а обучение было активным процессом, предполагающим рефлексию, использование имеющегося опыта и накопление нового. Проектное обучение привлекает универсальностью: метод отлично применим как с дошколятами, так и со взрослыми учащимися.

Ранее мы уже писали полезные материалы на данную тему:

Дискуссия, дебаты, круглый стол

Как бы мы ни назвали этот прием, суть его сводится к тому, что это групповой метод обучения, которой предполагает коллективное обсуждение. В дискуссии можно отлично прокачать «гибкие» навыки и умение работать в команде.

Если вы любите подискутировать, использую этот метод в работе. Подробнее о нем можно почитать здесь:

Какой метод выбрать

Многие педагоги знакомы с методиками, описанными выше, но в силу отсутствия опыта боятся применять их на практике. Кто-то же, напротив, в погоне за эффективностью на занятиях пытается применить все и сразу. Истина где-то посередине. Не нужно бояться новшеств, но и перебарщивать с интерактивностями тоже не стоит. 

Важно учитывать, с какой возрастной категорией и в каком образовательном сегменте вы работаете, и оценивать уместность метода обучения, перед тем как внедрить его в образовательный процесс. Мы спросили профессиональных преподавателей и по совместительству авторов нашего блога о том, к какому методу они обращаются чаще всего.

maria 220x220 1 Skyteach
Мария Цедрик:

«‎Более пяти лет на уроках английского с дошкольниками я занимаюсь всесторонним развитием детей с помощью CLIL-методики. Мы познаем мир, учимся анализировать, проводим опыты, делаем поделки, и все это с полным погружением в языковую среду. Занятия проходит в игровой форме. Такие занятия не только повышают уровень английского, но и расширяют кругозор. Каждый раз дети приходят в восторг от того, что они узнают что-то новое о мире вокруг них».
cropped msg 4040641518 31956 round 1 Skyteach
Анастасия Юферева:

«Когда я преподавала в университете, то извлекла из прошлого опыта, будучи студенткой, важный урок: говори, но и позволяй другим говорить. Поэтому в процессе чтения лекций всегда старалась добавлять интерактивные элементы, среди которых:

— Опрос аудитории в начале лекции (это мог быть обмен новостями и их обсуждение).
— Доклады студентов, в которых они не только применяют уже имеющиеся знания, но и развивают когнитивные навыки.
— Проектная деятельность: участие в решение кейсов, задач, которые направлены на развитие навыков и компетенций в профессиональной сфере.
— В процессе обсуждения теоретических аспектов всегда задавала вопросы студентам на осмысление этих понятий, концепций. Как правило, теоретические темы всегда навевают скуку, и только в процессе обсуждения того, как мы эти понятия можем связать с реальностью, не позволяла студентам заскучать.
— „Выходить в поля“: студенты должны были решить кейсы, находясь в процессе выполнения реальных задач, среди которых — организация мероприятий, написание текстов по профессиональной тематике и прочее».

Надеемся, наше описание методик преподавания поможет вам найти новые профессиональные ориентиры и расширить существующие границы в обучении. Успехов вам на занятиях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×