Как помочь ученику преодолевать неудачи в процессе обучения

Как помочь ученику преодолевать неудачи в процессе обучения

Зачастую ученики теряют веру в свои силы, особенно когда не справляются с заданиями: не могут запомнить слова, не слышат речь спикера, не могут связно высказаться, пишут с большим количеством ошибок… Студенты расстраиваются, и их мотивация снижается. Учитель также чувствует ответственность за сложившуюся ситуацию и пытается найти выход.
Как же помочь обучающемуся поверить в себя? Рассмотрим три простых шага.

1. Создавайте ситуации успеха

Студентам необходимо выполнить сложное задание, чтобы достичь новых вершин. Если у студента происходит серия неудач, помогите ему почувствовать себя победителем в любом случае. Как это сделать?

а) адаптируйте материал

Намеренно упростите какое-то из заданий. Вместо “заполните пропуски словами, которые вы услышите” — “на какие темы говорят герои в аудировании”. Упрощайте не текст для прослушивания, а инструкцию к нему. Не стоит прибегать к этой технике часто, ученики время от времени должны сталкиваться со сложными упражнениями.

b) используйте больше scaffolding

Создавайте опоры для говорения. Не стоит просить рассказывать об отпуске сходу. Для начала дайте пример монолога. Затем покажите опорные фразы и картинку с туристами.
Например, go sightseeing, take a lot of pictures, buy many souvenirs, go shopping, rent an apartment, stay for 2 weeks. Студент использует эти слова, чтобы рассказать сначала о людях, которых он видит на фото. Затем описывает свой отпуск c опорными выражениями. Можно убрать слова и попросить рассказать то же самое, но уже без опоры. В итоге, на третий раз монолог уже пройдёт гладко.
Прежде чем практиковать грамматику, помогите слабым учащимся с лексикой. Например, задание What are the people doing?

что делают люди на картинке2

Здесь две сложности: be+ Ving и слова, не все из которых ученик помнит. Вначале попросите назвать только действия, которые он видит. Например, ride a bike, take a picture. А затем уже поставить слова в необходимую грамматическую форму: They are riding a bike.
С такой опорой студент почувствует, что может достичь результат.

с) предлагайте задания без единственно правильного ответа

Например,
Odd one out
moustache curly red wavy
Какое слово лишнее? Трудно сказать однозначно: “curly, red and wavy are about hair. Moustache is only for men.”
Но мой студент сказал, что “red is a colour and it’s not only about hair”.
Если ученик сможет обосновать свой ответ, то зачем с ним спорить, что в Teacher’s book написано по-другому. Ведь цель задания (повторение лексики и говорение) достигнута.
В таком задании учащиеся не боятся сделать ошибку, потому что нет единственного правильного решения.

2. Способствуйте позитивному мышлению

Важно верить в потенциал студента. Профессор Carol Dwerck говорит от том, что успешные люди имеют Growth mindset: они рассматривают “успех как следствие усердной работы”, “каждый может улучшить свои навыки со временем”, “вызовы — это возможность развиваться”.
Такие представления должны быть и у ваших студентов. Мотивируйте их на успех и поощряйте воспринимать неудачи, как возможность научится чему-то новому. Боритесь с заблуждениями “мне не дано”, “я тупой”. Всё в их силах, необходимо лишь постараться.
Также профессор Дверк говорит, что хвалить необходимо не за умственные способности, а за старания: “I can see that you have worked really hard today at this task! Good job!” Такая похвала подбодрит студента даже, если у он не достиг результата.

3. Practice makes it perfect

Неудачи часто возникают, если учащийся не уделяет достаточно внимания занятиям. Занимается слишком редко: менее 2-3 раз в неделю, пропускает уроки, не выполняет домашнее задание, не тренирует слова.
Выходом из сложившейся ситуации будет или увеличение количества занятий, их продолжительности, или больше самостоятельной работы. Иначе, быстрых результатов не будет.

А как вы помогаете ученикам преодолевать неудачи?

 

Юлия Белоног

 

Related Post

  • Katya Shenberg

    спасибо! мне тоже odd one out этим и нравится, что нет правильного ответа)). только я не умею в группе его применять.
    и последнее хотелось бы прокомментировать да и всю статью в целом, точнее поставить вопрос: есть ли шансы в обычно общеобразовательной школе создавать ситуации успеха, но при этом оценивать работу учеников адекватными отметками? ведь он скажет — я же сделал, почему не 5? а то, что это задание на уровень 5 класса, а он в 7-м, например, то как скажешь, будет другой вопрос, а почему не другое задание дали — и что отвечать — потому что ты не тянешь? нет, конечно. но просто интересно…извините за риторику тут)

    • Yulia Belonog

      Спасибо за вопросы! По поводу odd one out, как я его в группе использовала в оффлайне: дала задание, разбила на пары и дала время обсудить. В это время нужно мониторить и обратить внимание на самые оригинальные объяснения. Затем, проверяя ответы, вызываю по очереди тех, у кого услышала интересные полные объяснения. Спрашиваю у других, согласны ли они. Если не согласны, ученики должны объяснить почему. Стараюсь вообще не критиковать, когда объяснение логичное. А если неправильно или нелогично говорю мягко с улыбкой: «Maybe… but let’s listen to other variants.» И все счастливы)))
      Ситуации успеха не исключают оценивание. Я знаю, что у гос учреждениях их необходимо ставить. Можно периодически, чтоб поднять боевой дух как говорится, создавать ситуации успеха. Scaffolding- это вообще милое дело, помогает слабым ученикам высказаться и повысить мотивацию.
      Некоторые задания можно не оценивать,а выполнить вместе и похвалить всех. На одном из семинаров предлагали такое задание для того чтобы «утешить» слабеньких.
      Задание 1
      Учитель показывает карточку и просит поднять руку тех, кто помнит что это на картинке. Ученики подняли руки, но преподаватель не вызывает поименно. Он,например, может назвать слово сам.
      Задание 2
      Учитель называет слово на картинке. Если правильно, то ученики подпрыгивают. Слабые могут смотреть на более сильных и повторять за ними. Заодно, и слова запомнят пока попрыгают.
      Т.е. эти задания нужно использовать время от времени.