31.01.2018
922
1

Как научить соблюдать баланс между скоростью и правильностью речи

Уже никто не отрицает, что баланс между скоростью (fluency) и правильностью речи (accuracy) очень важен и требует постоянной практики. Но что подразумевают эти два понятия и как преподавателю найти данный баланс?

Оба навыка – продуктивные навыки студента. Скорость отвечает за быстроту и «гладкость» речи, а правильность – за грамотно построенные предложения и уместно использованные слова. Разберемся детальнее:

Правильность речи – своеобразный механизм языка и для его овладения студенту потребуется:

  • Четко и ясно выговаривать слова в устной речи, грамотно их писать;
  • Строить речь без грамматических ошибок;
  • Использовать речь/стиль согласно контексту или ситуации (соблюдение стиля).

Скорость отвечает за связность и «течение» речи. Предложения должны выговариваться как можно более ровно, с наименьшим количеством пауз, без неуместных остановок. Кроме того, скорость – это еще и умение быстро реагировать на вопросы и информацию во время беседы. Это и вовлеченность студента в беседу, умение самому задавать неожиданные вопросы, шутить. Среди факторов, которые влияют на скорость речи (как, например, изучаемый новый материал должен быть отработан перед тем, как студенты смогут свободно и быстро его использовать в устной речи и т.д.). Но также важен автоматизм. Именно этот фактор влияет на скорость речи больше всего, ведь тогда студенты не задумываются над структурами речи, над подходящей лексикой… Они говорят так, потому что так говорили уже 100 раз на занятиях и их речевой аппарат привык к данным конструкциям.

Что важнее и с чего начать?

Наверняка, есть преподаватели, которые твердо считают, что начинать и делать акцент нужно на правописании, грамматике, правильно построенных предложениях, скорость же придет сама по себе, со временем. А, может, и не придет. Другие же считают, что с помощью специальных методик самое главное – развить скорость, и не важно, правильно ли учащийся пишет и читает, правильно ли ставит ударения в словах. Самое важное – студент может без проблем адаптироваться в языковой среде, быстро реагировать на информацию и т.д. Правильность же появится тогда, когда кто-то будет исправлять ошибки учащегося и обращать его внимание на них.

У обоих подходов есть свои преимущества, и их можно и нужно использовать, если задана конкретная цель обучения (например, научиться правильно писать научные статьи / сдать грамматический письменный тест/ выступить перед аудиторией с презентацией / пройти устный тест на работе и т.д.). Мы же рассмотрим подход, который утверждает, что необходимость баланса между скоростью и правильностью – залог успешного и гармоничного обучения английскому языку. Для наглядного понимания посмотрите отрывок урока, в котором английский изучается не как второй язык, но техники можно применить и в esl.

В большинстве случаев главная цель студента – научиться правильно и свободно использовать язык (не только разговаривать). С чего же начать? Зависит от уровня. Согласитесь, сложно работать над скоростью с начинающим студентом, у которого запас слов не позволяет построить предложение. Но если преподаватель работает с Pre-Intermediate и выше, то следует сфокусироваться на работе над скоростью в первую очередь, параллельно исправляя ошибки студента. Почему скорость, а не правильность? – Ответ простой: скорость как навык развивается дольше, чем правильность, и для достижения баланса между ними следует обращать внимание на скорость больше и чаще, особенно на старших уровнях.

Отрабатываем баланс между accuracy and fluency:

  1. Выученную лексику не оставляйте на следующее занятие, практикуйте сразу же. Выберите 3-5 типов заданий, во время которых студенты повторят новые слова как можно большее количество раз.
  2. Один из самых эффективных способов – использовать выученный материал, рассказывая о себе. Подберите в качестве задания тему, в которой каждый студент сможет высказать свое мнение и одновременно использовать ключевую структуру (например, структуры условных предложений или Present Perfect: What would you do if…?/ Have you ever been to…? )
  3. Практикуйте скороговорки. Как бы весело это не звучало, но это работает. Если студенты могут прочесть предложение без особого смысла (т.е. скороговорки) быстро и четко, то значит предложения, наполненные смысла, дадутся им еще проще. Большую коллекцию найдете здесь.
  4. Читайте вслух для студентов. Будьте для них role model, практикуйте drilling. В качестве альтернативы аудиозапись может заменить преподавателя. Затем попросите использовать те же ключевые структуры в semi-controlled и freer practice.
  5. Не забывайте подбадривать, мотивировать студентов, ведь для многих проблема скорости – языковой барьер, боязнь ошибиться. Возможно, преподавателю нужно будет выступить в роли лингвокоуча. Детальнее читайте в нашем материале о коучинговом подходе.
  6. Правильные формы контроля и фидбеки. Во время freer practice не перебивайте студентов, не исправляйте их ошибки в каждом предложении, и не помогайте им, если они сами не обращаются за помощью. Самые важные ошибки, особенно если они касаются ключевой темы, запишите на доске и обсудите после практики. Это даст возможность отработать скорость и напомнит о правильности. Больше идей по отработке баланса между скоростью и правильностью найдете по ссылке.
Комментарии (1)
  • Фото аватара
    маруся

    Спасибо большое. Ваша статья еще раз мне напомнила о важности хоровой работы в классе

    23.09.2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×