Мы уже много писали о работе с детьми, подростками, взрослыми. Настала пора поговорить о совершенно иной категории — о корпоративных студентах. Наш методист, Нина Сворак, “по самым горячим следам” делится своим преподавательским опытом работы в Европе и некоторыми полезными практическими советами.
Не думаю, что корпоративный студент отличается в разных странах (скорее условия, методики, специфика компаний и культурные особенности), но именно здесь я встретилась с ним впервые в своей практике. Так сложилось, что в офлайн преподавании последние несколько лет мне попадаются корпоративные студенты, как индивидуальные занятия, так и мини-группы. Поначалу мне казалось, что шестилетний опыт работы с группами в языковой школе мне на 100 % даст ответы на все мои вопросы. Но, оказалось, что корпоративный клиент (студент), изучающий английский, отличается от такого же, который учится в частной школе вне своей компании. Тогда мне пришлось заново открывать книги, и не только по практике преподавания, но и по маркетингу, менеджменту, коучингу, этике, этикету, бизнес переписке и т.д. Все это вместе с усердной работой помогло мне нарисовать “портрет корпоративного студента” и определить, что же с ним делать.
Кто такой корпоративный студент для преподавателя английского языка?
Это студент, который имеет возможность изучать иностранный язык как бонус от компании, в которой он работает. Соответственно, компания платит за студента и может требовать подтверждение о прохождении материала / уровня от сотрудника. Что нужно помнить:
- такой студент часто (но не всегда!) мало мотивирован (часто из-за очевидного “за меня ведь компания платит”);
- в большинстве случаев на момент первого занятия все студенты в группе друг друга знают или хотя бы заочно знакомы (и именно преподавателю выпадет самый большой челендж, ведь он всех видит в первый раз);
- скептически настроен на выполнение домашних и дополнительных заданий;
- большинство занятий проходят в рабочее время (перед / во время / после работы);
- основная цель — “разговорная практика”: ведь даже если они и приходят без особой мотивации, то цель от компании все равно поставлена “вести переговоры”, “вести деловую переписку”, “общаться с иностранными клиентами/поставщиками” и т.д.;
- редко захотят изучать грамматику, считают это пустой тратой времени;
- придирчивы в темах для обсуждений;
- предпочитают раздаточный материал книгам.
Лайфхаки преподавания корпоративным студентам или на что обратить внимание в подготовке и проведении занятия:
- четкий план и цель занятия: даже если студенты пришли просто поболтать и отдохнуть от работы, именно преподаватель может задать тон и настроить группу на нужную работу, поэтому не поддавайтесь на провокации “давайте просто поболтаем”. Хотя если ученики приходят с интересной идеей для обсуждения, почему бы ее мудро не использовать для “agree / disagree hot debates”?!
- не забывайте о легком warm-up: каждый придет к вам обдумывая свои незаконченные проекты, недосчитанные сметы, запланированный звонок в Кению и т.д. Задача преподавателя — отвлечь от этих мыслей и быстро перенаправить их в урок;
- на первом же вводном занятии проведите опрос о мотивации и целях каждого в изучении английского, а при их отсутствии попытайтесь помочь найти “дополнительные” бонусы от проведения времени на занятии; задайте тон группе и курсу, установите правила сотрудничества и придерживайтесь их сами в первую очередь (не опаздывать, например);
- организуйте работу таким образом, чтоб список тем для изучения шел не от преподавателя, а от учеников: для этого также предпочтительно на первом занятии составьте список вместе целой группой — и студент чувствует пользу от занятий и его интересы учтены, и преподаватель не занимается “никому ненужной работой”;
- грамматика? как же без нее? Вот только лучше бы не называть многие задания “грамматическими” при студентах, многих это отталкивает и психологически стопорит. Лучше не акцентировать внимание на названии времен, а скорее на функции той или иной структуре в контексте. И, конечно же, никаких скучных упражнений, они были у ребят в школе, университете. Грамматика должна быть в разговорной речи, поэтому минимум времени на объяснение, и максимум на отработку;
- И самое важное: перед сотрудничеством с корпоративными студентами будет не лишним хорошо подготовиться, внимательно изучить, чем занимается их компания, какие сферы покрывает и в каком отделе работают ваши студенты. Не забудьте также углубиться в бизнес этику, этикет в общении, возможно, даже придется соблюдать дресс код.
Привет, Нина. У меня был опыт работы с группой сотрудников, занятых в социальных и маркет.проектах. Должна признаться, я с ними не справлялась. Возможно потому, что это был короткий период. Вы очень точно назвали болевые точки. Теперь для меня стали более очевидны причины моего поражения. Спасибо!
Юлия, спасибо за отзыв. Думаю, если в будущем Вам придется работать в таких компаниях, Вы справитесь. Удачи в работе!