Педагогика удивления

Педагогика удивления

В самом начале изучения английского студенты обычно не страдают отсутствием мотивации. Но как только начинается более глубокое освоение иностранного языка, появляются различные трудности в понимании предоставляемой информации, в этот момент может упасть уровень мотивации. Здесь преподавателю стоит уделить внимание тем инструментам, которые есть у него в наличии для мотивирования учащегося. Любовь к предмету у ученика связана с тем, насколько интересно и эмоционально учитель проводит занятия. Удивление помогает формировать заинтересованность и мотивированность ученика.

Удивление — признак небезразличного отношения к информации. 

Что такое педагогика удивления?

Педагогика удивления — это педагогика отношений, а не требований, так как учитель создает поле отношений для дальнейшей совместной познавательной деятельности. В основе педагогики удивления лежит принцип учета интересов, жизненной ситуации, особенностей и уровня развития, а также активности и свободы творчества. Педагогика удивления продолжает гуманистическое течение, где главной является личность как объект воспитания и обучения. 

Базовые элементы педагогики удивления: 

  1. Удивление фактом. Это приводит к  желанию узнать больше о данной информации и дальнейшей мотивации к самостоятельному поиску интересных фактов. Применительно к иностранному языку можно обратить внимание учащихся на особенности лексики, грамматики, культуры, традиции.Объясните им, что они имеют определенное значение, которое можно применить в более широком смысле. Например, не все ученики знают про левостороннее движение транспорта в Англии, а известная группа «Chainsmokers” на русский язык переводится как “заядлые курильщики”. 
  2. Удивление методом. Это то, как учитель преподносит информацию, владение инструментарием. Неординарная презентация  даже элементарной информации может вызвать удивление. Игры на уроках английского языка даже даже со старшим звеном приносит свои плоды незамедлительно – ученики быстро вовлекаются в игру, испытывая искреннее удивление. Обязательным элементом в конце урока является обратная связь от учеников. В моем классе висят три конверта разных цветов: красный, зелёный, желтый. В начале урока у ученика есть карточка с темой урока, в конце урока ученик отправляет карточку с темой в конверт, подписав на обратной стороне свою фамилию: в красный конверт- тема не была понятна; желтый – остались непонятные моменты в теме; зеленый – все понятно. Этот метод помогает мне выстроить следующие уроки в соответствии с полученной информацией от учеников. На следующем занятии я смогу сделать упор на заданиях по предыдущей теме, выполнять которые будут больше те учащиеся, которые положили свои карточки в красный и желтый конверты. 
  3. Удивление образовательной средой — это та среда, в которой происходит обучение ученика, помогающая выработать удивление, вторым этапом которого является удовлетворение удивления. Оформление кабинета наглядными таблицами, оформление стендов работами учащихся.
     Я часто привлекаю учащихся к объяснению материала урока своим одноклассникам, то есть учащиеся выступают в роли учителей. 
  4. Удивление собственным потенциалом учащегося — это самый сильный инструмент, позволяющий влиять на внутреннюю мотивацию. Например, в конце первого урока английского языка ученик понимает, что уже может поприветствовать собеседника и пройти первые этапы знакомства на языке. Собственный успех, достижение поставленных целей и удивление от того, что получилось, всегда мотивируют на дальнейшие подвиги. В данной ситуации надо правильно ставить промежуточные цели: в главной цели “научиться в речи использовать простое настоящее время” выделить ступени – первая ступень – “научиться строить повествовательные предложения”, дальше “составлять отрицательные предложения”. 

Продвижением данного направления активно занимается Степичев Петр Анатольевич кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской философии РГСУ. Его разработки включают в себя: 

  • ГрамИк (грамматический исследовательских кубик) – обучающая модель английского предложения –  интуитивно понятна, позволяет составлять разные вариации предложений.  

  • Учебные карточки «Неправильные глаголы» игра «Irregular verbs” – дана начальная форма глагола, прошедшая форма, причастия настоящего и прошедшего и перевод. Позволяет легко и в игровой интересной форме запомнить неправильные глаголы, можно использовать в группе и индивидуально, поможет родителям для проверки учащегося дома. 
  • Обучающая модель «3D ГрамИк»- панель со сменными панелями для чтения, изучения цифр, грамматики позволяют наглядно показать учащемуся построение грамматических конструкций,  более 500 предложений для комбинации. 

Принять педагогику удивления может только тот учитель, который сам способен удивляться фактам. 

Применяете ли вы на своих уроках педагогику удивления? Помогает ли этот инструмент для установки внутренней мотивации?


Беднова Ольга

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    840 22

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×