Пришел как-то студент к преподавателю английского языка, учился-учился — и научился. Звучит идеально, почти как «…и жили они долго и счастливо». К сожалению, в реальной жизни бывает так, что на этапе «учился-учился» студент потерял интерес. Расскажем, что в этом случае делать.

Почему так бывает

Иногда понимание причины — уже половина решения, так что перечислим возможные варианты:

Цель изучения английского языка была «не своя» — навязанная средой или родителями, позаимствованная у амбициозного приятеля или коллеги. Мечта, на основе которой формулировалась цель, была чужая студенту, как бы рекламная (например, многие мечтают «много путешествовать», но все ли и правда встают с дивана и готовы потратить солидную долю семейного бюджета на поездки?). Раз нет внутренней, «живой» цели или мечты — мотивация быстро заканчивается.

— Студенту оказалось сложнее учиться, чем он ожидал. Цели не удалось достигнуть сразу или простым/быстрым (читайте: волшебным) путем. Студент решает «ну и ладно!», или «значит, не судьба…», или «не дано мне, нет у меня способностей». Есть и менее банальная причина: ему слишком легко, а потому быстро становится скучно на занятиях или во время выполнения домашних заданий.

— Вмешались эмоции. Какой преподаватель не сталкивался с ситуацией, когда его студент влюблен, и голова у него совсем не на занятии, а где-то там, с будущей второй половинкой! Бывают и печальные причины, например, серьезная болезнь близкого человека.

— У студента изменились приоритеты: вдруг начался завал на работе, или начальник посулил повышение, если… У ребенка возникли трудности с учебой в школе, и нужно срочно решать проблему, чтобы не оставили на второй год. В общем, прежде примерному студенту просто не до вас и не до английского языка.

— Началось лето. Как бы сильно студенту ни нравилось заниматься английским языком, на дворе лето, и главное, чего хочется — гулять на свежем воздухе и лежать на пляже у водоема.

— «Непостоянный» студент — просто такой человек. Он быстро «загорается» и быстро остывает. Это может быть гиперактивность, ярко выраженное клиповое мышление, холерический темперамент. Или студент может оказаться «сканером»: английский язык он по-прежнему любит, но еще любит вязание крючком, парашютный спорт, блоггинг и игру на бирже.

— Студент признался себе в том, что ему все-таки не нравится преподаватель (то есть вы). Контакт найти не удалось, сработал субъективный, человеческий фактор. Так бывает. Вот только индивидуальные занятия — это как раз про постоянный «контакт»: когда появляется неприязнь к педагогу, в большинстве случаев исчезает интерес к предмету.

Что делать, если студент потерял интерес

Развеем иллюзии: волшебной таблетки нет, как и рецепта, сколько и чего «вешать в граммах». Каждый человек индивидуален, как индивидуальна и его ситуация, поэтому придется «назначать лечение»: а) в зависимости от причины; б) на основе гипотез, проб и экспериментов.

Последовательность действий может быть такой.

1. Выяснить причину

Большинство студентов постесняются признаться «в лоб». Сначала наблюдайте, задавайте вопросы, прислушайтесь к деталям в ответах. Если отношения доверительные, спросите прямо. Возможно, придется принять за аксиому одно из предположений и отталкиваться от него. В любом случае, многие их подсказок, которые перечислены далее, подойдут для борьбы сразу с несколькими причинами.

2. Не искать причину в себе

Даже если дело в том, что вы не нашли контакт со студентом, он не испытывает к вам необходимой для успешных занятий симпатии — это не ваша вина. Любой психолог скажет вам, что невозможно нравиться всем без исключения. Что до варианта «я недостаточно профессиональный преподаватель, поэтому ему стало скучно» — мы этот вариант не рассматриваем, по умолчанию (и справедливо!) считая, что если вы в Skyeng, значит, прошли отбор, обучение и достаточно квалифицированы.

3. Не обижаться на студента

Постарайтесь воздержаться от оценок и осуждения. Оценивание нам всем прививают в школе, и оно сидит так глубоко, что удержаться трудно. Но можно сделать 2 вещи:

— убедить себя, что никто нам ничего не должен (в том числе студент),

— поставить себя на место студента и вспомнить похожую жизненную ситуацию (когда вы к чему-то или кому-то утратили интерес, и как это вам самим приносило дискомфорт).

Когда удастся справиться с обидой, поищите в себе эмпатию и сочувствие: вашему студенту нелегко. Он нацелился на обучение, заплатил или продолжает платить деньги, а заниматься ему сложнее и скучнее, чем поначалу.

Именно с таким настроем (без осуждения и обиды) вам будет несложно сохранять для студента на занятиях атмосферу добра и принятия, которая — кто знает! — может вдохновить его на продолжение занятий.

4. Посоветоваться с руководителем или наставником

Нет ничего плохого в том, чтобы признаться в том, что студенту стало неинтересно, и попросить совета у человека, у которого больше опыта или который уже решал аналогичные проблемы вместе с другими преподавателями. Любой руководитель предпочтет узнать о возникших трудностях до того, как они станут непреодолимыми (например, студент бросит занятия).

5. Попытаться вернуть интерес

— Повышайте самооценку студента

Когда у нас что-то получается, нам это по умолчанию нравится. Студент, как и все мы, тщеславен. Возможно, придется некоторое время давать ему больше простых и знакомых заданий.

— Предлагайте выбор

Помните упрямых малышей, переживающих кризис трех лет? «Саша, ты пойдешь гулять в синей или зеленой шапке?». Если Саша перед этим упрямо настаивал на свободе попугаев желании пойти совсем без шапки, то теперь переключится на свои цветовые предпочтения. Кто-то скажет: манипуляция. Но во-первых, она во благо, а во-вторых, иногда людям нужен шанс красиво выйти из психологического противостояния/тупика. В нашем случае можно жонглировать вариантами домашних заданий или предлагать 2-3 варианта заданий на выбор во время занятий. Но помните: слишком широкий выбор — зло.

— Сместите акценты

Займитесь authentic learning — подчеркивайте практическое применение каждой новой темы, каждой новой частицы знания к реальной жизни. Ищите «эмоциональные крючки», которые продвинут студента вперед (выручит знание его хобби и интересов).

— Напоминайте о цели

Сработает, если цель еще актуальна, но делать это придется не в лоб, а вскользь.

— «Включите» веселье

Придумайте геймификацию, устройте челлендж, делайте отсылки к поп-культуре, занимайтесь больше тем, что весело. Некоторые педагогические решения могут не продвинуть вашего студента вперед с точки зрения знаний (уровней, достижений), но они же не дадут бросить на полпути.

— Попробуйте проектное обучение

Выявите любую проблему студента, связанную с английским языком (например, во время прошлой поездки он не смог сделать нормальный заказ в кафе) — и в течение нескольких занятий сконцентрируйте усилия на на том, чтобы помочь эту проблему решить. «Ситуация успеха» может вывести студента на новый виток интереса.

— Переключайтесь между инструментами и подходами

Клиповое мышление никто не отменял, а у человека менее заинтересованного оно становится более клиповым. Используйте разные источники информации, а не только платформу и вещающую через скайп голову педагога.

— Предложите сменить обстановку

Пусть студент, например, позанимается английским из дома мамы или даже из парка, настроив мобильную точку доступа или зайдя в скайп с телефона. Это может быть непривычно и даже не удобно, но создаст новые нейронные связи и вызовет ощущение «прикольно, а ведь получилось».

— Удивите. И снова

На одно занятие полностью поменяйте привычный студенту план занятия. Если сработает, и это подстегнет интерес, — значит, стоит повторять с определенной периодичностью, но не слишком часто. А можно иногда и домашнее задание отменить: все любят неожиданные маленькие радости.

— Заведите «книгу жалоб и предложений»

Студенты и так часто дают обратную связь о занятиях. Но почему бы не создать гугл-форму (можно анонимную, но лучше именную), куда студент сможет вносить свои пожелания? Например, услышал он про классный сериал, который еще не перевели, не продублировали и не дополнили субтитрами, а уровня знаний языка пока не хватает. Студент может упомянуть об этом в гугл-форме, ответ запишется, — и возможно, вы найдете «окошко» в плане занятий, чтобы посмотреть эпизод, разобрать незнакомые конструкции или обсудить серию.

6. Найти новый интерес

Если прежние мечты, цели, мотивы реанимации не подлежат, можно попытаться найти другие — ведь все мы люди разносторонние, и нас одновременно «цепляют» совершенно разные вещи.

— Познакомьте студента с человеком или людьми, которые знают язык на более высоком уровне или добились каких-то значимых успехов благодаря этому знанию.

— Если у вас есть коммьюнити студентов, которое общается в веселом закрытом чатике, подключите «скучающего» студента туда.

— Если есть возможность, познакомьте его с носителем языка. Или даже дайте задание найти носителя в своем городе и завести переписку, познакомиться, провести интервью.

— Делитесь понемногу историями своих зарубежных поездок или учебы, если есть подобный опыт. Можно кинуть студенту ссылки на интересные блоги тех, кто учится за границей или эмигрировал.

Есть и вариант «ничего не делать»

Иногда нужно просто упорно двигаться к цели. Например, любой специалист скажет, что не всегда любит и вдохновляется своей работой, но ее просто нужно делать, — и любовь возвращается, особенно с состоянием потока. Если студент сам занятия не бросает, если внутреннее упорство в нем есть, — это уже доверие к вам и дорогого стоит.

Если интереса заниматься никогда не было…

Как так? Например, студенту подарили / оплатили занятия. Ребенка записала мама, мужа — жена. Или студент хотел изучать французский, а вынужден учить английский, потому что по работе требуют…

Большинство людей любопытны — иначе не были бы так популярны соцсети. Значит, чем-то человека все-таки можно зацепить.

Следуйте методике. → Пробуйте. → Делайте свою работу хорошо. → Любите английский язык. Подобные чувства обычно заразительны, особенно если у преподавателя есть харизма и обаяние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×