Учителя часто жалуются, что на уроке не хватает времени, чтобы все успеть, или наоборот – все запланированное выполнили, а время до конца урока еще осталось. Однако, проблема не в отсутствии или избытке времени, а в некорректном тайм-менеджменте. Распределение времени на уроке помогает быстрее и эффективнее прийти к цели. Многие не задумываются о том, насколько важно соблюдать тайминг. В статье разберем, почему важно правильно распределять время на уроке, в каких случаях можно отойти от тайминга, а также поделимся советами, как его соблюдать. 

Зачем нужен тайминг на уроке? 

Основная задача правильного тайминга на уроке – достичь цели в изучении языка. Мы не можем за один урок выучить все, именно поэтому мы планируем достижение цели в несколько этапов. Внутри урока распределяем время на стадии, отведенные для изучения темы. Учителю это помогает:

— грамотно распланировать этапы для продуктивного и эффективного урока;

— не затягивать этапы урока;

— приоритезировать цель ученика, чтобы достичь ее как можно быстрее, например, ученик хочет понимать английский на слух, следовательно больше времени мы будем уделять на развитие данного навыка;

— успеть все, что планировали;

— спланировать «if-time» задания, которые можно добавить, если останется время.

Для учеников это так же важно, как и для преподавателей. Ребенку это помогает:

— лучше усвоить изучаемый материал;

— не скучать на уроке, выполняя одно задание 40 минут;

— понимать, какая перед ним стоит задача и сколько у него есть времени на выполнение;

 — «ощущать» границы времени.

Невыполнение домашних заданий, опоздание на урок и долгое выполнение упражнений на уроке значат, что ученик не умеет ощущать границы времени. Именно поэтому важно соблюдать тайм-менеджмент на уроке как для учителя, так и для ученика. 

Как правильно распределять время по этапам урока?

Тайм-менеджмент на занятии имеет общепринятые рамки. Берем за основу один навык, который необходимо отработать: чтение, письмо, аудирование или говорение. Мы четко понимаем, что проработка одного из навыков будет занимать большую часть времени на уроке, а остальные этапы — в среднем 2-7 минут каждый. Выглядит это примерно так для урока, который длится 50 минут:

1. Introduction: small talk, warm-up, повторение, проверка домашнего задания ≈ 5-7 минут;

2. Lead-in: вводим тему урока, называем цели, задачи и несколько заданий, чтобы заинтересовать ученика ≈ 2 минуты;

3. Presentation: проверяем, что ученик уже знает о теме, представляем тему ≈ 10 минут;

4. Practise: пробуем практиковать изученную тему в заданиях по типу controlled и semi-controlled practice ≈ 5-10 минут;

5. Production: отрабатываем тему в заданиях по типу freer practice ≈ 15-20 минут;

6. Cool down: подводим итоги урока, делимся впечатлениями ≈ 5 минут.

Время написано примерно, так как все работают в разных режимах: онлайн или оффлайн, в группе или тет-а-тет. У кого-то занятие длится 45 минут или 50 минут, у кого-то один час. Главное, что «практика» — применение изученной темы на письме, занимает большую часть занятия. Однако это не значит, что нужно отводить для этого времени одно задание. Старайтесь этапы разнообразить, чтобы ни вы, ни ученик не скучали на уроке. 

Что поможет соблюдать тайминг?

Мы собрали для вас пять советов по работе с временем на уроке, которые помогут вам и ученикам разграничивать время на занятии.

1. Используйте таймер или будильник. Можно поделить время внутри урока, чтобы будильник оповещал, когда стоит переходить на следующий этап или заканчивать задание. Настраивайте под себя, главное, соблюдать время и не задерживать учеников. Это символизирует о непрофессионализме. 

2. Продумывайте заранее, как вы будете озвучивать задание, представлять тему урока или переходить к новому этапу. Это сократит время, которое уходит на обдумывание, как сделать лучше. Если вы будете заранее готовы, то это уже 50% успеха. 

3. Всегда помните о непредвиденных ситуациях. В любом задании ученик может не помнить слово и будет искать его в словаре минимум 20 секунд. А также могут быть неполадки с интернетом при онлайн-режиме. Такие вещи можно предвидеть, но не знать точно. Отводите какое-то время на такие моменты, и тогда не будет сложностей с тем, что вы 5 минут потратили только на работу со словарем. 

4. Не перегружайте урок. Чем меньше новой информации ученик получает на занятии, тем легче ее воспринять и отработать. Смотрите на темп и работу ученика. Пусть вы много времени посвятите проработке одного навыка, и ребенок лучше его усвоит, чем вы будете давать много информации быстро и непонятно с целью успеть как можно больше. В итоге это не даст никакого результата.

5. Озвучивайте время, отведенное на задание. Попросите ученика самостоятельно оценить, сколько времени он может потратить на задание. Так ученик начнет следить за временем на занятии. Если вы видите, что ученик под конец урока устал или, наоборот, активно делится эмоциями вместо того, чтобы выполнять задание, то скажите, например: «Сейчас делаем последнее задание и будем заканчивать». Ученик поймет, что осталось совсем чуть-чуть поработать, поэтому стоит сосредоточиться и потом уже можно отдыхать. 

Когда можно отходить от тайминга?

Невозможно каждый раз соблюдать границы во времени на уроке, особенно с подростками. Всегда могут произойти какие-то непредвиденные обстоятельства. Например, технические неполадки, если вы работаете в онлайне, или ученик опаздывает из-за пробки, если вы в оффлайне. Стоит изменить тайминг, если:

— происходят технические сложности при работе онлайн, так как без стабильной работы техники, не будет продуктивного урока;

— ученик не усвоил тему прошлого урока, и это мешает изучению новой темы, которую вы запланировали на текущий урок. Лучше еще раз пройти и проработать старую тему;

— видите, что у ученика что-то произошло, и он совершенно не настроен на работу. Поговорите с ним лишние 5 минут о его проблемах, чтобы расположить его к себе и отвлечь от неприятностей; 

— ученик не понимает, что нужно делать в задании или для чего это делать. Объясните ещё раз, что вы отрабатываете и зачем. Это поможет избежать недопонимания и ссор;

— понимаете, что ученик устал от заданий и начинает зевать. Проведите физминутку, чтобы взбодриться.

Время на уроке – важный индикатор результативности, если ученик выполняет задание больше 30 минут, стоит задуматься правильно ли вы объяснили тему ученику, или хорошо ли он выучил слова. Существуют отклонения от тайминга, которые регулирует учитель, а есть те, которые происходят со стороны ученика. 

Задача учителя на уроке контролировать процессы, в том числе тайминг. Старайтесь не пренебрегать им. Внедрите несколько советов из статьи, и вы увидите преимущества правильной работы со временем на уроке. Желаем вам успевать все вовремя!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×