Как правильно давать студенту обратную связь

Обратная связь — это любая реакция преподавателя на поведение или учебные успехи студента. Цель обратной связи всегда одна: улучшение успеваемости, а потому ее часто путают с критикой: многие из нас помнят школьных учителей, которые обращались к ученикам лишь затем, чтобы исправить их ошибки. (Не судим строго: при большом количестве учеников и амбициозных государственных задачах на позитивную обратную связь не всегда хватает времени и/или сил.)

Если обратная связь и для студента становится синоним критики, негативного отзыва, то со временем он станет бояться ошибок, предпочтет отмалчиваться — и учебный процесс зайдет в тупик. Исследования показывают: когда обратная связь является преимущественно отрицательной, это плохо сказывается на успеваемости и мотивации студентов.

Рассказываем, как сделать обратную связь положительной (или хотя бы нейтральной), чтобы она стимулировала студента к труду и внушала правильную психологическую установку «я могу».

Используйте «правило бутерброда»

Задача обратной связи — донести до студента, что он делает неправильно, но не отбить при этом охоту продолжать попытки. Проще всего это сделать, если следовать принципу: «похвала — критика — похвала». Если провести аналогию с браком или с отношениями детей и родителей, так психологи и вовсе советуют на одно «отрицательно заряженное» высказывание произносить четыре «положительно заряженных».

Если не находите, за что похвалить, в сути задания, ищите в поведении студента. Искренне звучит и при этом эффективна формулировка: «я заметил(а)»: «я заметила, что вы уже 2 недели старательно выполняете задания» или «а заметил, что вам нравятся задания этого типа». 

Пусть вас не смущает необходимость много (чрезмерно?) хвалить: студенту полезно знать свои сильные стороны, анализировать удачные ответы и причины, которые лежали в их основе.   

Выбирайте правильный момент

Оптимально давать обратную связь тогда, когда в ней появляется необходимость, сразу после совершенной ошибки или попытки что-либо сказать, сделать, выполнить. Если затягивать с оценкой и исправлениями, студент просто забудет суть задания, не свяжет вашу обратную связь со своими действиями.

Но стили обучения у всех разные. Есть студенты, которым проще решиться на сложное для них задание, если преподаватель не поправляет каждое неверно произнесенное слово. Понаблюдайте за реакцией, поэкспериментируйте, чтобы выбрать оптимальный момент для обратной связи. (А можно и в лоб спросить.)

Сосредоточьтесь на конечной цели

Безупречная грамматика и правильное произношение — это прекрасно, но редкие студенты приходят учить английский язык ради них. У большинства есть учебные задачи, привязанные к жизненным целям и мечтам. Если давая студенту обратную связь, вы будете подсказывать способы быстрее и легче добиться желаемого, то даже тактичная критика не будет восприниматься «в штыки».

Следите за мимикой, жестами и языком тела

Обратную связь преподаватель английского, чаще всего, дает устно, а потому важно следить не только за формулировками, но и за выражением своего лица. Нежелательно, чтобы оно отражало ваше «крайнее неодобрение».

С другой стороны, полезно найти (зеркало в помощь) сдержанное, не осуждающее, но серьезное, «особое» выражение лица, которое вы сможете использовать, чтобы намекнуть на ошибки. Привыкнув к нему, студенты смогут избежать неприятной для них обратной связи, просто исправляя ошибки «на ходу».

Сделайте акцент на чем-то одном

Обратная связь будет эффективнее, если вы сосредоточитесь на одном значимом параметре, о котором студента нужно предупредить: например, на произношении или на правильном употреблении грамматической конструкции. Да, есть или могут быть и другие недочеты, но выберите один или связанную группу значимых, чтобы прицельно поработать над ним. Так обратная связь станет более обучающей и эффективной, при этом менее болезненной для самооценки.

Оцените характер студента и его уверенность в себе

Одним важно, чтобы их подталкивали, задавали высокую планку, ожидали от них многого и большего. Другим похвала и ободряющие слова требуются каждые 10 минут. Третьи болезненно воспринимают любую оценку, воспринимая ее как личное оскорбление. Важно действовать тактично и осторожно, — по крайней мере, до тех пор, пока не узнаете студента ближе, и он не проникнется к вам доверием.

Записывайте ошибки и успехи студента

Для этого подойдет страница в блокноте или специальный файл на компьютере. Потратьте 3-5 минут, пока свежи воспоминания о занятии, чтобы записать удачные фразы студента, его глубокие вопросы, результаты тестов (или ошибки, которые в них проскочили). Датированные комментарии помогут вам в будущем давать более аргументированную, лишенную излишней «воды» или эмоциональности обратную связь.

Хвалите по-настоящему

Бессмысленные фразы типы «отличная работа» и «молодец» быстро теряют свой педагогический смысл, ведь в них нет глубины наблюдательности и истинной оценки. С одной стороны, студенты перестают на них реагировать. С другой, начинают их ожидать (даже если не заслужили).

Если достижение «рядовое», и сам студент воспринимает его таким,  — на успехи достаточно с улыбкой кивнуть. Если же важное, и у студента получилось, — не стесняйтесь позитивных, мотивирующих, восторженных формулировок и проговаривайте вслух суть достижения.

***

Мотивационный коуч Энди Робертс (Andi Roberts) придумал аббревиатуру, которая характеризует эффективную обратную связь. Звучит она так: BOOST your feedback.

  • Balanced: включает себя продуманное сочетание похвалы, критики и советов по улучшению.
  • Observed: звучит только на действия студента (не бездействие или намерения).
  • Objective: не привносит в обратную связь ожидания или субъективные мнения того, кто ее дает.
  • Specific: приводит примеры совершенных ошибок, формулирует конкретные успехи, соотносит советы по улучшению с теми задачами, которые стояли, и теми заданиями, которые студент выполнял.
  • Timely: звучит тогда, когда для студента это будет наиболее полезно.

Интересное по теме:

Добавить в закладки
Комментарии (5)
  • Tetiana

    It was really useful! Thanks a lot!?

    18.10.2020
  • Elena

    Thanks so much! I really appreciate that you share information that is worth paying attention to!

    16.10.2020
  • Evgeniya Kvachadze

    Thank you really much! 2 last tips were especially significant!

    16.10.2020
  • Marina

    Thanks! It was useful!!!

    15.10.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×