Основная задача чтения — получение информации. Только не всегда для этого нужно читать все. Существует три различных стиля чтения текста: беглый просмотр (skimming), выборочное чтение (scanning) и углубленное чтение (in-depth reading). Каждый из них используется для определенной цели.
Беглый просмотр (Skimming)
С помощью этого вида чтения мы можем быстро понять главную идею текста.
Он предполагает изучение текста путем чтения заголовков и первых предложений абзацев или разделов. Обычно он принимает три формы: предварительный просмотр, общий просмотр и повторный просмотр.
Предварительный просмотр
Используется для
- определения необходимости прочтения;
- поиска материала в Интернете;
- сортировки почтовых сообщений;
- выбора книги.
Стратегия: Прочитайте первый абзац, заголовки и первые предложения последующих абзацев.
Общий просмотр
Мы используем эту технику чтения, если хотим получит более полное представление о тексте, потому что не планируем его изучать в дальнейшем.
Стратегия: В добавок к тому, что делали при предварительном просмотре, обращайте внимание на структуру текста и ключевые слова.
Повторный просмотр
Как и следует из названия, эта техника применяется, когда нужно повторно просмотреть текст, который мы прежде читали бегло или углубленно.
Стратегия: Перед просмотром приготовьтесь запоминать как можно больше. Теперь нужно сконцентрироваться на порядке событий, структуре текста или деталях — именах, местах, терминах.
Выборочное чтение (scanning)
Сканирование отличается от беглого просмотра тем, что вы читаете не весь текст, а ищете в материале определенное слово или ответ на вопрос. Это тоже просмотр, но более тщательный.
Возможные цели: найти информацию в справочнике, рекламном объявлении, учебной статье.
Стратегия:
- Сформулируйте, что вы ищете.
- Спрогнозируйте, как будет выглядеть информация.
- Проведите пальцем по середине или по диагонали страницы. Глазами старайтесь найти нужную информацию
Смысловое или углубленное чтение (in-depth reading)
Этот вид чтения наиболее сложный и важный, но ученик не читает вслух или переводит каждое слово. Он обращает внимание на непонятные моменты, прибегая к разъяснениям учителя только если не может самостоятельно догадаться о значении ключевого слова по контексту. Его целями могут быть:
— понимание идеи автора и ее обоснования;
— разбор раздела, абзаца или всего текста;
— чтение официального письма или документа.
4 эффективные стратегии смыслового чтения
Для достижения целей смыслового чтения прибегают к следующим стратегиям:
- RAP (Read-Ask-Put);
- RIDA (Read-Imagine-Describe-Add);
- метод пяти “S”(Skim-Scan-Select-Slurp-Summarize);
- SQ3R (Survey-Question-Read-Recite-Review).
Стратегия “RAP” основана на пересказе содержания. Если, читая текст, ученик встретил непонятную фразу или абзац, он останавливается, спрашивает себя, о чем говорится в данном отрывке и старается пересказать его своими словами.
Стратегия “RIDA” подключает воображение: читая, представляйте себе сцены, как в фильме. Отмечайте на полях места, давшие наиболее яркие образы.
Метод пяти “S” помогает выбрать правильный стиль чтения, чтобы не терять время, хотя занимает более 10 минут.
Его этапы:
- прочитайте введение, выводы, первое и последнее предложение каждого абзаца;
- поищите нужную информацию;
- выберите разделы, которые нам действительно нужно прочитать;
- выбранные отрывки прочитайте медленно и более углубленно, попробовав понять искомую информацию;
- прочитайте снова, если необходимо;
- используйте план, вопросы или ключевые слова как основу для составления заметок.
SQ3R
Данная стратегия предполагает следующие этапы:
- просмотрите текст, обращая внимание не заголовки, подзаголовки, схемы и т.д.;
- задайте себе вопросы по заголовкам или из послетекстового задания.
- прочитайте весь текст медленно, стараясь понять смысл прочитанного, отмечайте важные моменты карандашом;
- попробуйте кратко записать основные моменты по памяти;
- проверьте правильность своих заметок, перечитав текст пару раз, добавьте в них информацию, если что-то пропустили.
Перечисленные стили и стратегии подходят не только для учеников, но и для учителей, читающих английскую литературу или академические статьи. Перечислены универсальные приёмы, которые пригодятся всем для достижения целей чтения на любом языке.