Основная задача чтения получение информации. Только не всегда для этого нужно читать все. Существует три различных стиля чтения текста: беглый просмотр (skimming), выборочное чтение (scanning) и углубленное чтение (in-depth reading). Каждый из них используется для определенной цели.

Беглый просмотр (Skimming)

С помощью этого вида чтения мы можем быстро понять главную идею текста. 

Он предполагает изучение текста путем чтения заголовков и первых предложений абзацев или разделов. Обычно он принимает три формы: предварительный просмотр, общий просмотр и повторный просмотр. 

Предварительный просмотр 

Используется для

  • определения необходимости прочтения;
  • поиска материала в Интернете;
  • сортировки почтовых сообщений;
  • выбора книги.

Стратегия: Прочитайте первый абзац, заголовки и первые предложения последующих абзацев. 

Общий просмотр

Мы используем эту технику чтения, если хотим получит более полное представление о тексте, потому что не планируем его изучать в дальнейшем.

Стратегия: В добавок к тому, что делали при предварительном просмотре, обращайте внимание на структуру текста и ключевые слова.

Повторный просмотр

Как и следует из названия, эта техника применяется, когда нужно повторно просмотреть текст, который мы прежде читали бегло или углубленно.

Стратегия: Перед просмотром приготовьтесь запоминать как можно больше. Теперь нужно сконцентрироваться на порядке событий, структуре текста или деталях именах, местах, терминах.

Выборочное чтение (scanning)

Сканирование отличается от беглого просмотра тем, что вы читаете не весь текст, а ищете в материале определенное слово или ответ на вопрос. Это тоже просмотр, но более тщательный.

Возможные цели: найти информацию в справочнике, рекламном объявлении, учебной статье.

Стратегия: 

  • Сформулируйте, что вы ищете.
  • Спрогнозируйте, как будет выглядеть информация.
  • Проведите пальцем по середине или по диагонали страницы. Глазами старайтесь найти нужную информацию 

Смысловое или углубленное чтение (in-depth reading)

Этот вид чтения наиболее сложный и важный, но ученик не читает вслух или переводит каждое слово. Он обращает внимание на непонятные моменты, прибегая к разъяснениям учителя только если не может самостоятельно догадаться о значении ключевого слова по контексту. Его целями могут быть:

 — понимание идеи автора и ее обоснования;

—  разбор раздела, абзаца или всего текста;

— чтение официального письма или документа.

4 эффективные стратегии смыслового чтения

Для достижения целей смыслового чтения прибегают к следующим стратегиям:

  • RAP (Read-Ask-Put); 
  • RIDA (Read-Imagine-Describe-Add);
  • метод пяти “S”(Skim-Scan-Select-Slurp-Summarize); 
  • SQ3R (Survey-Question-Read-Recite-Review).

Стратегия “RAP” основана на пересказе содержания. Если, читая текст, ученик встретил непонятную фразу или абзац, он останавливается, спрашивает себя, о чем говорится в данном отрывке и старается пересказать его своими словами.

Стратегия “RIDA” подключает воображение: читая, представляйте себе сцены, как в фильме. Отмечайте на полях места, давшие наиболее яркие образы.

Метод пяти “S” помогает выбрать правильный стиль чтения, чтобы не терять время, хотя занимает более 10 минут. 

Его этапы:

  1. прочитайте введение, выводы, первое и последнее предложение каждого абзаца;
  2. поищите нужную информацию;
  3. выберите разделы, которые нам действительно нужно прочитать;
  4. выбранные отрывки прочитайте медленно и более углубленно, попробовав понять искомую информацию;
  5. прочитайте снова, если необходимо;
  6. используйте план, вопросы или ключевые слова как основу для составления заметок.

SQ3R

Данная стратегия предполагает следующие этапы:

  1. просмотрите текст, обращая внимание не заголовки, подзаголовки, схемы и т.д.;
  2. задайте себе вопросы по заголовкам или из послетекстового задания. 
  3. прочитайте весь текст медленно, стараясь понять смысл прочитанного, отмечайте важные моменты карандашом;
  4. попробуйте кратко записать основные моменты по памяти;
  5. проверьте правильность своих заметок, перечитав текст пару раз, добавьте в них информацию, если что-то пропустили.

Перечисленные стили и стратегии подходят не только для учеников, но и для учителей, читающих английскую литературу или академические статьи. Перечислены универсальные приёмы, которые пригодятся всем для достижения целей чтения на любом языке. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×