Как тестирование влияет на обучение или что такое washback effect?

Современное образование сложно представить без различного рода тестирований и экзаменов. Ученики постоянно готовятся и сдают внутренние (школьные) или внешние (например, международные) тесты. Как следствие, это сильно влияет на отношение учеников к учебному материалу и построение учебного процесса учителями. Давайте попробуем разобраться, как и почему это происходит!

История вопроса

Многолетние исследования показывают, что оценка и тестирование учащихся значительно меняют подход к преподаванию иностранного языка, например, учителя начинают целенаправленно готовить к тестовым заданиям, фокусироваться не на развитии навыков, а на аспектах, которые будут тестироваться или оцениваться. Ясно, что “тестирование никогда не бывает нейтральным и всегда имеет последствия”(Stobart, G.: 2003, ‘The Impact of Assessment: Intended and Unintended Consequences’, Assessment in Education 16, 139–140).

Тесты могут иметь  положительный эффект. Например, тестирование может вдохновить учеников прикладывать больше усилий для достижения лучших результатов, подбодрить и мотивировать их. В то же время, тестирование может иметь и обратный эффект, когда, например,  преподаватели слишком много внимания и времени уделяют “натаскиванию” на экзамен, контрольную, проверочную работу. Это крайне плохо сказывается на образовательной траектории учеников и часто страдают все языковые навыки. В результате ученики могут выполнить тест, но не могут использовать язык в реальных условиях коммуникации.

В научной литературе это влияние оценки и тестов на обучение носит разные названия, объединенные одним смыслом: ‘washback effect’ (Wall & Alderson, 1993), ‘backwash’ (Hughes, 1993),  или ‘test impact’ (Bachman & Palmer, 1996). Согласно исследователям этот механизм влияния работает так, что  то, что оценивается становится ценным и именно на этом сосредотачивается обучение. Washback может захватывать отдельных учителей и учеников или целые классы и учебные программы.

Задача грамотного педагога нивелировать отрицательное влияние тестирования на обучение. Многие авторы-исследователи темы даже говорят о связи washback effect c валидностью теста. То есть “качество” контрольной работы может и должно быть оценено с точки зрения его положительного влияния на обучение.

Как же усилить позитивные результаты обратного эффекта?

  1. Тестировать и оценивать те навыки, которые вы хотите усилить у своих учеников. 
  2. Устраивать контрольные работы часто и без предупреждения.
  3. Основывать тесты на целях, а не наоборот. В таком случае тестирование будет соответствовать программе обучения, а не курс уроков “подстраиваться” под задания теста.
  4. Использовать прямое тестирование, то есть проверять именно владение навыком, который мы оцениваем, а не набор знаний отдельных терминов, форм и т.п. 
  5. Составлять тесты так, чтобы они соотносились с определенными  критериями, указанными в учебной программе. Эти критерии должны измерять успеваемость учеников и соответствие их знаний и умений стандартам обучения (учебной программы, тем курса и так далее).

Подведем итоги

Washback effect безусловно может влиять на учебные процессы и преподавание иностранного языка. Одна из задач учителя — проверять, тестировать, контролировать полученные учениками навыки и знания так, чтобы это мотивировало их прилагать больше усилий, становиться лучше, расти и достигать новых высот в языке. Для этого контрольные работы должны быть подчинены задачам и целям учебного материала, а не наоборот. Все задания на уроках должны быть направлены на развитие языковых навыков, а не на подготовку к тесту или экзамену. Ни в коем случае нельзя отказываться от учебных практических целей в пользу подготовки к тесту. 

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×