Как помочь студентам поддерживать свою грамматику в хорошей форме?

Как помочь студентам поддерживать свою грамматику в хорошей форме?

Представим себе студента уровня Upper Intermediate. Основы грамматики уже изучены, но сложные конструкции постоянно забываются. Как помочь такому ученику keep grammatically fit? Ведь нельзя же каждый урок повторять Conditionals, Passive и списки глаголов, после которых используется Gerund… или можно?

Решение есть! Простой подход, который мы описываем в статье, позволяет постепенно улучшать и отшлифовывать понимание грамматических конструкций, регулярно «протирать с них пыль». 

Итак, перейдем к подходу. На уроках мы работаем с текстами. Сразу отмечу, что речь идет не только лишь о напечатанных отрывках, но и о записях аудио, где учителю доступен скрипт. Написанные или озвученные истории – прекрасный контекст, показывающий, как и почему нужна та или иная грамматическая форма. 

Для примера возьмем отрывок из текста на платформе Vimbox, урок «Advertising you don’t notice». Задание было прослушать подкаст и выделить главные мысли. Текст включает новую лексику, и на его основе на уроке проводилось обсуждение темы влияния рекламы. Итак, мы поработали с текстом как обычно – ответили на вопросы, объяснили новые слова, обсудили. Теперь выбранный нами отрывок уже хорошо понятен ученику. Понимание контекста здесь критически важно! Переходим к практике грамматической конструкции: наденем «Grammar goggles» (термин Мэтта Эллмана, специалиста по teacher development в Cambridge University Press. Мэтт говорил о том, почему важно научить студентов находить в текстах grammar chunks и grammatical patterns, которые не видны с первого взгляда. Как будто надеть специальные очки для грамматики). Попробуем увидеть грамматику, которую ученик сразу не заметил:

Yes, good advertising really proves itself again and again. I was having dinner with friends recently, and one of them told me that advertising does not influence her. It just doesn’t appear to be working. Now, for those of us in marketing, this is a familiar thing to hear. I often point out that companies would not invest billions of dollars into advertising if it didn’t work. Companies expect advertising to produce returns, just like any other investment. I explained to her that the big reason she and others like her don’t believe advertising works is that they’re expecting actual results now

Этот фрагмент позволяет повторить использование Present and Past Continuous, 2 Conditional, appear + Infinitive. Определите, какая из тем в этом отрывке более актуальна для повторения с учеником. Выберите одну или две темы, не более.

Мы выбрали повторить 2 Conditional, скопировали часть текста, глаголы поставили в скобки в первой форме. Ученик получает задание раскрыть скобки:

I was having dinner with friends recently, and one of them told me that advertising does not influence her. Now, for those of us in marketing, this is a familiar thing to hear. I often point out that companies .. (not invest) billions of dollars into advertising if it .. (not work). 

Конечно, ученик не должен видеть весь текст целиком из аудирования, чтобы не отвлекаться. 

Если ученик успешно справился с заданием, не упускаем возможность его похвалить. Ведь правильно использовать Conditional 2 могут далеко не все! Эта похвала будет конкретной, а потому придаст ученику уверенности в своих силах и удовлетворенности от урока. Если ученик ошибся, подзабыл, напоминаем ему, как правильно (включаем этот фрагмент в аудио, просить прочитать текст заново). Затем попросим по аналогии с этим предложением составить подобные условные предложения 2-го типа, связанные с темой рекламы, раз мы ее обсуждаем (тут и новые слова пригодятся!). Помогаем ученику с идеями, даем опорные слова. Все предложения строим по одному шаблону. 

Например, ученик ошибся в ‘if it didn’t work’. Просим его продолжить такие предложения:

I wouldn’t pay so much for my iPhone if ….

Advertising wouldn’t influence me if ….

People in marketing wouldn’t have a job if ….

Когда у ученика есть основа для составления предложений, он всю свою энергию будет направлять только на практику именно той грамматической конструкции, которую он забыл. После этого просим его составить еще пару предложений «от себя».

В некоторых случаях можно добавить еще одно упражнение. Это упражнение называется dictogloss. Ученику нужно воссоздать текст по ключевым словам (dinner with friends – one of them – advertising – influence – appear – a familiar thing – companies – invest – dollars – not work).

💡 Если вы со студентом периодически обсуждаете какой-то сериал, выбирайте отрывки из него, иллюстрирующие его проблемную грамматику –  персонализированное задание для разминки на 5+ 

Дополнительные преимущества этого подхода:

  • грамматика анализируется в контексте;
  • ученик убеждается, что эта конструкция действительно используется носителями языка, и тоже хочет ее применять;
  • ученик развивает языковую «насмотренность»: когда самостоятельно сталкивается с английским, все больше замечает интересных особенностей. Так идет процесс самообучения, а вам плюс – внимательный, довольный и мотивированный студент;
  • ученик перестает рассматривать учебные темы только с точки зрения «интересно или нет». Он понимает, что любая тема будет полезной, хотя бы потому, что из нее можно почерпнуть какой-нибудь герундий.

Мы заметили, что такой подход помогает ученикам увереннее использовать Perfect, Conditionals и другие непростые конструкции в своей речи. Попробуйте и вы применить его на уроках! 

Автор: Александра Курец

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    970 3

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×