«Кто здесь самый умный?» — дифференцируем задания по грамматике

Обучение в классах со смешанными способностями — одна из самых серьезных проблем, с которыми сталкиваются учителя. Часть учеников теряют интерес из-за низкого уровня сложности, другие — не могут справиться с заданиями и перестают участвовать в уроке. Что делать преподавателю? Предлагаем варианты заданий на грамматику, которые помогут включить в работу всех учеников, вне зависимости от их особенностей.

Задания для детей с разными познавательными способностями

На уроках целесообразно разделить детей на однородные группы, состоящие из учеников со схожими познавательными способностями. Группы детей, которые хорошо справляются с заданием, будут выполнять его самостоятельно, а тем, кто нуждается в поддержке, поможет учитель.

Попробуйте также ввести взаимное обучение, так называемое “peer tutoring”. Это метод, при котором учащиеся работают в небольших группах или парах, обеспечивая взаимную поддержку в процессе обучения. Здесь учитель несет ответственность за правильное объединение учеников в пары: предполагается, что более продвинутый ученик (tutor) помогает ученику из менее продвинутой группы, действуя в качестве его наставника. Совместное обучение наиболее эффективно, когда оно используется для закрепления материала, а не для введения новых тем. Например, для закрепления грамматической темы “There is/are”, разбейте учеников на пары и раздайте картинки с названиями разных предметов мебели. Попросите их составить предложения о том, что находится в классной комнате. Позвольте детям пофантазировать и представить идеальную классную комнату. Также попросите их составить короткие диалоги. Пусть более сильный ученик спрашивает партнера, находятся ли предметы мебели в классе.

Пример:

— Is there a bookshelf in the classroom?
— Yes, there is. There is a bookshelf in the classroom.

Учителю необходимо контролировать взаимодействие учеников, чтобы убедиться, что между ними нет конфликтов и ни один из ребят не испытывает чувства превосходства или неполноценности.

Для студентов с разными способностями и навыками особенно подходит проектная работа. Ее можно выполнять как индивидуально, так и в группах. Если дети работают индивидуально, можно поощрять способных учеников к разработке тем, требующих более длительного изучения, в то время как более слабые ученики могут выполнять проекты, требующие меньших амбиций и навыков.

Например, изучая тему Present Simple, более способные ученики опишут не только свой обычный день, используя изученную на уроке лексику, но и расскажут о рутине сестры, брата или кого-то с родителей для отработки форм глаголов с местоимениями “he”, “she”.

В то время менее успешные ученики могут пересказать план дня, который дается в учебнике, при этом обращая внимание на порядок слов в предложении и добавление окончания “-s” для единственного числа третьего лица. Если студенты хотят работать в группах, их можно разделить на команды со схожими способностями или на группы студентов с разным уровнем навыков и применить метод “peer tutoring”.

Задания для детей с разным темпом обучения

Одна из самых больших проблем в классах с разным интеллектуальным уровнем учеников заключается в том, что они выполняют упражнения по грамматике в разном темпе. Тем, кто их заканчивает раньше других, становится скучно. Они нарушают дисциплину или просто теряют мотивацию к изучению английского языка.

Поэтому учитель должен подготовить дополнительные упражнения, которые он мог бы дать на уроке своим «самым быстрым» ученикам.

➡ Подготовьте грамматические упражнения и ситуационные диалоги. Например, с тремя разными уровнями сложности или текстами для задач на понимание прочитанного, в которых нужно выделить изучаемую грамматическую конструкцию. Так, если ученик выполнил все задания по теме “I have/I’ve got”, можно попросить его прочитать текст с описанием человека и попросить найти конструкцию с глаголом “to have”, описать человека на картинке, используя предложенные слова и выученную конструкцию. Позже описать свою внешность и внешность соседа по парте, учитывая изменение глагола после местоимений “he”, “she”.

➡ Создайте «уголок для чтения», где ученик, который быстрее всего выполнит упражнения, мог бы прочитать рассказ на английском языке с изучаемой грамматической конструкцией и определить ее в нем.

➡ Соберите подборку мини-заданий на карточках. Эти работы всегда следует вознаграждать оценкой, чтобы учащиеся были заинтересованы в их усердном выполнении.

➡ Еще одним хорошим решением могут быть задания различной продолжительности. Например, некоторые ученики могут заполнять пропущенные глаголы в описаниях к изображениям, другие пусть дополнительно раскрашивают эти картинки или дополняют предложения с глаголом “to have” утверждениями или отрицаниями, составляют короткие диалоги.

Задания для детей с разным стилем обучения

Учет всех стилей обучения — визуального, слухового, тактильного и кинестетического — имеет важное значение при обучении иностранным языкам, особенно для детей с особыми образовательными потребностями.

Для некоторых учеников физические упражнения являются необходимостью, для других это своего рода отдых после задания, требующего большой концентрации.

Следующая игра поможет снять напряжение после изучения сложного материала:

Учитель сообщает ученикам, что он расскажет им историю, в которой будут использоваться грамматические конструкции, изученные ранее. Далее перечисляет эти конструкции и назначает их отдельным ученикам. Задача игроков — вставать каждый раз, когда они слышат «свою» конструкцию. Эту игру хорошо проводить со школьниками, сидящими кругом на ковре. Другой вариант — расставить стулья рядами. В группе из 15 человек может быть 3 ряда по 5 стульев в каждом. Услышав «свою» конструкцию, ученик должен как можно быстрее встать и обойти свой ряд стульев по часовой стрелке.

Рассказ нужно будет приготовить заранее — найти или придумать специально для урока. Важно, чтобы отрабатываемые конструкции повторялись несколько раз и в непредсказуемой последовательности. Вы можете настроить темп рассказа в зависимости от группы. Это будет интересное снятие напряжения для всех групп учащихся. Не забывайте о нагрузке: более сложные конструкции можно отдать более быстрым и сообразительным ученикам.

Задания для детей с разным уровнем развития мотивации

Важный вопрос, который должен задать себе учитель при подготовке урока — соответствует ли он интересам учеников. Проанализируйте материалы, которые используете — включают ли они работу с персонажами известных фильмов, комиксов, мультиков? Есть ли в вашем арсенале песни и игры, узнаваемые для учеников? Важна и форма работы, и подбор заданий.

В разноуровневой группе попробуйте комбинированное задание «Мое хобби» для отработки Present Simple и конструкции “like+Ving”:

Изучите необходимые по теме слова и грамматические конструкции, а затем попросите ученика проиллюстрировать свои интересы в художественной форме по его выбору. Пусть это будет рисунок, коллаж из вырезанных фотографий, аппликация из листьев, мха, ракушек или других природных материалов — дайте волю фантазии. Затем он должен будет презентовать свой проект, например: “My name is… I like drawing. I draw pictures every evening”. После чего его работа выставляется в «классной галерее». Практичный способ организации подобных выставок — повесить веревку для сушки белья с зажимами для крепления экспонатов.

Преподавание в классах с разным уровнем знания языка — довольно сложная задача. Однако ее решение принесет успех в обучении и признание коллег. Учитель должен терпеливо поддерживать деятельность учеников, хвалить их за правильное выполнение заданий, а также уметь дифференцировать упражнения и разделять учеников на группы, когда это нужно. Дети с большей вероятностью выучат английский язык, если содержание урока будет интересным, а задания — посильными. Больше о дифференцированном обучении вы можете почитать в статье «Зачем нужна дифференциация», а пока расскажите  — как часто вам приходится сталкиваться с разноуровневыми группами? Что считаете самым сложным в работе с ними?

Поделиться ссылкой:
Добавить в закладки
Комментарии (3)
  • Анна Анина

    Хороший комментарий очень длинный, развернутый даже может в настольно длинный, что его необходимо... Хороший комментарий очень длинный, развернутый даже может в fнастольно длинный, что его необходимо...

    Развернуть
    26.05.2021
    Ответить
    • Анна Анина

      Хороший комментарий в целую одну строку

      26.05.2021
      Ответить
    • Анна Анина

      Хороший комментарий в целую одну строку

      26.05.2021
      Ответить
  • Анна Анина

    Хороший комментарий очень длинный, развернутый даже может в настольно длинный, что его необходимо... Хороший комментарий очень длинный, развернутый даже может в fнастольно длинный, что его необходимо...

    Развернуть
    26.05.2021
    Ответить
    • Анна Анина

      Хороший комментарий в целую одну строку

      26.05.2021
      Ответить
    • Анна Анина

      Хороший комментарий в целую одну строку

      26.05.2021
      Ответить
  • Анна Анина

    Хороший комментарий очень длинный, развернутый даже может в настольно длинный, что его необходимо... Хороший комментарий очень длинный, развернутый даже может в fнастольно длинный, что его необходимо...

    Развернуть
    26.05.2021
    Ответить
    • Анна Анина

      Хороший комментарий в целую одну строку

      26.05.2021
      Ответить
    • Анна Анина

      Хороший комментарий в целую одну строку

      26.05.2021
      Ответить
Показать еще
Еще по теме:
×